Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Т-50 – российский прорыв в будущее

Т-50 – российский прорыв в будущее


22-08-2015, 13:58 | Политика / Оружие и конфликты | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (4 249)

Т-50 – российский прорыв в будущее

 

 

Т-50 – российский прорыв в будущее


В конце мая внимание авиационных экспертов привлекло заявление главкома ВВС России генерал-полковника Виктора Бондарева, который сообщил, что разрабатываемый в ОКБ «Сухой» истребитель пятого поколения Т-50 превзойдет американские аналоги F-22 и F-35. «Самолет показывает прекрасные характеристики, у него прекрасная система вооружения как по земле, так и по воздуху. Самолет практически незаметен», – отметил главком. Практически одновременно с аналогичными оценками выступили и некоторые американские аналитики, которых трудно заподозрить в стремлении превозносить российское вооружение. Так, бывший начальник разведки ВВС США Дэйв Дэптула заявил в интервью влиятельному американскому изданию National Interest: «Представленные характеристики ПАК ФА, с которыми я познакомился, демонстрируют современные технические решения, которые по крайней мере такие же, а по некоторым показателям даже превосходят американские самолеты пятого поколения. ПАК ФА, безусловно, по сравнению с F-35 обладает большей гибкостью в сочетании с отличным аэродинамическим дизайном».

ПРОЕКТ УСПЕШНО РЕАЛИЗУЕТСЯ

Работа по созданию российского истребителя пятого поколения, который должен обеспечить военный, технологический и коммерческий паритет России перед лицом американских машин той же генерации, идет успешно и соответствует стандартам графика создания подобных сложных боевых авиационных комплексов за рубежом. Программа государственных совместных испытаний (ГСИ) выполняется в соответствии с утвержденными сроками. По итогам проведенных испытаний можно констатировать, что проект ПАК ФА позволил внедрить современные инновационные подходы по разработке, производству и испытаниям боевой авиатехники. Можно также отметить получение положительных результатов испытаний составных частей радиолокационного комплекса (РЛК) самолета. Двигатель и его составные части также успешно проходят государственные испытания. Получены положительные результаты совместной отработки самолета с авиационными средствами поражения. При разработке составных частей комплекса сделан упор на использование отечественных комплектующих.

БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ

В ближайшее время компания «Сухой» и ее смежники активизируют работы по созданию ПАК ФА. Планируемое увеличение числа опытных машин позволит резко интенсифицировать летные и наземные испытания. Более того, в решающую фазу входят и работы по созданию критически важных систем для ПАК ФА. В настоящее время на базе задела по изделию 117С разрабатывается двигатель, который обеспечит революционные характеристики самолета. При этом уже сегодня двигатель имеет лучшие характеристики в своем классе, обладает повышенной эксплуатационной технологичностью, на нем реализованы мероприятия по обеспечению малой заметности. Кроме того, стоимость серийного двигателя будет минимальной по цене такого рода продукции. Объединенная двигателестроительная корпорация планирует в будущем предоставить двигатель «второго этапа», который будет на 15–18% эффективнее используемого сегодня мотора «изделие 117». Принципиальное значение тут имеют не количественные показатели эффективности (хотя они тоже весьма важны), а качественный прирост возможностей. Оснащенный новым двигателем истребитель будет способен совершать длительный полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, то есть получит так называемый крейсерский сверхзвук, наличие которого является важнейшим признаком пятого поколения.

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) ведет разработку прицельно-навигационного комплекса и другого бортового радиоэлектронного оборудования Т-50. Наконец, самое пристальное внимание уделяется и разработке для новой платформы новых современных авиационных средств поражения. При этом речь идет не просто о создании нескольких новых ракет, а целого комплекса средств АСП, которые должны быть готовы к принятию на вооружение одновременно с окончанием испытаний самого носителя. Таким образом, чуть ли не впервые в советской/российской практике процесс создания истребителя и оружия для него синхронизирован. Сами новые ракеты должны отличаться от предыдущего поколения меньшими размерами для размещения внутри фюзеляжа самолета, повышенной дальностью, высокой маневренностью, всепогодностью, улучшенными головками самонаведения. Дальность некоторых изделий возрастет благодаря применению новых двигателей в 1,5 раза. За счет комплекса бортового оборудования обеспечивается значительное превосходство не только над самолетами поколения 4++ (Су-35 и Су-30СМ, Rafale, Eurofighter), но и над зарубежными аналогами пятого поколения (F-22 и F-35). Благодаря новой «начинке» ПАК ФА сможет на качественно новом уровне выполнять поставленные задачи, не достижимые до настоящего момента ни одним боевым авиационным комплексом такого класса.

Т-50 – российский прорыв в будущее

ПАК ФА отличает великолепный аэродинамический дизайн. Фото Александра Белтюкова


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДРАЙВЕР

Реализация проекта создания истребителя пятого поколения имеет огромное значение для обеспечения военной безопасности России, сохранения ее коммерческих позиций на мировом рынке вооружений и, наконец, для обеспечения технологического прогресса в авиационной промышленности нашей страны. В современных военно-политических условиях, когда США и их союзники усиливают давление на Россию с целью принудить ее отказаться от проведения независимой суверенной внешней и оборонной политики, поддержание высокого уровня обороноспособности страны становится приоритетной национальной задачей. Весь опыт вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что основным военным инструментом проведения гегемонистской политики Запада является использование количественного и качественного превосходства в воздухе. Соответственно категорическим императивом становится создание средств противодействия воздушному агрессору, то есть создание мощных и эффективных собственных военно-воздушных сил и средств ПВО. Обращает на себя внимание, что если первый в мире серийный истребитель пятого поколения никуда не экспортировался и так и остался на вооружении только ВВС США, то F-35 изначально замышлялся как массовая машина, предназначенная в том числе и для поставок за рубеж. Причем ее обладателями в обозримом будущем станут не только участники программы JSF, но, вполне возможно, также граничащие с Россией и ее союзниками государства Восточной Европы и бывшие республики СССР. Разработка истребителей пятого поколения, в том числе и тяжелого класса, ведется также в КНР, Японии, Южной Корее. Вопрос о создании национального истребителя изучается в Турции. В этом контексте программа ПАК ФА просто должна быть приоритетом Министерства обороны, авиационной промышленности, всего российского государства.

Сложно переоценить значение проекта истребителя пятого поколения для обеспечения надежных перспектив России на мировом рынке вооружения. Хотя машины поколения 4+ и 4++ будут оставаться конкурентоспособными по крайней мере еще 10 лет, с выходом на рынок F-35 наиболее развитые и наиболее амбициозные государства сформируют спрос и на технологии пятого поколения. Игроки, не имеющие таких технологий, с рынка просто уйдут. В рамках проекта ПАК ФА можно наблюдать, как технологическая инновационность соседствует с инновационностью организационной. Истребитель не просто предлагается на рынок как товар, Россия создала с Индией промышленное партнерство по совместной разработке, производству и маркетингу истребителя пятого поколения на основе российского Т-50. И, наконец, последнее по счету, но не по важности. Программа ПАК ФА дала всей авиационной и смежной с ней промышленности России мощнейший инновационный импульс. Вообще всякий раз создание истребителя нового поколения влекло за собой переход создающих новые самолеты отраслей промышленности на качественно более высокий уровень. Создаются новые технологии, новые материалы, новые компетенции, растут новые кадры. Это и есть модернизация страны, проведение которой обозначено президентом Владимиром Путиным как важнейшая национальная задача.

 

 

Автор Дмитрий Литовкин

Первоисточник http://nvo.ng.ru/armament/2015-08-21/7_t50.html

 

Полет небесной "Арматы"

 

 

Полет небесной "Арматы"


Истребитель пятого поколения Т-50, который еще именуют ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, как и танк Т-14 на базе гусеничной платформы «Армата», как, впрочем, и продемонстрированные на Параде Победы 9 Мая этого года тяжелая боевая машина пехоты и тяжелый бронетранспортер на этой же гусеничной базе, гусеничные бронетранспортер и БМП «Курганец-25», колесный бронетранспортер «Бумеранг», каждый в своем классе, – называют новым российским прорывом в создании современных, высокоинтеллектуальных систем вооружений и комплексов боевой техники. Ничем не уступающим западным, а по кое-каким тактико-техническим характеристикам и превосходящим их. Что признают многие военные авторитеты. Отечественные и зарубежные.

