К 2028 году Великобритания рискует остаться без подводных ракетоносцев.
Бывшая «владычица морей» Великобритания может впервые с 1969 года лишиться морских стратегических ядерных сил. Об этом 12 ноября сообщила влиятельная британская газета The Times.
Сейчас в составе Королевского флота находятся четыре стратегических атомохода типа Vanguard, которые вооружены американскими баллистическими ракетами (БРПЛ) Trident-2 D5. Разработанные еще в конце 1980-х годов, субмарины постепенно теряют свою боеспособность. Отметим, что ныне силы ядерного сдерживания Великобритании состоят исключительно из морского компонента: четырех ПЛАРБ с ракетами Trident-2 D5, боеголовок к ним и инфраструктуры поддержки.
The Times цитирует слова бывшего командующего ВМС Великобритании Алана Веста, который говорит, что существующие ПЛАРБ требуют замены и называет их «очень хрупкими».
— Я сильно беспокоюсь о надежности этих подлодок, ведь мы использовали их так долго, — отметил адмирал.
Отмечается, что программа перевооружения предусматривает строительство вместо четырех подводных «стратегов» трех субмарин нового поколения. Предположительно, они обойдутся британским налогоплательщикам в сумму минимум 60 млрд. долларов. Головную лодку планируется заложить в 2016-ом году. А 2028 год — это предельный срок для эксплуатации подлодок старого типа.
Примечательно, что 23 ноября в Лондоне должна быть обнародована окончательная стоимость субмарин, однако, как замечает британское издание, с финансированием сейчас возникают сложности. Сообщается, что канцлер казначейства Великобритании Джордж Осборн требует пересмотра стоимости проекта и полного отчета Минобороны о расходах.
По мнению газеты, Осборн пытается лишить военное ведомство контроля за деньгами. Таким образом, он бросил ультиматум премьер-министру Дэвиду Кэмерону и усиливает свое влияние внутри страны, пишет The Times. Это очень беспокоит британское общество — ведь если проект будет сорван, страна после 2028 года останется вообще без сил ядерного сдерживания.
— Между Осборном и Министерством обороны идет перетягивание каната, — сказал газете источник в оборонной отрасли.
Кроме того, The Times замечает, что есть опасность того, что военные физически не смогут построить новые подлодки до 2028 года. У военного ведомства Британии плохая репутация по сдаче важных объектов в срок, подчеркивается в публикации.
Напомним, в мае 2015-года в Великобритании разразился громкий скандал. Инженер Уильям Макнили на сайте Wikileaks опубликовал материал, в котором утверждал, что в Британии попасть в ночной клуб сложнее, чем на ядерную подводную лодку. Он отмечал, что полное пренебрежение мерами безопасности делает ракеты Trident легкой мишенью для террористов.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов полагает, что статья, опубликованная в The Times, — это попытка форсировать финансирование и разработку лодок нового проекта.
— Если британцы действительно хотят иметь замену ПЛАРБ Vanguard, то им нужно ускориться, поскольку строительство атомоходов — дело трудное и долгое.
Кроме того, скорее всего, тут накладывается еще и тот факт, что Шотландия пытается выгнать британцев с их базы. Напомню, что пункт базирования стратегических подлодок ВМС Великобритании находится на военно-морской базе Клайд в Шотландии, что недалеко от Глазго.
Да, Великобритания — это уже не «владычица морей». Расходы непрерывно сокращались как в абсолютном, так и в относительном масштабе. При этом Великобритания за последние 15 лет участвовала во всевозможных конфликтах. Деньги уходили на какие-нибудь бронеавтомобили Ocelot или вертолеты CH-47 Chinook Mk.3, которые после войны в Ираке и Афганистане британцам стали не нужны. Плюс расходы на высокоточное оружие и содержание группировки.
Понятно, что в этой ситуации кто-то должен был страдать, ведь бюджет не резиновый. И урезалось именно финансирование флота. При этом я бы не стал говорить, что ВМС Великобритании находятся в сильном упадке. Все-таки строятся два авианосца типа Queen Elizabeth, многоцелевые лодки АПЛ типа Astute, на вооружении которых — стратегические крылатые ракеты большой дальности, фрегаты (в августе 2015-го компания BAE Systems получила от ВМС Великобритании долгосрочный контракт на сумму более 265 млн. долларов на строительства головного многоцелевого фрегата нового поколения Type 26).
Член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков полагает, что цель статьи в The Times — нагнетание обстановки.
