Пожалуй, военно-промышленный комплекс России в последнее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей страны. В прошлых материалах мы уже
рассказывали о некоторых перспективных разработках в этой сфере. Однако любые новинки, пусть и выходящие на финишную прямую, но до сих пор не запущенные в серию, оставляют злопыхателям пространство для критики российской оборонки — дескать, все это не более чем интересные проекты, а на деле армия до сих пор использует технику, рожденную еще в Советском Союзе. Да и не самая дружественная внешнеполитическая обстановка заставляет иной раз задуматься, а есть ли у нашей страны время, которое пройдет до принятия современных образцов на вооружение. Не придется ли пускать в бой устаревшие модели, случись конфликт в ближайшем будущем? А потому в этот раз мы поговорим о технике, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, уже поступающей в российские вооруженные силы.
Грузоперевозки по-военномуБоевые действия — это не только перестрелки, авианалеты и столкновения бронетехники. Это целый комплекс мероприятий, одним из которых является оперативная переброска войск в нужную точку. Для этой цели эффективно использовать военную транспортную авиацию. Долгое время данную задачу выполняли самолеты Ил-76, выпускавшиеся еще с 70-х годов прошлого века. Они успели лучшим образом зарекомендовать себя в деле не только в составе нашей армии, но и в вооруженных силах прочих стран постсоветского пространства, а также Алжира, Индии, Ирана, Ирака, Ливии, Сирии, Китая и других государств.
Тем не менее конструктивно Ил-76 трудно назвать современным самолетом. Но главная проблема даже не в этом. Как это часто случалось с военной техникой времен СССР, с развалом Союза производство 76-х осталось за пределами России — в данном случае в Узбекистане. В 2005 году, к примеру, этот нюанс не позволил нам выполнить обязательства по производству и поставке 38 данных самолетов Китаю. Тогда же российское руководство озаботилось тем, чтобы организовать сборку модернизированной версии Ил-76 на собственной территории, и с 2006 года этим занялся ульяновский завод «Авиастар-СП».
При этом о переносе производства речи не шло, мы делали создавали новый самолет, основываясь на чертежах, использовавшихся в Ташкенте на ранних стадиях выпуска Ил-76, и на действующем образце самолета, доставленном специально для различных замеров. «Не обошлось и без курьезных моментов, — вспоминает замруководителя проекта Сергей Бондаренко. — Антенна РЛС, находящаяся под кабиной пилотов, и ее обтекатель были изготовлены в соответствии с размерами, которые были скопированы нами с классического «Ила». Но как только начались испытательные полеты, выяснилось, что локатор в движении «шкрябает» об обтекатель и постепенно протирает его. Почему такой проблемы не было у старых самолетов, выяснить так и не удалось, но петербургская компания «Котлин-Новатор», которая создавала авионику для новой модификации, получила задание чуть-чуть приподнять пяту локатора. На доработку и последующие сертификационные действия потребовалось дополнительное время, но проблему мы решили».
Неудивительно, что в итоге новый самолет, получивший название Ил-76МД-90А, напоминал своего ташкентского предка скорее лишь внешне. Транспортник был основательно переработан. За счет использование цельных длинных панелей удалось создать крылья без стыка посередине, что не только увеличило их ресурс, но и, в совокупности с новыми двигателями и усиленным шасси, повысило грузоподъемность аппарата. Максимальная взлетная масса выросла на 20 тонн — до 210, а возможная полезная нагрузка стала достигать 60 тонн против 48 в Ил-76.
Новые двигатели на 12 процентов экономичнее прежних, что обеспечивает существенный прирост дальности полета без дозаправки (с 4000 до 5000 километров при нагрузке в 52 тонны). А длина разбега ульяновского самолета при максимальной взлетной массе наоборот сократилась на 150 метров.
Аналоговые пилотажно-навигационный комплекс, система автоматического управления и приборы в кабине полностью заменены на цифровые. Появилась спутниковая система.
В этом году «Авиастар» выпустил уже два самолета в рамках заказа минобороны, третий на очереди. В 2016-м производственные мощности обещают вывести на 6 самолетов в год, а в 2018-м — на 18 штук ежегодно. Всего по условиям госзаказа войска получат 39 таких самолетов. Кроме того на базе Ил-76МД-90А разрабатывается новый воздушный заправщик, а также самолет-шпион
«Премьер».