Эксперты практически не сомневаются, что разрабатываемый в России истребитель пятого поколения Т-50 превзойдет американские аналоги F-22 и F-35. «Самолет показывает прекрасные характеристики, у него прекрасная система вооружения как по земле, так и по воздуху. Самолет практически незаметен», – утверждает главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев. Чуть ли неодновременно с ним с аналогичными оценками выступили и некоторые американские аналитики, которых трудно заподозрить в стремлении бескорыстно превозносить российское вооружение. Вот, например, прямая цитата из интервью экс-начальника разведки ВВС США генерал-лейтенанта Дэйва Дэптула: «Представленные характеристики ПАК ФА, с которыми я познакомился, демонстрируют современные технические решения, которые по крайней мере такие же, а по некоторым показателям даже превосходят американские самолеты пятого поколения. ПАК ФА, безусловно, по сравнению с F-35 обладает большей гибкостью в сочетании с отличным аэродинамическим дизайном».

Мнения генералов – это, конечно, здорово. А что думают о Т-50, истребителе пятого поколения, те летчики, которые их испытывают и которые на них летают? Для поиска ответа на этот вопрос автор поехал в подмосковный Жуковский на встречу с заслуженным летчиком-испытателем, Героем России Юрием Ващуком.

НА ОСТРИЕ ПРОРЫВА

Юрий Ващук, можно прочитать в Интернете, – заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой РФ, заместитель начальника летной службы, летчик-испытатель фирмы «Сухого», мастер спорта международного класса по высшему пилотажу. Его коллеги рассказывали мне, что он летал практически на всех самолетах ОКБ, в том числе и на Су-47 «Беркут» (опытном истребителе с обратной стреловидностью крыла), испытывал машины фирмы на флаттер (проверка конструкции самолета на прочность), на большие углы атаки, на режимы сверхманевренности без управляемого вектора тяги, на сваливание в штопор… Словом, специалист, который, как говорят, прошел в своем деле огонь и воду, дважды катапультировался из аварийных машин. Он, думал я, должен беспристрастно оценить новый истребитель.

Но я, конечно, ошибался. Нельзя быть беспристрастным к машине, на которой совершил более 70 полетов, проверил ее на возможных и невозможных режимах и которую полюбил, что называется, всем сердцем. Я пытался выведать у Ващука, чем Т-50 лучше истребителей, на которых он раньше летал – на тех же Су-34, Су-30МКИ или Су-35? Но Юрий Михайлович был непоколебим.

– Не буду никакие машины сравнивать. Потому что они разные. Может, по классу одинаковые – все истребители. Но напрямую их сравнивать нельзя. Все-таки это разные поколения. Тем более Су-34 – истребитель-бомбардировщик, он другой.

– Тем не менее, – не отступал я, – есть же какие-то параметры, по которым можно говорить, что этот самолет четыре и два плюса, а этот уже пятое поколение?

– Нет, это просто другой самолет. Здесь все по-другому. Не летчику это не объяснишь.

– Ну, попытайтесь.

– Он легче в управлении. Проще, как мне кажется. Я по своему призванию пилотажник и вижу, что у нас все самолеты всегда делаются для летчика. Не хочу противопоставлять никакие фирмы, но на нашей все самолеты создаются для летчика. И от поколения к поколению, из года в год все делается для максимальной эффективности применения этого комплекса пилотом. И доводка Т-50 для этого сейчас и проводится. Чтобы его было легко эксплуатировать строевым летчикам. Ну, например, как велосипед. Взял и покатил.

– И все же, – настаивал я, – есть какие-то детали. Ну, например, все показатели выводятся на остекление кабины, на шлемофон…

– Понимаете, – объясняет Ващук, – есть проект, есть тактико-технические требования военных, есть определенный процесс создания машины, которая должна обеспечить военный, технологический и коммерческий приоритет нашей страны перед зарубежными истребителями. В том числе и перед американскими. Сейчас есть Т-50 – опытная машина, которая проходит определенные этапы испытаний. Потом будут первые серийные самолеты уже с маркой «Су». График создания самолета выполняется. В полном соответствии с теми стандартами, которые существуют и на Западе. Я уже 23 года работаю на фирме и знаю, что при всех идеальных условиях время создания самолета сократить или перескочить нельзя, несмотря на современные технологии проектирования, производства и испытаний. Это как рождение ребенка. Соберите девять женщин, но за месяц они одного малыша не родят. Должен пройти определенный природой срок.

И насколько я знаю, программа государственных совместных испытаний проходит четко, в соответствии с утвержденными сроками. По предварительным итогам, как утверждают инженеры и конструкторы, можно твердо сказать, что проект успешно реализуется. Внедряются современные инновационные наработки в создание бортового радиолокационного комплекса самолета и двигателя, отрабатывается применение на самолете современных авиационных средств поражения. Я сам во всех этих процессах участвую. И при этом никакие санкции нам не мешают. Все основные системы работают на отечественных комплектующих.

ПРОЦЕСС ИДЕТ

Перед поездкой в Подмосковье в ЛИИ им. Громова я поинтересовался у специалистов ОКБ, какие у них ближайшие планы по проведению испытаний Т-50. Сейчас на аэродроме в Ахтубинске, сообщили мне, в работе три машины, еще одна в Жуковском. Пятая восстанавливается после пожара двигателя на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Мы планируем увеличить число опытных самолетов, что позволит резко интенсифицировать летные и наземные испытания. Тем более что в решающую фазу входят и работы по созданию критически важных систем для ПАК ФА. Сегодня на базе задела по изделию 117С разрабатывается двигатель, который обеспечит революционные характеристики самолета. При этом уже сейчас он имеет лучшие характеристики в своем классе, обладает повышенной эксплуатационной технологичностью, на нем реализованы меры по обеспечению его малой заметности, а значит, и самого Т-50. Кроме того, стоимость серийного двигателя окажется самой маленькой по цене для продукции такого класса. Объединенная двигателестроительная корпорация, сообщили военному обозревателю ТАСС, планирует в перспективе создать двигатель «второго этапа», который будет на 15–18% эффективнее нынешнего мотора под кодом «Изделие 117».

Принципиальное значение тут имеют не количественные показатели эффективности (хотя они тоже весьма важны), а качественный прирост возможностей. Оснащенный новым двигателем истребитель способен совершать длительный полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. Практически получит так называемый крейсерский сверхзвук, наличие которого является важнейшим признаком пятого поколения.

А еще, продолжили в ОКБ, концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) ведет для нас разработку прицельно-навигационного комплекса и другого бортового радиоэлектронного оборудования Т-50. Наконец, на заключительный этап вышла разработка новой платформы для новых современных авиационных средств поражения. При этом речь идет не просто о создании нескольких новых ракет, а целого их комплекса, который должен быть готов к принятию на вооружение одновременно с окончанием испытаний самого самолета. Таким образом, чуть ли не впервые в советской/российской практике процесс создания истребителя и оружия для него синхронизирован. Сами новые ракеты отличаются от предыдущего поколения меньшими размерами, что позволит размещать их внутри фюзеляжа самолета. У них повышенная дальность, высокая маневренность, всепогодность и улучшенные головки самонаведения. Дальность некоторых из них возросла благодаря применению новых двигателей в полтора раза. За счет комплекса бортового оборудования обеспечивается значительное превосходство не только над самолетами поколения 4++ (Су-35 и Су-30СМ, Rafale, Eurofighter), но и над зарубежными аналогами пятого поколения (F-22 и F-35). Благодаря новой начинке ПАК ФА сможет на качественно новом уровне выполнять поставленные задачи, недостижимые до настоящего момента ни одним боевым авиационным комплексом такого класса.

