Ядерная стратегия Америки на 2025-2050 годы
Центр стратегических и международных исследований подготовил доклад под названием «Проект Атом», в котором на основе сравнительного анализа конкурентных стратегий проведено новое исследование ядерной стратегии США и концепций дальнейшего развития вооруженных сил. Три независимых команды аналитиков из Центра Стимсона, Центра «Новая американская безопасность» и национального Института государственно-муниципального управления, исследовали ядерную стратегию США на новом этапе (2025-2050), а также выясняли, какой должна быть концепция развития вооруженных сил страны чтобы отвечать этой стратегии наилучшим образом. Их анализ, не ограниченный нынешней стратегией и политикой, и выполненный исходя из единого комплекса изначальных положений, позволил сформулировать альтернативные стратегии и концепции развития.
Точка зрения авторов сводится к тому, что Пентагон нуждается в большем разнообразии ядерного оружия. «С целью осуществления своей стратегии «ограниченного ответа», ядерные силы для традиционного или расширенного сдерживания должны иметь облегченное, особо точное оружие для специальных эффектов, которое было бы способно обеспечить пропорциональное реагирование при низкой мощности ядерных зарядов.
Это могли бы быть «уменьшенные варианты крылатых ракет малого радиуса действия, которые можно доставлять с помощью новых истребителей-бомбардировщиков F-35, в том числе тех, которые вскоре поступят на вооружение авианосцев ВМС.
Рекомендации аналитиков основаны на двух связанных между собой предложениях о том, что может произойти при отсутствии эффективной ядерной стратегии США для нейтрализации этих тенденций:
- динамика в сфере безопасности в 2025-2050 годах будет характеризоваться дальнейшим распространением ядерного оружия. Возможно, количество ядерных стран не достигнет 18, как предполагает один из альтернативных сценариев, однако оно будет выше чем прогнозируемое большинством экспертов число – 9-11 стран к 2030 году.
- Авторитет американской доктрины расширенного сдерживания, а также доверие к ней со стороны союзников и друзей США будет в период с 2025 по 2050 год существенно снижаться, отчасти вследствие провала предотвращения дальнейшего распространения ядерного оружия.
Стратегическая обстановка в этот период будет, по всей вероятности, становиться все более сложной, менее предсказуемой и все отчетливее приобретать ядерный характер. Нынешние ядерные силы США окажутся не вполне способны отвечать на внешние вызовы. В краткосрочном периоде модернизация и переоснащение существующих сил должны быть продолжены без каких-либо задержек. Однако, в более долгосрочной перспективе для укрепления авторитета страны и гибкости ее военной силы могут потребоваться более существенные изменения.
Чтобы лучше соответствовать существующим вызовам, будущая ядерная индустрия и ядерные вооруженные силы должны получить новую гибкую инфраструктуру и более независимые национальные лаборатории, меньший по объему, но обновленный арсенал, разнообразные боеприпасы пониженной мощности, более разнообразный парк средств доставки, улучшенную систему развертывания. Кроме того, необходима дальнейшая интеграция с неядерными силами. Разработка ядерной политики на 2017 год и некоторые решения о плане военных закупок на краткосрочную перспективу дадут возможность пересмотреть и, возможно, добиться улучшения по некоторым из этих направлений.
Главным стимулом ускорения распространения ядерного оружия в мире является превосходство США в сфере обычных вооружений. Это заставляет неядерные страны (такие как Северная Корея, Иран, Ирак, Сирия и Ливия) стремиться к созданию ядерного оружия как средства нейтрализации военной мощи Америки. Кроме того, это ведет тому, что ядерные страны, имеющие конфликт интересов с Соединенными Штатами (Россия, безусловно, однако, возможно и Китай) все больше полагаются на свои ядерные вооружения, во многом подобно самим Соединенным Штатам во времена холодной войны. Хотя степень американского превосходства в обычных вооружениях никогда не была столь значительной, как это провозглашалось, и она имеет тенденцию к сокращению относительно других крупных держав, перспектива войны против США исключительно конвенциональными военными средствами означает заведомое поражение для любого потенциального противника. Ценность ядерного оружия как козырной карты для нейтрализации превосходства США в обычных вооружениях возросла после вторжения США в Ирак в 2003 году с целью предотвращения попадания ядерного оружия в руки Саддама Хуссейна. Если Соединенные Штаты считают, что могут получить отпор от противника, обладающего ядерным оружием, естественно, что любой региональный агрессор стремится завладеть им.
