U-2 Dragon Lady и RQ-4 Global Hawk
Заметим, что в целях непрерывного и устойчивого информационного обеспечения ВС, действующих на различных театрах военных действий, американцы в настоящий момент применяют не только средства космической разведки, но и различного типа разведывательные аппараты: самолеты U-2S Dragon Lady, беспилотники RQ-4 Global Hawk, MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, а также стратегические разведывательные самолеты на базе транспортно-заправочных самолетов RC-135.
Какое место при современном развитии технологий занимают самолеты-разведчики в Вооруженных силах, в том числе и российских? Действительно ли китайцы испытали гиперзвуковой самолет? Какие действия следует предпринимать России?
Член экспертного совета Коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский не доверяет сообщениям китайских СМИ об испытаниях самого быстрого самолета в мире.
— Скорость 5 Махов сейчас развивают боевые части МБР, но они при этом неуправляемые. Но что касается управляемых аппаратов, то пока все экспериментальные образцы, которые имеются у нас и в США — это демонстраторы технологий. Конечного изделия нет ни у кого, и я думаю, что пройдет достаточно много лет пока оно появится. Тут и вопрос и в двигателях — обычный турбореактивный до такой скорости самолет не разгонит, и в материалах, и в системе управления. Поэтому сообщение китайской стороны об испытаниях такого скоростного самолета — вброс.
—
Американская пресса сообщала, что в США разрабатывается «невидимый» самолет-разведчик на замену знаменитому U-2. Однако в последние годы при обсуждении бюджета Пентагона неоднократно заходила речь о том, чтобы полностью отказаться от U-2 и заменить их «беспилотниками». — Думаю, в новом самолете смысла нет, и официальных запросов на разработку со стороны ВВС США все-таки не поступит.
Понятно, что такие аппараты, как U-2, Lockheed A-12 и его последующее развитие — Lockheed SR-71 Blackbird, разрабатывались для ведения воздушной разведки над территорией противника. Но сейчас подобного рода задачи успешно выполняют оптико-электронные средства космической разведки. Известно, что разрешение современной аппаратуры, причем в многоспектральном диапазоне, составляет буквально 10−15 сантиметров.
Зачем при таком развитии технологий создавать новый высотный самолет-разведчик, — непонятно. Тем более, если можно применить и стратегический беспилотник RQ-4 Global Hawk, который может находиться в воздухе до 36 часов (в 2012 году американские военные начали разработку «универсального адаптера полезной нагрузки» (UPA), который должен был позволить устанавливать на Global Hawk оптико-электронные системы EORS-2b и оборудование радиоэлектронной разведки ASIP самолетов U-2S, однако в 2013 отказались от проекта, сочтя его «нецелесообразным»).
— Одно время в России говорили о том, что в ВВС России ощущается острая нехватка самолетов-разведчиков и что разведывательные комплексы существующих Су-24МР, Ил-20РТ и МиГ-25Р сильно устарели. Была даже информация в 2012 году, что Минобороны РФ рассчитывает провести модернизацию самолета-разведчика МиГ-25, выпуск которого был остановлен еще в 1976 году. Но все-таки эти самолеты ведут не стратегическую разведку… — А оперативно-тактическую. Да, у нас сохранились в незначительном количестве Су-24МР и разведывательный вариант Су-22М3 — Су-22М3Р. Но, как показал вооружённый конфликт в Южной Осетии 2008 года, в современных условиях такие самолеты-разведчики очень уязвимы — грузинскими средствами ПВО был сбит один Су-24МР. Поэтому для таких задач все-таки лучше использовать БЛА — они и оперативны, и дешевы.
Кстати, от стратегических разведчиков SR-71 Blackbird, которые официально были приписаны к ВВС США, но выполняли полеты в интересах Пентагона и ЦРУ, американцы отказались в 1998 году не только потому, что они были крайне дороги и их ресурс подошел к концу. Но и потому что появились более совершенные средства разведки.
Сейчас в армиях развитых государств мы видим резкое снижение числа пилотируемых аппаратов-разведчиков. В основном используются только самолеты радиотехнической разведки, причем как элемент РЭБ, а не для ведения обычной видовой разведки. Эти задачи, повторю, сейчас выполняют беспилотники и космические средства.
США, к примеру, — пока единственная страна в мире, которая обладает всем спектром беспилотников, начиная от стратегических и заканчивая нано-БЛА, которые запускаются с ладони и летят осматривать соседнюю комнату.
— После того, как над территорией Украины был сбит малайзийский «Боинг», совершавший разведывательный полет над Балтикой самолет ВВС США RC135 Rivet Joint был вынужден нарушить шведское воздушное пространство, скрываясь от российского истребителя. Как сообщали СМИ, Россия тогда отследила его с помощью наземного радара и послала ему на перехват самолет-истребитель. Именно тогда американский самолет влетел в зону, на пересечение которой у него не было разрешения. — RC-135 — это самолет, предназначенный для стратегической радиоэлектронной разведки, радиоперехвата, отслеживания активности, прежде всего наземных целей. Он позволяет передавать оперативные разведывательные данные непосредственно военному командованию США (в настоящее время эти самолеты входят в состав 45-й и 97-й разведывательных эскадрилий 55-го авиакрыла при Объединенном стратегическом командовании Вооруженных сил США). На них установлен мощнейший радиолокатор бокового обзора, который позволяет в высоком разрешении вскрывать объекты противника, в том числе и движущиеся цели.