ПРОТИВ КОГО ДРУЖИМ

Полет небесной "Арматы"
]
Заслуженный летчик-испытатель РФ Герой России Юрий Ващук. Фото предоставлено автором

Я спросил у Юрия Ващука: зачем нам истребитель пятого поколения? С кем воевать на таком самолете? С американцами и их F-22 и F-35? Вряд ли они рискнут совершить агрессию против нашей страны, у которой есть на всякий случай ракетно-ядерное оружие. Да и НАТО тоже, думаю, не сунется, несмотря ни на какие свои громкие заявления. А для того чтобы воевать с «Аль-Каидой» или боевиками ИГ, такой истребитель – слишком большая роскошь. Можно обойтись проверенным в Афганистане Су-25 или в конце концов Су-34…

– Не думаю, что тут все так однозначно и оптимистично, как вы предполагаете, – отвечает летчик-испытатель. – Вот США зачем-то подтянули свой F-22 в Европу. Зачем? Рассчитывать на то, что в Пентагоне и в НАТО все умные и здравомыслящие люди, я бы не стал. Когда анализируешь всю международную ситуацию, прошедшие и неутихающие войны в Ираке, Афганистане, в Ливии и Сирии, складывается впечатление, что у кого-то очень больная голова. То, что сейчас происходит на восточных границах Европы, тоже лишено всякой нормальной логики. Считаю, что Т-50 для того и создается, чтобы остудить слишком горячие головы.

– То есть вы хотите сказать, что ПАК ФА – что один из элементов сдерживания вероятного высокотехнологичного противника?

– Конечно. Не нужно бросаться в крайности, отбрасывать какие-то виды вооружений, как это было в 50-е годы прошлого века, когда один из руководителей нашего государства приказал резко сократить боевую авиацию, потому что в будущей войне мы будем воевать одними ракетами. А нынешние войны показывают, что начинаются они с массированных воздушно-ракетных ударов. Не исключено, что в перспективе и с ударов из космоса. И от того, что мы сможем противопоставить, как будем готовы грамотно и эффективно противодействовать авиации противника, зависит результат вооруженного конфликта.

Создатели Т-50 говорили мне примерно то же самое, что высказал и Юрий Ващук.

– Проект пятого поколения имеет огромное значение для обеспечения военной безопасности России, обеспечения технологического прогресса в авиационной промышленности нашей страны и, пусть это не покажется странным, сохранения ее коммерческих позиций на мировом рынке вооружений. В современных военно-политических условиях, когда США и их союзники усиливают давление на Россию с целью принудить ее отказаться от проведения независимой суверенной внешней и оборонной политики, поддержание высокого уровня обороноспособности государства и ее армии становится приоритетной национальной задачей.

Опыт вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает, что основным военным инструментом проведения гегемонистской политики Запада является использование количественного и качественного превосходства в воздухе. Соответственно категорически необходимо создать боевые средства противодействия воздушному агрессору. А среди них – не только мощные и эффективные средства ПРО и ПВО, но и собственные военно-воздушные силы. Обратите внимание, говорили мне на улице Поликарпова, первый в мире серийный истребитель пятого поколения F-22 американцы никуда не экспортируют. Он стоит на вооружении лишь ВВС США. Более того, на международных выставках они демонстрируют его только в воздухе, а если он оказывается на стоянке, то к нему подойти невозможно. Они тщательно оберегают свои конструктивные секреты. А вот F-35 изначально замышлялся как массовая машина, предназначенная в том числе и к поставкам за рубеж. Причем ее обладателями в обозримом будущем станут не только участники программы JSF, но, вполне возможно, также граничащие с Россией и ее союзниками государства Восточной Европы и бывшие республики СССР. Нужно нам учитывать это обстоятельство? Безусловно, нужно. Иначе мы поступать не можем.

К тому же разработкой истребителей пятого поколения, в том числе и тяжелого класса, занимаются также в Китае, Японии и Южной Корее. Решается такой вопрос и в Турции. На этом фоне программа ПАК ФА не может не быть приоритетом для нашего Министерства обороны, авиационной промышленности и всего российского государства.

Нельзя сбрасывать со счетов и такое обстоятельство, говорят авиаторы, как продвижение наших истребителей на международные рынки вооружений. Машины поколения 4+ и 4++ будут оставаться еще конкурентоспособными по крайней мере лет 10. Но с выходом на рынок F-35 наиболее развитые и наиболее амбициозные государства сформируют спрос и на технологии пятого поколения. Игроки, не имеющие таких технологий, с рынка просто уйдут. И в рамках проекта ПАК ФА мы соединяем технологическую инновационность с инновационностью организационной. Истребитель предлагается на рынок не просто как товар. Россия создала с Индией промышленное партнерство по совместной разработке, производству и маркетингу истребителя пятого поколения на основе российского Т-50. Именно его мы и будем продвигать к обоюдной выгоде на рынки вооружений.

И, наконец, последнее по счету, но не по важности. Программа пятого поколения дала всей авиационной и смежной с ней промышленности России мощнейший инновационный импульс. Ведь создание истребителя нового поколения всегда влечет за собой переход самых разных отраслей промышленности на качественно более высокий уровень. Создаются новые технологии, новые материалы, новые компетенции, растут новые кадры. Это и есть модернизация страны, о которой мы так много в последнее время говорим.

ЗАЧЕМ НУЖНА СВЕРХМАНЕВРЕННОСТЬ

Еще один «наивный» вопрос я задал летчику-испытателю Юрию Ващуку. Мы гордимся, что наши истребители самые маневренные, даже сверхманевренные. Когда вспоминают о тактико-технических характеристиках Т-50, всегда звучат слова о том, что он тоже сверхманевренный. Но нужна ли сегодня такая сверхманевренность? Ведь сейчас, кто первый увидел противника на предельной дальности, первый выпустил по нему ракету, тот и победил. Ближних боев практически не будет.

– Тем, кто недооценивает высокую маневренность истребителей, я напоминаю эпизоды из израильско-египетской войны. Там наши старенькие МиГ-21 защищались от израильских ракет, резко уходя на вертикаль, на «колокол», и ракеты теряли цель. А потом, если я знаю, что по мне на значительном расстоянии выпустили ракету, это сообщит мне система предупреждения об атаке, то за то время, пока она подлетит ко мне, могу совершить не один маневр и применить другие бортовые средства защиты истребителя.

Примерно такая же ситуация и с ближним боем, говорит Герой России. Во времена израильско-египетского противостояния тоже считалось, что пушка истребителю не нужна, все решат ракеты. Мы дорого заплатили за это заблуждение. Оказалось, что 70% воздушных боев заканчивались на расстоянии пушечного выстрела. Пришлось возвращать пушки на самолеты. Поэтому не стоит переоценивать те или иные виды вооружений, надо комплексно развивать все, что поможет победить в бою. В ближнем или на предельной дистанции. Но у летчика должен быть набор высокоэффективных технических средств, чтобы выполнить боевую задачу. Такими средствами и оснащается Т-50.

КАК ДОСТАЮТСЯ ЗВЕЗДЫ

Естественно, я не мог не спросить у Ващука, за что он получил Звезду Героя России.

– В указе президента РФ записано: «За мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники», – ответил он.

– А если конкретно?

– Конкретно сказать очень трудно. Наверное, наградили по совокупности. Летно-испытательная работа связана с опытной техникой, а она может иногда отказывать. В моей работе было много случаев, связанных с отказом техники. Некоторые запомнились больше.

– Например?

– В 2002 году у меня произошло сразу несколько аварий. В первый раз на спортивном самолете. На одном из проданных за рубеж самолетов в воздухе отсоединился элерон (один из органов управления. – В.Л.), и американец, управлявший им, решил садиться. На четвертом развороте свалился в штопор и сломал себе ключицу. Подал на фирму иск в 1 миллион долларов с претензией, что в инструкции не написано, что нельзя садиться с отсоединенным элероном.

