Как собирают фронтовой бомбардировщик СУ-34
Обводы бомбардировщика напоминают огромного ската, который затаился на глубине... Мне удалось побывать на Новосибирском авиазаводе им. Чкалова (НАЗ), филиале ОАО «Компания «Сухой» где производят легендарные Су - 34. 20 марта 2014 года Су-34 стал первым боевым самолётом официально принятым на вооружение в постсоветской России. Натовцы называют этот бомбардировщик Fullback ("Защитник"), наши же пилоты, ласково зовут его «Утёнком» и наверняка этому есть объяснение. Но когда этот "утёнок" выдвигаясь на взлётную полосу, проезжал в 7-10 метрах от меня, я ощущал один восторг от красоты и мощи этой стальной птицы! Что же мне напоминает этот движок (а это движок от "сушки") и вспомнил, похожие агрегаты стояли на первом летательном аппарате юного Скай Уокера из звёздных войн, когда он соревновался на своём первом летательном аппарате! Я не первый раз на подобных объектах, поэтому неудивительна привычная беседа на пропускном пункте, опись вносимого оборудования и короткий инструктаж. Потом начинаем работать.
Только вдумайтесь, Су-34 содержит 57 тысяч деталей, собрать которые необходимо в правильном порядке. Часть агрегатов, например движок, собирают не тут, а на других заводах, там же он проходит испытания, и перевозится в сборочный цех, где его монтируют в корпус самолёта. 1 2 Мы в одином из многих агрегатно-сборочных цехов. Самый кропотливый и утомительный процесс на этапе сборки фюзеляжа — сверление отверстий. Раньше все отверстия сверлили прямо на стапеле ручной дрелью. Теперь автоматика предварительно сверлит малые отверстия на станке, а затем на стапеле высверливают нужный диаметр. 3 4 Здесь собирают воздухозаборники, и на стапелях производят стыковку трёх фрагментов будующей машины: головной части, воздухозаборника и хвостовой части. На этом этапе занято 15 человек.
Экскурсию с коментариями нам проводит Евгений Баранов, заместитель начальника цеха, с его слов можно сказать что в этом цехе основная работа, это клёпка, стыковка и болтирование. 5 6 7 8 9 Третий этап сборочном цехе самый инетерсный - проверка машины на герметичность. Впервые я услышал такое слово - дождевание. А бригаду, которая выполняет эту процедуру, называют дождевальщиками. Выглядит это на самом деле просто, машину загоняют в громадный бокс и поливают. Конструкция машины сложная, и не во все места человек может добраться. Что бы исключить ошибки и неисправности, придумали такую фишку, подкладывают специальную бумагу, там где это необходимо, потом залючивают всю машину и поливают. После завершения полива смотрят, если бумага намокла, то определяют процент попадания воды и устраняют каналы по которым попала влага. 10 Мы приехали чуть раньше, машина ещё не готова к поливным испытаниям, но тут уж как говориться, как выписали пропуск. 11 12 Желающие посмотреть на сборочный цех сверху есть? С такими словами к нам подошёл один из сотрудников цеха. Вместе с корреспондентом из военной газеты, я лезу на специальную платформу где нас ждала Оксана - оператор крана. С помощью этого крана транспортируют различные тяжёлые фрагменты корпуса самолёта. Ну а мы просто прокатились вдоль всего цеха. 13 Подготовка корпуса сушки для испытания на герметичность. 14 В цеху одновременно работают над несколькими машинами. Кстати, в самом конце цеха, за забором, производство суперджетов. 15 16 17 18 Сборочных цех, где работают с крыльями. Тут же дорабатывается топливная система. 19 Приёмочная комиссия. 20 Фрагмент топливного бака. Раньше я думал что в машине просто стоят обычные баки, ну может быть какой то особой формы, обусловленной конструкторскими нюансами, ан нет, всё гораздо сложнее! Была создана уникальная система подкачки и перекачки топлива, которая гарантирует и отвечает за равномерный баланс топлива во всей системе, и самое главное, во всех режимах полёта СУ-34! 21 Чюство юмора, даже на таком серьёзном производстве должно присутствовать ) 22 Приём работы. 23 Транспортировка фрагмента крыла. 24 25 26 Вместо обеда едем смотреть на испытания уже готовых самолётов. Снова проверка документов, и через несколько минут мы на поле. На старте готовят две машины, одна только что сошла со стапелей завода, вторую уже покрасили - это её крайний испытательный вылет. Сядет она уже в предписанном ей полку. 27 Ещё не оперившийся птенец, сегодня у него первые испытания. Многие ошибочно считают, раз уж Су -34 стал выпускаться серийно, зачем его испытывать в разных режимах? С этим мнением в корне не согласны на заводе - ведь во время испытаний надо все предусмотреть, чтобы лётчики в строевой части летали надёжно, уверенно и безопасно! 28 Пока я пытаюсь согреться на пронизывающем ветру. эта машина проходит последние предполётные приготовления. Пилоты уже в кабине самолёта. 29 Взгляд профессионала с большой буквы. Ребята знают своё дело на все 150 процентов! Кстати, они проверяют лётные качества машины летая на предельно низких и максимально больших высотах в сверхзвуковом режиме. В таких режимах в строевых частях не летают! У лётчика-испытателя всего 4 полёта по два часа заводскими пилотами, и ещё 3 полёта лётчиками уже заказчика. 30 Перед влетом проводится тестирование всех крыльев и плоскостей. 31 Так транспортируют к месту испытаний ещё одну машину. 32 Заслуженный лётчик-испытатель Валерий Поташёв. Сейчас ему 66 лет, стаж лётной работы 43 года, только представьте себе, насколько нужно быть крепким что бы в 66 лет иметь допуск к таким полётам!
Валерий Серпионович рассказал, что за один испытательный полёт на машине тестируются 350 режимов. Проверяются общая работоспособность систем самолёта, двигателей, бортового и радиолокационного оборудования. 33 34 35 Наверно это самое яркое впечатление, когда в 7-10 метрах от меня прогрохотала эта машина, выдвигаясь на взлётную полосу. Рёв двигателей накрывает и секунду-две ничего не слышно. Потом, уже перед самым взлётом, Су-34 врубил движки на всю мощность. Знали бы вы, как там сейчас громко, сказал нам стоявший рядом офицер... 36 Новая стальная птица, совершив короткий разбег, резко оторвалась от земли и через несколько секунд пропала среди низко плывущих облаков, навстречу солнцу, и к месту своего обитания.
via Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
Народ усиленно озадачен вопросом — где у самолета Су-34 находится спальное место и где у него туалет. Особенно альтернативно-одаренные товарищи постят фото санбачка от Су-27, прикалываясь, что мол вот это и есть туалет.
http://topru.org/23817/tualet-i-spalnik-na-su-34/ My Webpage