У ВСУ никогда не будет собственных противокорабельных крылатых ракет и военно-транспортных самолетов.
Вооруженные силы Украины (ВСУ) сильно нуждаются в срочном усилении своих возможностей ведения борьбы с кораблями вероятного противника. Поэтому ожидают поступление в арсеналы новых образцов высокоточных вооружений. Об этом на недавно завершившейся выставке «Оружие и безопасность-2015» заявил заместитель начальника вооружений ВСУ полковник Вячеслав Шостак.
Логика киевских военачальников проста — вооружение Военно-Морских Сил Украины современными противокорабельными комплексами решило бы проблему обороны побережья и территориальных вод страны. Ведь не секрет, что группировка ВМС Украины насчитывает несколько боевых кораблей, да и то — сильно устаревших и физически, и морально. А большую часть противокорабельных ракетных комплексов «Редут», «Рубеж» и «Бастион» в мобильном и стационарном вариантах, доставшихся стране в подарок от Советского Союза, Украина давно списала в утиль или потеряла после воссоединения Крыма с Россией. А если нет кораблей — что остается? Поставить на побережье десяток-другой эффективных ракетных комплексов. Тогда можно хоть как-то контролировать подходы к собственным важнейшим портам.
Именно поэтому украинские СМИ с большой помпой анонсировали облик новой противокорабельной крылатой ракеты киевского КБ «Луч» — ключевого элемента будущего берегового ракетного комплекса «Нептун». Проект впервые продемонстрирован на публике. Сообщалось, что комплекс может быть создан в двух версиях — корабельной и береговой (на мобильной платформе). Противокорабельная ракета получит контейнерный старт — сам контейнер похож на стандартный контейнер от ракет ЗРК С-300.
Впрочем, реализация в «железе» украинской оборонкой противокорабельного ракетного комплекса «Нептун» вызывает большие сомнения. Дело в том, что все советские противокорабельные системы вооружений разрабатывались на территории нынешней РФ. Украина такого опыта не имеет.
Показательна в этом смысле и давно провалившаяся попытка украинских оборонщиков создать собственный многофункциональный ракетный комплекс «Сапсан», в котором в качестве средств поражения предлагалось иметь оперативно-тактические, зенитные и противокорабельные ракеты. Закончилось все тем, что в 2013 году тогдашний министр обороны Украины Павел Лебедев вынужден был сообщить следующее: его ведомство отказалось от программы «Сапсан» по той причине, что за несколько лет потрачено 200 с лишним миллионов гривен (около 24,5 миллиона долларов), однако Минобороны Украины не получило не то что опытного образца, но даже проектной документации.
Тем не менее, это видимо, не отбило Киеву охоту снова взяться за проектирование тактического ракетного оружия. Впрочем, не только ракетного. Амбиции украинских генералов гораздо обширней. 15 сентября сайт кабмина Украины обнародовал распоряжение о том, что госпредприятие «Антонов» выйдет из совместного украинско-российского предприятия «ОАК Антонов» и заместит российские запчасти для самолетов своего производства. Более того, пресса «незалежной» сообщила, что Украина приступает к строительству совершенно нового военно-транспортного самолета Ан-188. Естественно — совместно с НАТО.
По словам генконструктора «Антонова», Ан-188 займет нишу между американскими военно-транспортными самолетами C-130 «Геркулес» и «Глоубмастер-3». Он будет способен взлетать с грунтовых аэродромов, а также обеспечит повышенную экономическую эффективность и малый расход топлива. Самолет сможет перевозить все виды как военной, так и гражданской техники, включая боевые машины и вертолеты, и брать на борт до 300 человек личного состава.
Однако и с этим проектом есть серьезные проблемы. Так, во время авиасалона в Ле-Бурже, на котором Украина представила проект Ан-188, глава делегации «Рособоронэкспорта» Сергей Корнев прямо заявил, что Украина не имеет права позиционировать идею этого самолета как полностью украинскую, поскольку в случае успеха машина станет продолжением совместного с Россией, но провалившегося проекта Ан-70.
— С точки зрения юридической Россия вложила достаточное количество денег и претендует примерно на 50 процентов интеллектуальной собственности в этом проекте, — отметил тогда Корнев.
Но, как говорит
научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, будущее Ан-188 вызывает большие сомнения не только из-за того, что права интеллектуальной собственности на значительную его часть уже принадлежат России.
— Дело тут даже не в юридических тонкостях — Украине на это плевать. Она уже занималась подобными финтами. Например, переименовала советский десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» в «Бизон», и под этим названием два корабля вместе с документацией были проданы Китаю по контракту от 2009 года.