Требовалось проверить: можно ли так садиться или нет. Но прежде необходимо было взлететь с одним элероном. Опытным путем установили, что взлететь можно.

Взлететь мне удалось, но тут проявил себя отсоединенный элерон. Он встал на упор, и самолет начал неуправляемо вращаться. Я решил помочь вращению самолета и понял, что он уже не полетит. А перед этим где-то за год на нашем самолете потерпел катастрофу англичанин, врезался в землю, а ремни остались целы. Принимаю решение срывать самолет в штопорное вращение и врезаться в землю двигателем. Но на неуправляемом вращении не все получилось, как задумал. Небольшое скольжение на правое крыло все-таки осталось. В результате осколком крыла мне отрубило пятку, сломал палец на руке, и остеклением защитного шлема порезало нос. Пятку потом пришили, палец сросся, нос тоже зажил. А в инструкцию записали, что посадка с отсоединенным элероном запрещена.

– А как с компенсацией?

– Решение садиться с поломанным элероном американец принял сам. Поэтому компенсации ему не положено. В той ситуации надо было прыгать с парашютом.

– Вам, наверное, тоже.

– Да. Но у меня была очень небольшая высота, всего 30 метров. Он бы не раскрылся. Правда, катапультироваться в том году мне все равно пришлось. Практически через полгода после испытания спортивной машины. Был у нас первый экспериментальный самолет с управляемым вектором тяги Су-37 № 711. Потом был создан серийный самолет с УВТ Су-30МКИ (истребитель для индийских ВВС. – В.Л.). С 711-го борта сняли двигатели с УВТ и поставили серийные, а систему управления самолетом оставили как на МКИ, и он стал Су-35–711. В процессе испытаний МКИ наши инженеры установили, что этот самолет может совершать те же самые маневры, что и с УВТ, но без УВТ. Самолет был уникальным. Он все делал, может, не так энергично, как с УВТ, но делал все сверхманевренные фигуры. Мы показывали его и на МАКСе, и в Корее, на выставке в Сеуле. Корейцы даже снимали на камеру его сопла, все хотели увидеть, в какой момент там включается управляемое сопло, но так и не увидели.

На машине отрабатывали много уникальных перспективных систем, мы уже были готовы продемонстрировать все возможности самолета для руководства фирмы. Но сначала нужно было совершить еще один полет, более или менее рядовой, без особой акробатики.

Я выполнил основное задание, а в конце на высоте 3 тысячи метров нужно было создать перегрузку 8.5g. После выхода на перегрузку 8.3g самолет забросило на спину и начало вращать в нормальном штопоре, он стал неуправляемым. Пришлось катапультироваться. Потом оказалось, что в оси стабилизатора был производственный дефект – нарушение технологии токарной обработки. На оси образовалась трещина, и она увеличивалась от полета к полету. Я даже рад, что все произошло на большой высоте и я успел прыгнуть. Хуже бы было, если это произошло на малой высоте при показе, у меня было бы меньше времени на принятие решения, и непонятно, куда упал бы самолет.

– А если на Су-35 поставить управляемый вектор тяги, он будет летать еще лучше?

– На Су-35 установлены двигатели с УВТ, и по маневренности он превосходит МКИ. На данный момент это самый маневренный истребитель в мире. Конечно, без УВТ они так летать не будут. Там вопрос в передних крылышках, в переднем горизонтальном оперении. Но Т-50 все равно уже другой уровень, пока для других машин недостижимый.

* * *

Мы пытались договориться с Юрием Михайловичем о фотосъемке. Хотелось сфотографировать его для материала в летном комбинезоне или со Звездой Героя на груди. Но оказалось, что в ближайшее время окошка для этого не представится. Даже в субботу. Этот день он проведет с сыном – воспитанником Монинской спецшколы с первоначальной летной подготовкой – и с другими мальчишками и девчонками на аэродроме. Ващук возглавляет Федерацию авиамодельного спорта России и практически все свое свободное время проводит с будущими летчиками и конструкторами авиационной техники. Не только учит летать самолеты, но и растит стране будущих авиаторов.

 

 

Автор Виктор Литовкин

Первоисточник http://nvo.ng.ru/realty/2015-08-21/8_armata.html



Источник: topwar.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится15




Комментарий от редакции:

В небе меньше, но лучше

 

 

Мировые военно-воздушные силы не снижают темпов развития

ВВС России занимают второе место в мире по численности парка летательных аппаратов. Такие данные приводит научно-исследовательский центр в области авиации «Флайт глоубал» (Flight Global).

Первую строчку мирового списка Топ-10, по подсчетам «Флайта», занимают ВВС США, летный парк которых насчитывает 13 902 единицы и составляет 27 процентов мирового. Россия располагает 3429 самолетами и вертолетами. Это 7 процентов мировых ВВС. Третье место занимает КНР (2860 единиц, 6%). В первую десятку стран с наиболее крупными военно-воздушными силами также вошли Индия (1905 ед., 4%), Япония (1612 ед., 3%), Республика Корея (1412 ед., 3%), Франция (1264 ед., 2%), Египет (1107 ед., 2%), Турция (1020 ед., 2%), КНДР (940 ед., 2%). ВВС остальных государств суммарно насчитывают 22 234 летательных аппарата (ЛА), на которые приходится 42 процента общемирового парка. В общей сложности в строю насчитывается 51 685 различных ЛА (не считая беспилотников), отмечают эксперты «Флайта».

Чтобы техника не застоялась


После существенного ограничения масштабов боевой деятельности контингентов вооруженных сил США и стран Европы в Ираке и Афганистане некоторые из этих государств сочли, что активность боевой авиации к концу 2014 года будет снижена. Однако недавние события на Ближнем Востоке показали, что завершение борьбы с движением «Талибан» не означает полного прекращения участия США и Европы в событиях в регионе. Новая угроза со стороны «Исламского государства» вынуждает Соединенные Штаты и их союзников продолжать участие в региональных конфликтах. В конце сентября 2014 года Вашингтоном была инициирована кампания по нанесению воздушных ударов по позициям ИГ в Ираке с целью снизить боевой потенциал исламистов и уничтожить руководство. В кампании принимают участие боевые самолеты ВВС Австралии, Бельгии, Канады, Дании, Франции, Нидерландов, Великобритании. Сообщалось также об ограниченном участии иранских истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом» (Phantom), однако документальных подтверждений этого факта нет.

В небе меньше, но лучше


Воздушная кампания против ИГ позволила Соединенным Штатам впервые применить в боевых условиях в Сирии истребитель пятого поколения F-22 «Рэптор» (Raptor). Австралийские ВВС, ранее не принимавшие активного участия в бомбардировке исламистских террористических группировок, отправили в ОАЭ подразделение истребителей F/A-18F «Супер Хорнет» (Super Hornet) производства «Боинг» (Boeing). Ему оказывают эпизодическую поддержку заправщики A330/KC-30A производства «Эрбас» (Airbus) и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) E-7A «Уэджетэйл» (Wedgetail). Оба этих типа впервые применяются в боевых условиях. Таким образом, Австралия проводит оценку эффективности развертывания своей авиационной техники на значительном удалении от территории страны. Соответствующие возможности, как ожидается, будут усилены двумя – четырьмя тяжелыми военно-транспортными самолетами (ВТС) C-17A (австралийские ВВС уже располагают шестью такими машинами).

Боевые действия против ИГ предоставили Великобритании возможность опробовать в бою новые БЛА MQ-9 «Риппер» (Reaper) производства американской компании «Дженерал атомикс» (General Atomics). Примечательно, что все эти аппараты уже сведены в два строевых подразделения британских ВВС – 13 и 39-ю эскадрильи. Также эта кампания заставила британское военное руководство пересмотреть планы по выводу из состава ВВС истребителей-бомбардировщиков и разведчиков «Торнадо-GR4» (Tornado GR4) производства консорциума «Панавиа» (Panavia).