Ядерные силы США были изначально рассчитаны на глобальный конфликт, предусматривающий обмен тысячами ядерных ударов огромной силы, а также неограниченный обмен ядерными ударами малой мощности. Поскольку большая часть средств ядерного ответа, имеющихся сегодня у Америки, являются тяжелыми, «грязными» и предполагают в случае применения огромный побочный ущерб, Соединенные Штаты могли бы применить «политику сдерживания» по отношению к самим себе и не отвечать «ударом на удар». Американское превосходство в обычных вооружениях обеспечивает США контроль эскалации на конвенциальном уровне и заставляет противников Америки стремиться к разрушению ядерного «порога». США необходимо разграничивать варианты применения ядерного оружия на всех ступенях лестницы ядерной эскалации, чтобы лишить подобный выбор привлекательности.
Ядерная стратегия, которую рекомендуют авторы доклада, называется «Взвешенная реакция». Это не новая ядерная стратегия, она основана на стратегии контроля эскалации, появившейся после отказа Соединенных Штатов от стратегии «массированного контрудара» в 1950-х годах и перехода к «гибкому реагированию». Она ориентирована на обеспечение такого положения, при котором в технологиях нанесения ядерного удара США не будет ни одного слабого места, которое помешает Америке осуществить пропорциональный ответ на любое применение ядерного оружия против самих США или их союзников. Американское превосходство в обычных вооружениях снижает надежность ядерного «порога», поскольку вынуждает противников, обладающих более слабыми конвенциональными вооруженными силами, стремиться как можно скорее получить доступ к ядерному оружию, чтобы избежать поражения на конвенциональном уровне. Обладая надежным комплексом средств ядерного реагирования, Соединенные Штаты поднимут ядерный «порог», так как привлекательность ядерной эскалации для потенциальных противников снизится. Это может казаться парадоксальным, но парадоксы, похоже, приобрели в ядерную эпоху характер эпидемии.
Авторы стратегии предлагают следующие рекомендации, касающиеся масштабов будущих ядерных сил США:
- поддерживать примерный паритет с Россией.
- обеспечивать ядерное превосходство над Китаем.
- поддерживать достаточный потенциал для возможного одновременного противостояния с несколькими «региональными агрессорами», обладающими ядерным оружием.
- поддерживать сравнительно небольшой арсенал ядерных боеприпасов за счет гибкой инфраструктуры.
Связь между ядерным оружием и другими видами «стратегических вооружений» в 2025-2050 годах предположительно будет следующей:
- баллистические ракетные силы будут совершенствоваться в направлении повышения их надежности в качестве средства против региональных ракетных атак ограниченного масштаба, однако их использование против ядерных арсеналов таких потенциальных противников как Россия и Китай будет нецелесообразным.
- хотя системы охраны границ также будут совершенствоваться, нельзя полностью отказываться от специальных средств доставки ядерных вооружений.
- применение дистанционно управляемых устройств, а также усовершенствование средств разведки (включая новые датчики и способность обработки гигантских объемов информации) могут привести к снижению выживаемости субмарин.
- к 2050 году разрушительная способность химического и биологического оружия, а также наступательных кибервооружений будет широко востребована, что приведет к усилению необходимости отражать химические, биологические и кибер-атаки (хотя не обязательно с помощью ядерного оружия).
- Уязвимость объектов, размещенных в космическом пространстве, будет возрастать по мере снижения затрат на доступ к орбите, однако, ядерные вооружения не будут размещены в космосе, а лазерное оружие космического базирования по-прежнему не будет использоваться.
- усовершенствование возможностей CPGS (глобального удара конвенциональным оружием) будет способствовать росту обеспокоенности среди некоторых (если не всех) ядерных держав в связи с риском неядерных нападений на их ядерное оружие, которые нейтрализуют их средства ответного удара по Соединенным Штатам.
Стоимость доступа к земной орбите будет стремительно снижаться и, возможно, достигнет столь низкого значения как 200 долларов за доставку килограмма груза на низкую околоземную орбиту. Миниатюризациия и развитие наноспутников также приведет к снижению издержек деятельности в космическом пространстве и сделает возможной большую свободу действий, а также быструю замену утраченного оборудования.
Системы космического базирования будут оставаться уязвимыми для целого ряда возможных действий противника, таких как перехват, «ослепление», подавление и кинетическое уничтожение.
Ядерный клуб к 2030 году будет, возможно, включать 9 стран (как сейчас), 10 (если Ирану удастся получить ядерное оружие), или 11 (в том случае, если Саудовская Аравия последует за ним).
Подпись к изображению. Во что предположительно обойдутся США ядерные силы
Впрочем, следует отметить, что не все участники проекта согласны с некоторыми положениями стратегии. Так, эксперты из «Stimson Center» утверждают, что американское превосходство над потенциальными глобальными противниками столь велико, что «ядерное оружие не обеспечивает существенных новых возможностей» для США. «В сущности, учитывая превосходство США в сфере обычных вооружений, ядерное оружие не имеет никакого военного значения для Соединенных Штатов, кроме возможности отражения ядерных атак на саму Америку или ее союзников», написали они в примечаниях к докладу.
Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|