В Ан-70 есть ряд узлов, которые делают в России, а самостоятельное их производство Украина не осилит — те же винты, например.
Если даже предположить, что украинцы действительно смогут заместить наши узлы и агрегаты, то пока они все сделают, пока самолет пройдет сертификацию — это будет уже как минимум 2020 год. На рынке вовсю рулит европейский военно-транспортный самолет Airbus A400M. Новый российский Ил-76МД-90А (как заявлял начальник департамента экспорта специмущества и услуг ВВС «Рособоронэкспорта» Сергей Корнев, первая такая машина будет поставлена на экспорт в 2017 году) наверняка будет дешевле, с большей серийностью. Поэтому я не вижу ту нишу, какую Ан-188 мог бы занять на рынке, если только эти самолеты не будут приобретать для нужд одних лишь ВСУ. Но учитывая величину украинского бюджета, это будет партия в один-два самолета.
—
От представителей госпредприятия «Антонов» были заявления, что подписан меморандум о намерении совместного производства 80 самолетов Ан-132 для Саудовской Аравии, а также о сотрудничестве с польскими компаниями по вестернизации самолетов семейств Ан-148, Ан-158 и Ан-178… — Все это проекты на бумаге, попытки хоть чем-то заинтересовать иностранцев. Надо также учитывать, что сейчас на Украине постоянно меняются люди как в ГП «Антонов», так и госконцерне «Укроборонпром». Естественно, что новые начальники хотят показать, что они не просто так сидят в креслах, а дело делают.
То же самое касается и противокорабельного комплекса. Дальность его стрельбы не может быть большой, так как он, скорее всего, проектируется на базе противотанковых комплексов (ПТРК) разработки КБ «Луч». Наверное, ракету для такого комплекса они и смогут создать, но каков будет ее технический уровень? Ведь с каждым годом шансы на то, что Украина сможет сделать что-то серьезное, падают, потому что объективно в стране идет разрушение промышленности. И если даже украинцы что-то и начнут делать «в железе», то на базе тех систем, которые уже существуют.
Но, по большому счету, представленный эскиз противокорабельного комплекса — это попытка выбить деньги под проект с неясными перспективами.
— НИОКР и НИР по разработке нового оружия требуют времени, серьезных затрат, комплектующих, я уже не говорю про кадровый состав, — замечает
руководитель Экспертного совета по обороне Госдумы РФ Борис Усвяцов. — Запад тут Киеву с деньгами не помощник, так как там все прекрасно знают, что выделенные деньги на «оборонку» украинцы по привычке растащат по карманам.
Сегодня украинская оборонная промышленность лежит на боку, а все их озвучиваемые в прессе проекты — сплошной пиар, и ничего больше. Знаете, даже смешно слышать про то, что комплекс «Нептун» может быть в двух вариантах — береговом и корабельном. Даже чисто теоретически — куда они собрались ставить комплекс морского базирования? Флагман ВМС Украины фрегат «Гетман Сагайдачный» — сторожевой корабль проекта 1135, доставшийся украинцам после распада СССР — они и то умудрились загубить. Он без хода стоит в Одессе.
Теперь что касается военно-транспортной авиации и Ан-188 в частности. Все самолеты «Антонов» производились в теснейшей кооперации с нашими предприятиями. Да и испытывались машины либо в Воронеже, либо в Ульяновске.
Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский более категоричен в формулировках.
— Киевское КБ «Луч» не может запустить в серию простейшие изделия, которые они возили на все международные выставки. Например, ПТРК РК-3 «Корсар» с противотанковой управляемой ракетой ПТУР Р-3, ПТУР «Альта» для вертолетов. Почему? Потому что даже в этих изделиях куча российских комплектующих.
Анонсированный т.н. противокорабельный комплекс «Нептун» — это очередной проект на бумаге. Все, что украинцы на сегодняшний день могут сделать «в железе», они показали на своей выставке «Оружие и безопасность-2015»: житомирское «чудовище» под названием бронеавтомобиль «Овод» на агрегатах и базе ГАЗ-66. И прочую «самопальную» чушь.
Все, об оборонной промышленности Украины можно забыть — у страны нет полноценного производства ни по одному направлению. Надо понимать, что раньше существовала теснейшая кооперация с Россией, и если Украина, к примеру, поставляла нам судовые двигатели, то они на 40% состояли из российских комплектующих.
Это же касается и «транспортника» Ан-188. Киев может все, что угодно рисовать на бумаге карандашом и в воздухе пальцем. Но все эти проекты нереализуемы. Если, как заявили украинцы, они будут замещать российские комплектующие, то им просто-напросто придется переделывать почти всю авионику, агрегаты и узлы.