Израиль: хочется большего


В 2014 году на Ближнем Востоке помимо Ирака и Сирии активизировалась еще одна горячая точка, в частности сектор Газа. Еще летом-осенью прошлого года Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) провела операцию «Протектив эдж» (Protective Edge), в ходе которой ВВС совершили несколько сотен вылетов. В результате последовавших после операции пограничных инцидентов были сбиты два сирийских летательных аппарата: БЛА и фронтовой бомбардировщик Су-24, нарушивший воздушное пространство Израиля.

В небе меньше, но лучше


Вместе с тем высокая стоимость операции «Протектив эдж» привела к дальнейшему сокращению финансирования закупки новой техники для национальных ВВС, а по ряду программ вызвала отрицательную реакцию израильской оппозиции. Попытка увеличить с 19 до 44 единиц число новейших истребителей F-35A провалилась – было одобрено приобретение только 11 машин. Усилия по закупке для ВВС Израиля шести конвертопланов V-22 «Оспри» (Osprey) производства «Белл» (Bell) и «Боинг» также не увенчались успехом.

ВВС РФ – надежность хромает


В Европе продолжает развиваться политический кризис, связанный с украинскими событиями. После боев лета 2014 года применение авиации носит эпизодический характер. Вместе с тем на данный момент ВВС Украины потеряли 178 летательных аппаратов из 400, состоявших на вооружении до начала конфликта. Как отмечают западные эксперты, значительное количество самолетов и вертолетов уничтожено на аэродромах.

В небе меньше, но лучше


ВВС России, напротив, продолжают укреплять боевую мощь. Однако на этом фоне число летных инцидентов существенно увеличилось – только в период с 1 июня по 5 августа произошел целый ряд летных происшествий, в которых потеряно семь ЛА: два МиГ-29, два Ту-95МС, Су-34 и Су-24М, ударный вертолет Ми-28Н. Эти инциденты связаны в первую очередь с техническими проблемами. Аварийность в военной авиации продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем, констатируют в военном ведомстве.

Тем не менее, как сообщили в Минобороны РФ, исправность авиационной техники ВВС России к концу года должна впервые в истории достичь показателя 80 процентов. Ставится также задача увеличить численность новейшей техники, находящейся на вооружении ВВС. По информации заместителя министра обороны Юрия Борисова, в настоящее время уровень современности ЛА составляет 55,6 процента, а к концу года планируется достижение 58 процентов.

Расчистка авиапарка


По сравнению с 2014 годом наблюдается сокращение летного парка на 459 единиц (-0,9%). Одной из главных причин западные эксперты называют украинский кризис. Частично снижение объясняется уточнением данных по состоянию авиационного парка ВВС РФ.

В небе меньше, но лучше


В период второй половины 2014-го – нынешнего первого полугодия продолжилось списание устаревших образцов самолетов. Примечателен пример Франции, которая объявила о выведении истребителей «Мираж-F1» (Mirage F1) производства «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation) из состава национальных ВВС. Как следствие масштабы технического обслуживания этих самолетов были сокращены. В настоящее время 32 боевых и четыре учебно-тренировочных «Миража-F1» состоят на вооружении Габона, Ирана, Ливии и Марокко. Оман в 2014 году вывел из состава национальных ВВС истребители «Ягуар» (Jaguar) производства англо-французской «Сепекат» (Sepecat). Таким образом, единственным в мире эксплуатантом этих самолетов осталась Индия. ВВС Греции вывели из состава штурмовики A-7 «Корсар» (Corsaire) производства «Ваут» (Vought), а ВВС Великобритании – устаревшие заправщики «Тристар» (TriStar) производства «Локхид Мартин» (Lockheed Martin).

В 2015 году компания «Дассо Авиасьон» добилась долгожданных успехов в попытках продвинуть на международный рынок вооружений истребитель «Рафаль» (Rafale). Индия приняла решение о приобретении 36 истребителей, допускается опцион на поставку очередной партии самолетов. По 24 машины также приобрели Катар и Египет, причем последний закупил восемь двухместных «Рафаль-EM» (Rafale EM). «Дассо» надеется продвинуть свои «Рафали» в ОАЭ и Малайзию.

В небе меньше, но лучше


Российские самолеты также пользуются спросом на мировом авиационном рынке. В ближайшей перспективе Египет может закупить истребители МиГ-29, а Китай и Индонезия – Су-35.

Как и раньше, лидирующую строчку списка Топ-10 заняли Соединенные Штаты, которые со значительным отрывом опережают остальные страны. Достаточно серьезных успехов добился Китай, который занял третью позицию рейтинга и постепенно приближается к России. Индия уступает КНР достаточно серьезно, практически на 1000 ЛА. Примечательно, что в Топ-10 ВВС мира вошли Египет (8-я позиция), Турция (9-я) и КНДР (10-я). Из государств Западной Европы в списке оказалась только Франция. В то же время четыре страны из Топ-10 находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что может свидетельствовать о возрастании напряженности в нем.

Общий объем мирового портфеля заказов на летательные аппараты для ВВС, подсчитали эксперты, составляет более 5200 единиц. Соглашения на поставку еще около 7000 находятся в стадии согласования и утверждения.

В боевой авиации доля парка ВВС США остается очень высокой – 27 процентов. По всем шести крупнейшим категориям авиатехники (боевые самолеты, военно-транспортные самолеты, военно-транспортные и боевые вертолеты, УТС, специальные летательные аппараты, заправщики) США занимают первые позиции.

США: ставка на F-35


Показатели долей американской техники от общемирового объема варьируются от 19 процентов в сегменте боевой авиации до 78 процентов в самолетах-заправщиках. Однако несмотря на значительное превосходство над другими участниками Топ-10, Соединенные Штаты сталкиваются с очень серьезными проблемами. Например, значительная часть двухместных истребителей F-16D простаивает на земле в ожидании ремонта и модернизации. Не решена судьба штурмовиков A-10 «Тандерболт-2» (Thunderbolt II), которые ВВС намерены списать, а конгресс – оставить в строю. Корпус армейской авиации США постепенно выводит из состава разведывательные вертолеты OH-58 «Кайова Уорриор» (Kiowa Warrior), применяя для тех же целей боевые вертолеты AH-64D/E «Апач лонгбоу» (Apache Longbow)/«Апач гардиан» (Apache Guardian). Таким образом, уже в следующем году авиапарк американских ВВС и СВ значительно уменьшится. На данный момент убыль авиатехники в странах Северной Америки по сравнению с 2014 годом составила два процента.

Несмотря на приостановку полетов из-за пожара двигателя в прошлом июне, новейшие американские истребители F-35 «Лайтнинг-2» (Lightning II) постепенно приближаются к дате введения в строй. В конце 2014-го компания «Локхид Мартин» (Lockheed Martin) получила заказ на выпуск восьмой головной партии, состоящей из 43 истребителей трех модификаций – A, B, C. Как ожидается, контракт по оснащению этих самолетов турбореактивными двухконтурными двигателями (ТРДД) F135 будет подписан в ближайшее время. В прошлом году поступили заказы на этот самолет от трех зарубежных участников программы по его созданию – Великобритании, Норвегии, Италии. Ожидается, что в ближайшее время твердые контракты подпишут Израиль и Япония.

В минувшем июле для модификации истребителей F-35 с коротким взлетом и посадкой – F-35B наступило историческое событие: корпус морской пехоты США объявил об их начальной боевой готовности. «Я счастлив», – сказал по этому поводу командующий КМП генерал Джозеф Данфорд. В состав 121-й эскадрильи (обозначение VMFA-121) входят 10 истребителей F-35 в модификации «блок-2B» (Block 2B). Они, отметил генерал, могут оказывать непосредственную воздушную поддержку авиационным и сухопутным подразделениям, выполнять задачи по перехвату и уничтожению авиации противника, вести воздушную разведку.

Представители КМП утверждают, что новый истребитель заменит три состоящих у них на вооружении типа: AV-8B «Харриер-2» (Harrier II) и F/A-18 «Хорнет» (Hornet), а также самолеты радиоэлектронной борь-бы (РЭБ) EA-6B «Праулер» (Prowler). На данный момент подготовлено более 50 летчиков для F-35B КМП США, а также около 500 человек технического персонала.

