Источник
Израильский премьер вылетел в США просить о продлении договора о военных поставках и наращивании их объема. Федеральное агентство новостей разобралось, с какой целью он это делает и насколько вероятен успешный результат.
США на протяжении многих лет оказывают колоссальную по объемам военную помощь Израилю – одному из своих важнейших политических и экономических партнеров на Ближнем и Среднем Востоке. Несмотря на некоторое охлаждение отношений в президентство Барака Обамы, все договоренности успешно действуют: сейчас израильтяне получают военную помощь более чем на 3 млрд долларов ежегодно. Это соглашение будет действовать еще два года, однако премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, что называется, готовит сани летом. Причем такого объема израильтянам уже недостаточно – Нетаньяху лично отправится в США, чтобы выторговать увеличение поставок вооружений на ближайшее десятилетие до уровня 5 млрд долларов в год.
Как пишут израильские СМИ, такая серьезная «надбавка» должна компенсировать сделку США и других членов «шестерки» стран-переговорщиков по ядерной программе Ирана. Если вкратце – Иран является одним из главных противников существования государства Израиль, а теперь, в ответ на декларированный Ираном отказ от программы разработки ядерного оружия, с него будут сняты международные санкции, включая запрет на поставку туда обычных вооружений.
ФАН попросило прокомментировать американский вояж Нетаньяху главного научного сотрудника Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН, профессора кафедры востоковедения МГИМО Ирину Звягельскую.
– Ирина Доновна, какие цели преследует Израиль, помимо собственно продления договора о военной помощи, и какие шансы у него получить дополнительную помощь?
– В принципе, желание получить дополнительную военную помощь связано с общей ситуацией на Ближнем Востоке – с общим состоянием нестабильности и, в целом, ослаблением и развалом государственности в арабском мире. Плюс неурегулированность палестинской проблемы. Т.е. есть объективные основания для того, чтобы израильское правительство обратилось с просьбой к США увеличить военные поставки. Однако есть и некоторые проблемы, которые могут в связи с этим возникнуть. Проблема, прежде всего, заключается в том, что Обама и Нетаньяху не смогли наладить хорошие личные отношения. Это связано не только с ними персонально – бывает, что люди не очень сходятся друг с другом, – но и с ближневосточной проблематикой, по которой существуют серьезные разногласия.
Обама неоднократно пытался делать все, чтобы возобновились переговоры по палестинскому вопросу, требовал заморозить строительство израильских поселений. В конечном счете это ни к чему не привело, никаких серьезных шагов по урегулированию сделано не было, реальные переговоры не возобновились. То, что сейчас происходит, – это результат отсутствия такого переговорного процесса, на котором могли бы решаться как стратегические, так и проблемы повседневной жизни палестинцев. И теперь мы видим новый взрыв недовольства в Палестине, который свидетельствует, в том числе, и о деградации палестинских институтов, ослаблении доверия к ним.
Конечно, Соединенные Штаты смотрят на все это без энтузиазма, и я знаю, что есть известные американские специалисты по Ближнему Востоку, которые говорят: мы должны оказать давление на Израиль, в том числе, может, используя вопрос военной помощи. Потому что Нетаньяху и его правительство не делают то, что хотели бы видеть США. Не уверена, что это действительно будет осуществлено, но такая точка зрения существует.
Второй момент связан с Ираном. Правительство Израиля очень негативно относится к сделке с Ираном, считая, что это все равно не остановит их на пути продвижения к ядерной программе. Тут, опять же, есть разные мнения, но Нетаньяху думает именно так, и он даже выступал в Конгрессе США с критикой этого соглашения.
У Израиля есть очень большая поддержка в Соединенных Штатах, и как раз-таки в Конгрессе. Кроме того, не надо забывать, что, как бы ни критиковали Израиль, до сих пор в еврейской общине в США есть чувство моральной вины перед остальными евреями, перед Израилем – речь идет о периоде Второй мировой войны, Холокоста, когда США не принимали еврейских беженцев. Я не могу сказать, что американские евреи оказывают определяющее влияние на ситуацию, хотя эта община достаточно большая и влиятельная. Но в период выборов (ближайшие состоятся в ноябре 2016 года, на них будет избран новый президент страны, переизбраны часть сенаторов и губернаторы нескольких штатов – прим. МО) их голоса имеют большое значение, потому что они традиционно голосуют за Демократическую партию. И поэтому раздражать их тоже не стоит.
– А может, Израилю уже лучше с новым американским президентом договариваться, учитывая что срок соглашения истекает в 2017 году?
– Очевидно, у Израиля есть основания делать это сейчас с учетом всей ситуации, которая подталкивает израильтян к тому, чтобы указать на собственную уязвимость. Если сейчас не получится, тогда уже можно будет со следующим президентом говорить. Но я не уверена, что нынешний президент сможет им отказать.
– Израиль продолжает, как обычно, наращивать свою военную мощь, прежде всего, в оборонительных целях, или он все-таки готовится к наступательным действиям, к вовлечению в сирийский конфликт?
– Тут есть два вопроса. Во-первых, что касается планирования – израильская армия всегда должна быть готова к наступательным действиям. Как и любая армия. Особенно если она находится в условиях постоянно разворачивающихся вокруг нее конфликтов. Но вопрос непосредственного вмешательства Израиля, на мой взгляд, не стоит, особенно в сирийский конфликт. Мы не можем исключить каких-то военных действий против Сектора Газа, время от времени это происходит. Мы не можем исключить ответных действий в отношении «Хизбаллы» в Ливане, хотя там есть свои ограничители.
Но я не могу себе представить, чтобы Израиль вмешался в ситуацию в Сирии. Потому что это сразу испортит его отношения с большей частью арабов, включая тех, с которыми у него нет дипотношений, но с которыми на самом деле неофициальные отношения есть. Израилю сейчас совершенно не нужно противопоставлять себя арабскому миру. И это не нужно тем же американцам, потому что это ослабляет их связи с ближневосточными членами коалиции. Так что, мне кажется, это исключено. Источник: tehnowar.ru.
Рейтинг публикации:
|