— Я думаю, что это не что иное, как пропагандистский шаг. ПЛАРБ типа Vanguard — это хотя и достаточно старые субмарины (HMS Vanguard вошла в состав ВМС в 1993 году, HMS Victorious — в 1995, HMS Vigilant — в 1996, HMS Vengeance — в 1999-ом), но, тем не менее, каждая АПЛ несет формально по 16 БРПЛ «Trident-2 D5» (но фактически имеется лишь 58 ракет; в 2018 году планируется модернизация этих ракет для продления срока службы — до 2040-х годов).
Эти ракеты американского производства (разработаны Lockheed Martin Space Systems и стоят также на американских «стратегах» — ПЛАРБ типа Ohio) имеют межконтинентальную дальность стрельбы (максимальная дальность с полной нагрузкой — 7800 км) и простреливают территорию России на всю глубину, включая Дальний Восток. Да, лодки Vanguard по уровню шумности уступают американским и российским АПЛ, но они могут действовать в районах, защищенных от наших противолодочных сил.
Таким образом, я уверен, что статья в британской газете The Times — это просто обоснование того, что начинать проектирование и производство новых кораблей надо поскорее.
Однако заместитель
директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что британские ВМС действительно в среднесрочной перспективе могут остаться без МСЯС.
— Строительство новых подводных кораблей в 2016 году явно не начнется — просто удивительно откуда вдруг взялись такие сведения. В стране уже который год идет дискуссия, чем заменять имеющие четыре Vanguard и стоит ли это делать вообще, и все никак. И, на мой взгляд, учитывая общее состояние Королевского флота и вообще -вооруженных сил, вполне реальным выглядит сценарий, при котором ВМС Великобритании могут остаться без ПЛАРБ.
Да, на вооружение британского флота поступают многоцелевые АПЛ типа Astute — дальнейшее развитие подводных лодок типа Trafalgar: введены в строй две такие лодки — HMS Astute и HMS Ambush, еще четыре строятся, плюс на одну подписан контракт. Остаются в строю пять многоцелевых АПЛ класса Trafalgar. Но за последние десятилетия из боевого состава ВМС было выведено четыре ПЛАРБ типа Resolution, две ПЛА типа Trafalgar, шесть типа Swiftsure.
Единственный оставшийся в строю авианосец британского флота — это Illustrious класса Invincible, который летом 2011 года после прохождения ремонта и незначительной модернизации вернулся в состав ВМС Великобритании. Однако за неимением самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, которые были проданы в США на запчасти, он может нести только вертолеты.
Для ВМС строятся два авианосца — HMS «Куин Элизабет» и HMS «Принс оф Уэльс», на которых, должны базироваться авикрылья из F-35 В (обсуждается и F-35C), но будущее этих проектов пока под вопросом.
Что касается эсминцев и фрегатов, то в составе королевского флота — шесть эсминцев УРО Type 45 (или Daring) и 13 фрегатов УРО NorFolk (Duke, Type 23).
В общем, ВМС Великобритании уже давно не правят морями. Британские военные возможности в целом за последние годы существенно сократились. Но, в принципе, это нормальное состояние, которое укладывается в общеевропейский тренд всеобщего и полного разоружения. Тем более, натовская солидарность быстро вылилась в свою противоположность. То есть считается, там все защищают всех, альянс обладает внушительными общими ВС, но на деле все получилось наоборот — все надеются на других и за счет этого сокращают свой военный потенциал. И англичане в это вполне вписались.
—
И все же: хотя отдать приказ о применении ядерного оружия может только премьер-министр Великобритании, однако в случае войны МСЯС переходят под контроль натовского командования. Известно, что субмаринам ВМС Великобритании американцы отдали для патрулирования район Северо-Восточной Атлантики…
— Естественно, британцы и американцы тесно взаимодействуют между собой по этой теме, хотя бы потому, что БРПЛ Trident-2 D5 — американские ракеты. Но, тем не менее, это не отменяет указанных тенденций — взаимодействие с США у всех их союзников тесное, только почему-то все продолжают разоружаться.
На самом деле, несмотря на все крики со стороны Запада, никто в НАТО всерьез не укрепляет свою обороноспособность с прицелом на возможное столкновение с «агрессивной Россией». Потому что есть тенденции, которые гораздо сильнее пропаганды.
Во-первых, экономические проблемы, которые решаются в первую очередь за счет экономии на вооруженных силах. Как я уже говорил, это общеевропейский тренд, причем довольно-таки стабильный.
Во-вторых, психологическое разоружение. Страны НАТО ни с кем из серьезных противников все равно не будут воевать. Поэтому зачем им мощные ВС, которые они все равно не будут применять по прямому назначению? Для Великобритании единственная теоретически возможная самостоятельная война — с Аргентиной за Фолкленды, но ВС последней за три десятилетия сильно деградировали.