В небе меньше, но лучшеПредполагается, что следующим подразделением КМП, которое получит новейшие самолеты, станет 211-я штурмовая эскадрилья (VMA-211). В настоящее время она оснащена истребителями AV-8B «Харриер-2». Поставки запланированы на 2016 финансовый год. В 2018 финансовом году F-35B получит 122-я истребительная эскадрилья КМП (VMFA-122), которая сейчас оснащена устаревающими F/A-18 «Хорнет».

Общая стоимость программы по закупке 2443 истребителей F-35 всех трех модификаций (A, B, C) для вооруженных сил США составляет 391,1 миллиарда долларов. КМП намерен закупить 353 истребителя F-35B. Данную версию самолета также приобретают Великобритания и Италия.

В то же время, несмотря на достижение истребителем F-35B начальной боевой готовности, машина показала низкую надежность в морских испытаниях, длившихся 12 дней. В частности, шесть тестировавшихся в КМП США F-35B половину от общего требуемого времени полетов были по техническим причинам в простое. По данным КМП, готовность истребителей находилась на уровне 65 процентов.

Старое сажаем, новое поднимаем


Наибольшее сокращение в относительных показателях потерпели ВВС стран Латинской Америки, которые уменьшились на пять процентов (примерно 180 самолетов) по сравнению с прошлым годом. В основном это обусловлено списанием устаревшей техники. Некоторые латиноамериканские производители, в частности бразильская компания «Эмбраер» (Embraer), напротив, наращивают производство самолетов. ВВС Бразилии выдали «Эмбраеру» контракт на поставку 28 новых ВТС KC-390, выкатка первого опытного образца которого состоялась в конце октября 2014-го. Страна также подтвердила намерение приобрести партию из 36 шведских истребителей JAS-39E/F «Грипен» (Gripen). Общий объем последующих заказов, как полагают западные эксперты, может достигнуть еще 108 самолетов.

Серьезное уменьшение размеров авиапарка ВВС стран Европы характеризуется показателем в четыре процента (400 самолетов и вертолетов). Причина та же: списание устаревших образцов. Несмотря на успех в Бразилии, шведская компания «Сааб» в Европе потерпела поражение – Швейцария, которая намеревалась приобрести 22 истребителя «Грипен» для замены устаревших F/A-18 «Хорнет», приняла решение не обновлять свой парк авиатехники. Великобритания же продолжает увеличивать мощь собственной авиации: для оснащения авианосцев класса «Куин Элизабет» (Queen Elizabeth) было принято решение закупить первую партию из 14 самолетов F-35B с коротким взлетом и вертикальной посадкой.

Россия и страны СНГ демонстрируют наиболее уверенный рост – шесть процентов по сравнению с 2014 годом, несмотря на значительные потери украинской авиации в боевых действиях на востоке страны. На данный момент в регионе примерно 4300 самолетов и вертолетов. Такой итог во многом обусловлен выполнением российского гособоронзаказа.

В Африканском регионе наметился незначительный спад в количестве авиатехники, определяемый западными экспертами в один процент. Однако южноафриканская компания «Парамаунт груп» (Paramount Group) успешно оценивает рыночные перспективы недорогого разведывательно-ударного самолета AHRLAC, стоимость одной единицы которого – менее 10 миллионов долларов.

На Ближнем Востоке серьезные победы одержал «Рафаль» (Rafale), закупленный Катаром и Египтом. Истребитель «Тайфун» (Typhoon) производства консорциума «Еврофайтер» (Eurofighter), напротив, потерпел ряд чувствительных поражений в тендерах, организованных странами региона. В целом по сравнению с 2014 годом объем парка авиатехники Ближнего Востока вырос на один процент.

В настоящее время Великобритания рассматривает возможность изменения своей стратегии на международном рынке вооружений, в том числе на авиационном. К этому вынуждают проигрыши в крупных тендерах. Правительство страны намерено играть более значимую роль при продвижении британских вооружений на мировой рынок. Такое решение принято после того, как крупнейший британский производитель вооружений «БАЕ Cистемз» (BAE Systems) и его партнеры по кооперации в производстве истребителя «Тайфун» третий год подряд не смогли добиться зарубежных продаж самолета. В то же время французский конкурент «Дассо авиасьон» (Dassault Aviation) договорился о поставке Египту, Катару и Индии 84 истребителей «Рафаль». Предполагаемый объем соглашений достигает 15 миллиардов евро (16,35 млрд долл.).

Правительство Великобритании намерено тщательно изучить французский опыт в области экспорта авиатехники. Как считается, тесные отношения администрации президента Франсуа Олланда и правительств государств, которые закупили «Рафали», оказали серьезное влияние на принятие решений о приобретении именно этих самолетов. В результате корректировок политики экспорта ВВТ Лондон может увязывать его с различными сделками в области энергетики, бизнеса, образования для повышения привлекательности своего оружия. Британские оборонные производители неоднократно обращали внимание на необходимость более широкой поддержки их внешнеторговой деятельности со стороны правительственных кругов.

Суммарный объем авиапарков разных стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) также вырос на один процент и составил 13 600 единиц – примерно на 250 меньше, чем у США. Одним из ключевых событий стал показ на выставке «Эйршоу Чайна-2014» (Airshow China 2014) в Чжухае истребителя пятого поколения «Цзянь-31» (J-31), который внешне очень напоминает американский F-35.

У нас преимущество


В целом число авиационной техники в мире уменьшилось значительно. Главной причиной стало списание устаревших образцов, которым было зачастую около 30–40 лет. Но с учетом роста количества горячих точек – как на Ближнем Востоке и в АТР, так и в Европе – можно предположить, что емкость рынка авиатехники различных категорий для оснащения ВВС и СВ значительно увеличится. В данной ситуации российские образцы могут иметь значительное преимущество. В первую очередь за счет оптимального соотношения боевых характеристик и стоимости самолетов и вертолетов.

Оценивая мировой рынок, западные эксперты отмечают, что российская военная авиатехника продолжает оставаться одной из самых популярных в мире. В категории боевых самолетов российские Су-27/30/33/35 (Flanker – по классификации НАТО) входят в число наиболее распространенных. Как отмечает «Флайт», в строю находятся 874 такие машины, которые составляют шесть процентов от общего объема мирового парка истребителей. На вооружении также состоит большое количество самолетов семейства МиГ-29, которое занимает пятую строчку рейтинга – 793 единицы (5%). Истребители МиГ-21 по-прежнему продолжают эксплуатироваться и удерживают шестое место в мировом Топ-10 – 668 самолетов (5%). В разных странах мира в строю 506 штурмовиков Су-25 (3%). Этот самолет – на седьмой строчке рейтинга.

Российские военно-транспортные самолеты (ВТС) Ил-76 и их модификации в количестве 176 единиц (4%) заняли шестую позицию в соответствующей категории Топ-10.

Существенного успеха добились российские вертолеты семейства Ми-8/17/171/172. В 2015 году в составе разных ВВС, по данным «Флайта», машин данного типа насчитывается 2441 единица. Эти вертолеты закрепились на второй строке Топ-10, уступая только семейству винтокрылых машин S-70/UH-60 «Блэкхоук» (Blackhawk).

 

 

Автор Николай Новичков, Дмитрий Федюшко

Первоисточник http://vpk-news.ru/articles/26511

 

Вооружение ПАК ФА: впечатляющая инфографика

 

Источник перевод для gearmix ()

 

Т-50 ПАК ФА обладает не только потрясающей маневренностью. Как показывает эта интересная инфографика, малозаметный многоцелевой истребитель пятого поколения будет оснащён таким разнообразным оружием, как ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля», противокорабельные снаряды и наводящиеся системой ГЛОНАСС разрушительные бомбы.

PAK-FA infographic

 

ПАК ФА может нести боеприпасы внутри корпуса или снаружи в зависимости  от того, выполняет ли он задание в режиме стелс или нет.