Однако космическая разведка в режиме реального времени — крайне дорогое удовольствие. По сути, над предполагаемым районом боевых действий надо «вешать» стационарный спутник, потому что другие работают с определенной дискретностью.
— То есть США для разведки объектов на российской территории имеют целый спектр средств: начиная от БЛА MQ-1 Predator, которые они разместили в Европе, и заканчивая RC-135 и космической спутниковой группировкой, а Россия может опираться только на космический сегмент? — Да, плюс не надо забывать про радиотехническую разведку с помощью кораблей, которые на заходят в территориальные воды (о том, как это делают океанографические суда, читайте в материале
«Янтарь» напугал Пентагон).
— А что касается стратегических бомбардировщиков ВВС России, интенсивность полетов которых вблизи Северной Америки в последнее время выросла? Они оборудованы аппаратурой радиолокационной разведки… — Но по сравнению со специализированными самолетами РЭБ и ДРЛО их возможности крайне ограничены. На «стратегах» действительно стоит такая аппаратура, но она ставит помехи непосредственно при угрозе, когда средства разведки определяют факт работы радиолокаторов, системы наведения, — заключает эксперт.
Отметим, что для американцев важно отслеживать перемещение военной техники на территории России, потому что в составе наших ВС есть мобильные ракетные комплексы стратегического назначения c МБР типа «Тополь-М» и «Ярс», а в будущем на боевое дежурство станут боевые железнодорожные ракетные комплексы. Для российских военных острой необходимости вести разведку непосредственно территории США нет, учитывая мощный арсенал стратегических ядерных ракет. Наши задачи — отслеживать перемещение американских подводных сил, авианосных ударных групп, то есть — объектов иного рода.
Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев так же сомневается, что в Китае был создан работоспособный образец гиперзвукового самолета, а не летающая лаборатория, способная работать в таком режиме лишь 1,5 секунды.
— Говорить о наличии в Китае в ближайшем будущем полноценной боевой системы, которая может выполнять задачи на скорости в 5 Махов преждевременно. По крайней мере, до сих пор ни одной из стран мира не удалось создать такую систему.
Хотя американцы и россияне уже обеспечивали работоспособность ключевого элемента — двигателя — на протяжении нескольких секунд, но этого явно недостаточно для полноценной боевой системы. Тем более, при нынешнем развитии спутниковых технологий и относительно малозаметных БЛА, имеющих очень невысокую стоимость, целесообразность создания очень дорогих самолетов-разведчиков выглядит неоднозначно.
Но что касается США, то проект Lockheed Martin на замену U-2 выглядит гораздо реалистичнее. Все-таки американцы могут в том или ином регионе абсолютно безнаказанно применять пилотируемую технику, потому что на территории страны, разведка которой ведется, зачастую нет серьезных средств ПВО. Тем более, думаю, речь идет о том, что самолет сможет летать в опционном варианте, то есть с летчиком и без летчика по определенным задачам.
Эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов полагает, что в ближайшие годы в США будет формироваться смешанный состав ВВС, включающий как пилотируемые, так и беспилотные летательные аппараты.
— При этом будет иметь место тенденция на постепенное увеличение доли последних. Причин тому несколько — начиная от главного преимущества БЛА перед пилотируемыми ЛА по безопасности пилотов, и заканчивая вопросами экономики. Ведь смешанная группировка на настоящий момент видится как более оптимальная и с финансовой точки зрения.
Скорее всего, такая тенденция коснется также и высотных самолетов-разведчиков. Здесь, думаю, скорее всего, будет происходить постепенная (при появлении адекватных средств полезной нагрузки) замена самолетов U-2 на БЛА Global Hawk. Кроме того, есть мнение, что помимо этого также могут получить развитие БЛА TR-X, который планирует к созданию компания Lockheed Martin. Впрочем, нельзя исключать также и того, что планы по развитию высотных систем авиационной разведки будут включать опционально-пилотируемые системы.
Что касается России, считаю, что здесь также является весьма актуальной задача создания современного высотного самолета-разведчика. В том числе в беспилотном варианте. Думается, что, возможно, данная задача уже решается в рамках НИР «Обзор-1», выполняемой ЦАГИ им. Жуковского совместно с ЭМЗ им. Мясищева (подробности о высотном, стратосферном беспилотнике засекречены, но известно, что он получит удлиненное крыло с высокой весовой отдачей, продолжительность полета — не менее 24 часов; объем финансирования проекта по договору в 2014-го составил 57 млн. рублей).