Министерство обороны России вплотную занимается вопросами создания экранопланов и ставит перед разработчиками цель создать сверхтяжелую платформу, сообщил в среду в ходе Международного авиационно-космического салона МАКС-2015 начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин.
«Думаю, к 2020 г. мы получим платформу с грузоподъемностью до 240-300 т полезной нагрузки», — сказал он.
Кожин признал, что эксплуатация экранопланов связана с определенными рисками, поскольку они действуют на границе двух сред — воздуха и воды. Одна из главных проблем, сдерживающих разработку подобных машин, — отсутствие надлежащей юридической базы. «Необходимо согнать воедино морской и речной регистры, а также воздушный кодекс», — отметил генерал.
Кожин убежден, что экранопланы с малой грузоподъемностью — 10-20 т — не нужны, поскольку они будут проигрывать вертолетам. «Экранопланы нужны не для рек. Это океанский и морской транспорт», — уверен он.
По словам Кожина, в ВМФ приняли концепцию создания экраноплана по модульной схеме, что подразумевает его многофункциональность. То есть он будет использоваться как ударное и транспортное средство. «Нас понимает ЦКБ им. Алексеева, — отметил генерал. — Наш перспективный экраноплан будет садиться как на взлетно-посадочную полосу, так и на воду».
Самый большой из когда-либо построенных экранопланов — «Каспийский монстр» — имел максимальную взлетную массу 544 т. Особенности физического принципа приземного «экрана» таковы, что с точки зрения минимальных эксплуатационных расходов наиболее выгодны крупные аппараты.