Вооружение ПАК ФА:

9A1-4071K — скорострельная 30-мм пушка, производящая 1500 выстрелов в минуту.

BRAHMOS-NG — компактный вариант сверхзвуковой крылатой ракеты c прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Её предельная скорость составляет почти 3,5 Маха, что значительно снижает шансы быть уничтоженным другими ракетами. Длина 5 м; стартовая масса 1500 кг; вес боевой части 300 кг; дальность полёта 290 км. Х-31АД/ПД — высокоскоростная противокорабельная ракета с радиолокационным наведением. Длина 5,43 м; стартовая масса 715 кг; вес боевой части 110 кг; дальность действия 160 км.

K-74M2 — ракета ближнего действия класса «воздух-воздух» с системой инфракрасного самонаведения. Улучшенная версия R-74. Также обладает полностью цифровой и перепрограммируемой системой. Длина 2,9 м; стартовая масса 105 кг; вес боевой части 8 кг; дальность действия 40 км.

K-77M — ракета средней дальности класса «воздух-воздух», улучшенная версия R-77 с антенной на основе цифровой активной фазированной решётки и двухимпульсным мотором. Длина 3,7 м; стартовая масса 190 кг; вес боевой части 22 кг; дальность действия 110 км.

Х-38M — семейство модульных ракет класса «воздух-земля» малой дальности, предназначенных для поражения бронированной тяжёлой техники, а также легкоуязвимых наземных и надводных объектов. Длина 4,2 м; стартовая масса 520 кг; вес боевой части 250 кг; дальность действия 40 км.

ИЗДЕЛИЕ 810 — ракета очень большой дальности действия класса «воздух-воздух», предназначенная для уничтожения авиационных комплексов радиообнаружения и наведения, а также других разведывательных самолётов. Длина 4,2 м; стартовая масса 600 кг; вес боевой части 60 кг; дальность действия 400 км.

Х-58УШКЭ — последняя версия высокоскоростной противорадиолокационной ракеты. Сконструирована специальным образом, чтобы размещаться внутри оружейных отсеков фюзеляжа ПАК ФА. Длина 4,19 м; стартовая масса 650 кг; вес боевой части 149 кг; дальность действия 245 км.

Х-35УЭ — противокорабельная ракета повышенной дальности со спутниковой навигацией и пассивно-активной радиолокационной головкой самонаведения. Предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 5000 тонн. Длина 3,8 м; стартовая масса 520 кг; вес боевой части 145 кг; дальность действия 260 км.

KAБ-1500 — самый большой представитель бомб семейства КАБ. Корректируемая бомба. КАБ-1500Кр использует электронно-оптический искатель. Длина 4,63 м; общая масса 1525 кг; вес боевой части 1170 кг; высота сброса 9 км.

KAБ-500 — средний представитель бомб семейства КАБ. Предназначена для поражения неподвижных наземных и надводных малогабаритных целей. Длина 3,05 м; общая масса 520 кг; вес боевой части 380 кг; высота сброса 9 км.

KAБ-250 — самый маленький представитель бомб семейства КАБ. Наводится с использованием системы ГЛОНАСС. Длина 3,2 м; общая масса 250 кг; вес боевой части 127 кг; высота сброса 9 км.

 

 

ПАК ФА будет хорошо вооружен и опасен

ПАК ФА будет хорошо вооружен и опасен
Накануне открытия аэрокосмического салона в Жуковском на наши вопросы ответил генеральный директор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.

– Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» поручено создать комплекс авиационных средств поражения для истребителя пятого поколения. Как продвигается работа, Борис Викторович?

– Более точно его следует называть ПАК ФА – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. В отличие от классического истребителя, действующего в основном по воздушным целям, этот боевой самолет является многофункциональным. Он предназначен для поражения широкого спектра целей – воздушных, наземных и морских. При этом ПАК ФА должен решать задачи на поле боя, а также в тактической и в ближайшей оперативно-тактической глубине фронта. Таким образом, предприятия нашей корпорации сегодня работают над созданием комплекса вооружения, предназначенного фактически для всех перспективных боевых самолетов фронтовой и палубной авиации, которые в ближайшее десятилетие придут на смену существующему парку, – Су-27, МиГ-29, Су-24, Су-25. Вот почему номенклатура наших перспективных образцов авиационного вооружения включает в себя более полутора десятка наименований.

– Размах, будто в прежние времена…

– В Советском Союзе над созданием и производством вооружения для самолетов фронтовой авиации работал не один десяток предприятий.

Сегодня все разработки сосредоточены в нашей корпорации, которая и решает задачу полного обновления отечественных управляемых авиационных средств поражения (УАСП) классов «воздух–воздух» и «воздух–поверхность», включая специализированные варианты «воздух–корабль», «воздух–РЛС» и корректируемые авиабомбы. По существу, в настоящее время на наших предприятиях создается новое поколение высокоточного оружия (ВТО), которое по своим ТТХ, по боевому потенциалу в 2–3 раза превосходит возможности своих предшественников и по основным параметрам не уступает лучшим зарубежным аналогам.

– Может быть, есть смысл унифицировать вооружения, чтобы одни и те же ракеты могли работать по разным целям?

– Вопрос унификации прорабатывается еще на начальных этапах работ над новыми образцами. Но, во-первых, универсального оружия, одинаково эффективного для всех видов целей, просто не существует. Универсализм – это всегда некоторая потеря эффективности. Когда-то авиационное оружие включало в себя два вида: пушка – по воздушным целям, бомбы – по земле. Сегодня другие задачи, другие цели. Все усложнилось на несколько порядков, так что вряд ли возможно в одном образце объединить способность поражать в ближнем воздушном бою современный высокоманевренный истребитель и цель на удалении 200 км. Или поражать наземный зенитно-ракетный комплекс ПВО и, скажем, работать по танковой колонне противника. Разные цели требуют различных средств поражения – по мощности боевой части, по построению систем наведения.

– Но пофантазировать-то можно?

– Новые образцы УАСП создаются в соответствии с требованиями Министерства обороны. В общем виде эти требования направлены на обеспечение эффективного применения по разным типам целей, в любых условиях дня и ночи, в том числе при активном огневом и радиоэлектронном противодействии противника. При этом должно обеспечиваться размещение УАСП во внутренних отсеках самолета. А вот вопрос снижения разнотипности изделий в общей номенклатуре УАСП в настоящее время решается за счет унификации средств поражения по носителям, когда одно и то же изделие используется на различных носителях. К примеру, наши противокорабельные ракеты Х-35Э и Х-35УЭ приспособлены для применения не только авиационными (в том числе вертолетными) носителями, но и корабельными («Уран-Э») и береговыми («Бал-Э») комплексами. Еще один способ унификации – использование принципа модульности конструкции, когда одни и те же узлы (блоки) используются в средствах поражения различного предназначения. К примеру, модульная ракета Х-38МЭ сконструирована таким образом, что только за счет замены в ней системы наведения и типа боевой части можно создавать четыре разные версии, каждая из которых может применяться по определенной группе целей. Первая из этих версий – Х-38МЛЭ с лазерной головой самонаведения в декабре прошлого года прошла летные испытания и подготовлена к серийному производству. На очереди ракета с тепловизионным наведением (Х-38МТЭ).

– Когда следует ожидать завершения работ и поступление нового поколения УАСП на вооружение ВВС?

– Работы ведутся в точном соответствии с Государственной программой вооружений на 2011–2020 годы. Завершается разработка УАСП наземными, а затем летными испытаниями, которые проводятся поэтапно. Сначала ракета проходит испытания на предмет ее соответствия расчетным аэродинамическим, прочностным и летным параметрам. После того как ракету «научили» летать, наступает этап государственных испытаний, включая боевое применение на том типе самолета, для которого она и должна поступать на вооружение. На сегодняшний день, кроме уже упомянутой Х-38МЛЭ, прошли летные испытания противокорабельные ракеты Х-35УЭ и Х-31АД, противорадиолокационная Х-31ПД, а также ракеты «воздух–воздух» средней и большой дальности. Остальные образцы завершат испытания в ближайшие один-два года. Процесс создания средств вооружения для ПАК ФА идет одновременно с летными испытаниями самолета и его бортовых систем. Испытания на боевое применение комплекса будет завершать процесс его создания. В целом идет нормальное рабочее взаимодействие: с разработчиком самолета согласованы планы-графики работ и протоколы информационного взаимодействия с бортом. Поставляются необходимые для испытаний макеты и технологические варианты ракет.

– Что делается в конструкторских бюро и научных лабораториях корпорации, чтобы и после завершения госпрограммы вооружения сохранить и усилить наши позиции?

– О конкретных проектах говорить не будем, эта не тема для открытого обсуждения. Что касается того, что делается сегодня для обеспечения создания в дальнейшей перспективе высокоэффективных образцов высокоточного оружия, то здесь следует отметить три основных направления: совершенствование управления, технологии и кадровое обеспечение. В последние годы корпорация проводит масштабные работы по реконструкции и техническому перевооружению всех своих предприятий. Только по Федеральной целевой программе развития ОПК на период до 2020 года у нас реализуются более 130 проектов по внедрению современных технологий. Речь идет не о замене одних станков другими, а о переоснащении технологических линий, цехов и целых производств в соответствии с новейшими научно-техническими тенденциями. Внедряются высокопроизводительные ресурсосберегающие технологии проектирования, производства и наземных испытаний изделий. Например, в области автоматизации проектирования и инженерных расчетов освоены методы трехмерного моделирования изделий, узлов и деталей, внедрена конструкторская и эксплуатационная электронная документация. На головном предприятии введен в строй новый Лабораторно-конструкторский корпус (ЛКК), оснащенный уникальной безэховой камерой, комплексами полунатурного моделирования, стендами, способными обеспечить наземную отработку и проведение испытаний новых перспективных изделий с различными системами наведения – с учетом радиоэлектронного противодействия противника и сложной многоцелевой и помеховой обстановки. А широкое использование методов математического и полунатурного моделирования позволит значительно повысить качество доводочных работ и на порядок сократить объем летных испытаний.

– Такое впечатление, будто корпорация начинает новую жизнь.

– Можно и так сказать. Например, кардинально меняется облик производственных цехов и производственных территорий. Сегодня технологические линии оснащены многокоординатными станками с ЧПУ и обрабатывающими центрами. Новый гальванический центр головного предприятия полностью автоматизирован и оснащен замкнутой системой утилизации отходов. Сварка высокопрочных легированных сталей, титана, нержавеющей стали проводится по новейшим автоматизированным технологиям. Завершается модернизация литейного производства.

На НПО машиностроения (Реутов) проводится реконструкция сборочно-испытательного производства, где особо следует отметить не имеющего аналогов в мире комплекс теплопрочностных испытаний. На предприятии также решена актуальная задача производства деталей из радиопрозрачных композиционных материалов. Организован участок высокотемпературной вакуумной пайки.

В корпорации поставлены и решаются задачи по освоению новейших критичных технологий, в том числе в области производства модулей микроэлектронных устройств, обладающих принципиально новыми функциональными качествами. На УПКБ «Деталь» завершается строительство электрофизического корпуса, призванного обеспечить потребность предприятия в СВЧ-монолитных интегральных схемах по новейшей технологии «система на кристалле».

– А теперь о новейших веяниях в области производства. Что вы можете сказать об аддитивных технологиях?

– Об аддитивных технологиях, иначе АМ-системах (Additive Manufacturing) сегодня много говорят. В данном случае речь идет о способах производства моделей методом послойного синтеза (добавлением материала) в отличие от традиционных технологий, где создание детали происходит путем удаления «лишнего» материала.

Изначально АМ-системы нашли применение для изделий из полимерных материалов. В настоящее время в некоторых странах (Китае, США и Германии) удается производить детали и из других материалов, включая металлы, и это существенно расширяет области их использования. АМ-системам прогнозируют большое будущее.

Что касается освоения этих технологий в нашей стране, то в ряде научно-производственных центров, в частности в ВИАМ, работы успешно ведутся. Широкое внедрение в промышленность сдерживает высокая стоимость оборудования и специальных расходных материалов (металлических порошков и др.).

У нас в корпорации аддитивные технологии апробированы и используются для мелкосерийного производства моделей и некоторых малогабаритных деталей. Хочу специально отметить, что у аддитивных технологий есть своя ниша – там, где нерационально использовать традиционные технологии. Это не панацея. А то у нас порой рассчитывают на базе единственной технологии решить сразу все проблемы промышленности.

– Как бы ни были совершенны технологии, именно кадры решают все. Как у вас дела с высококвалифицированными специалистами?

– Усложняющиеся задачи создания высокоточного оружия и рост объемов производства требуют постоянной подпитки предприятий высококвалифицированными специалистами – конструкторами, технологами, рабочими. На начало текущего года в корпорации трудилось около 45 тысяч человек – численность персонала увеличилась на 8% (в категории рабочих – на 10%). В текущем году планируется принять на работу еще более 1000 человек. Нам удалось сформировать определенную систему для подготовки нужных нам специалистов, благодаря чему сегодня молодежь в возрасте до 35 лет среди работников предприятий корпорации составляет весомую часть – 32%.

– И где берете кадры, способные на требуемом уровне решать задачи?

– На договорной основе мы сотрудничаем с местными учебными заведениями профобразования. Организуем классы обучения и прохождения производственной практики на современных станках. Важно, что предприятия корпорации способны предложить достойную стабильную зарплату, условия для профессионального роста и весомый социальный пакет. В последний период удалось организовать предоставление жилья для молодых семей на весьма льготных условиях.

В целях подготовки квалифицированных инженерных кадров корпорация на договорной основе сотрудничает с ведущими профильными вузами страны – МАИ, МГТУ имени Н.Э. Баумана, МАТИ, Московским государственным университетом приборостроения и информатики, МГТУ «Станкин», а также со многими известными региональными учебными заведениями.

– Однако известно, что хороший инженер или конструктор из студента получается не сразу.

– Это правда. Поэтому на протяжении многих лет корпорация работает по программе целевой контрактной подготовки студентов, организовывает и проводит производственные и преддипломные практики.

По целевому направлению в базовые технические вузы поступают наши абитуриенты, где они проходят обучение по востребованным на производстве специальностям: системы управления ЛА, радиоэлектронные системы и комплексы, стрелково-пушечное и ракетное оружие, автоматизация технологических процессов и др. Ежегодно производственную, технологическую, конструкторскую и преддипломные практики в корпорации проходят более 1600 студентов технических вузов.

На ряде предприятий образованы и функционируют базовые кафедры, в том числе – в МАИ и МГТУ имени Н.Э. Баумана.

– Борис Викторович, вы были одним из инициаторов идеи строительства в Королёве жилья для своих сотрудников с долевым участием предприятия. Нашла ли эта идея распространение среди других предприятий корпорации?

– В прошлом году в Королёве завершено строительство четырех жилых многоэтажных домов, в которых для сотрудников корпорации жилье предоставлялось по стоимости в 2–3 раза ниже рыночной. На очереди проект еще одного микрорайона с детским садом. Строительство будет осуществляться на землях, выделенных из основной промышленной площадки предприятия. Надо отметить, что подобный подход к строительству жилья для работников осуществляют многие руководители градообразующих предприятий корпорации: в Реутове (НПО «Машиностроение»), в Дубне, Рязани, Таганроге и подмосковных Химках, где сотрудникам предлагаются квартиры на социально ориентированных условиях. Всего по действующим в корпорации программам за последние пять лет новоселами стали 920 работников. Начиная с текущего года жилищные программы начнут реализовываться в Перми, Азове и Оренбурге. Таким образом, в ближайшие 2–3 года квартиры смогут приобрести еще около 3300 сотрудников. Всего же в настоящее время нуждаются в жилье чуть менее 9500 человек. Это 23% всех работающих на наших предприятиях. А когда над головой есть своя крыша, то и работается веселее.


Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map