Ближайшим зарубежным аналогом ульяновского самолета является американский C-17
Globemaster III, производство которого стартовало в 1991 году, и официально завершится аккурат в 2015-м. За эти годы с конвейера сошло две с половиной сотни этих самолетов, которые можно встретить в армиях США, Австралии, Канады, Индии, Великобритании и других стран.
По своим возможностям аппараты очень похожи. Американец обладает большей грузоподъемностью — максимальная полезная нагрузка порядка 78 тонн. Однако стандартная загрузка в 56 тонн сопоставима с нашей — 52 тонны. При этом несмотря на большую грузоподъемность С-17 чуть уступает ульяновскому «Илу» по вместимости пехоты: 102 десантника против 126 или 144 солдата против 145 (а при установке второй палубы — 225!) соответственно. При использовании самолетов в качестве мобильных госпиталей в наш аппарат также поместится чуть больше пострадавших.
Но главное преимущество российского самолета — неприхотливость. Посадка на лед или грунт без подготовки, при отсутствии наземной навигации, да в тяжелых климатических условиях — задача, посильная ульяновцу, но недоступная нежным зарубежным образцам.
Стихия на службеСпускаясь с небес на землю стоит рассказать о новых реактивных системах залпового огня — главной огневой поддержке мотострелковых войск. Наша страна всегда славилась своими РСЗО, чего стоили одни лишь «Катюши». Однако со временем мы стали упускать лидерство в этом сегменте, и лучшей техникой, стоящей на вооружении российской армии оставались системы «Град», производившиеся с 1960 по 1988 годы. Ликвидировать нарастающий разрыв и принять их эстафетную палочку призваны РСЗО «Торнадо».
«Торнадо» были готовы еще в 2012 году, однако тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков закрыл проект, посчитав их изначально устаревшими и не слишком серьезно модернизированными вариантами «Града». В сухопутных войсках к этому решению отнеслись с удивлением. Стоявшие на вооружении «Грады» и «Ураганы» с трудом отвечали современным требованиям, а крупнокалиберные «Смерчи» нельзя было использовать на уровне батальон-брагада.
Назвать же системы «Торнадо», все же принятые на вооружение в 2014 году, «слегка модернизированными вариантами» прежних РСЗО язык не поворачивается. Предназначенные для поражения открытой и находящейся в укрытии живой силы, бронетехники, артиллерийских и минометных батарей и командных пунктов потенциального противника установки имеют модульную структуру и выпускаются в трех вариантах: «Торнадо-Г» под снаряды «градовского» 122-миллиметрового калибра, «Торнадо-У» под калибр «Урагана» в 220 миллиметров и «Торнадо-С» под самые крупные 300-миллиметровые снаряды, которыми стреляет «Смерч». Необходимые для конкретной задачи модули ставятся на унифицированное шасси, что существенно облегчает обслуживание систем (прежде были отдельные шасси для «Смерчей» и «Ураганов», а под «Грады» их существовало аж три штуки).
Аналоговые и механические прицельные системы прежних РСЗО в «Торнадо» заменены цифровыми, что способствует обмену информацией между командиром и расчетом пусковой установки. Бортовая вычислительная машина позволяет вести огонь без предварительной топогеодезической привязки машины, наводясь прямо из кабины. Экипаж РСЗО сократился до двух человек.
Но еще интереснее выглядят перемены в поражающей способности. По оценке самих разработчиков «Торнадо-Г» превосходит «Град» по эффективности в 15 раз. Добиться таких внушительных результатов удалось, поработав над снарядами: вместо топливных шашек стали использовать смесевое топливо. Во многом благодаря этому удалось в 2,5 раза увеличить дальность стрельбы — с 40 километров до 90-100. Сами снаряды, корпусом которых выступает высокопрочная тонкостенная труба, стали дешевле и проще в производстве.
Существенно сократилось время, необходимое, для следующего залпа: с семи до трех минут. Боекомплекта хватает на три залпа. Что же касается каждого из них, «Торнадо-Г» выпускает 40 ракет за 38 секунд, а подготовка к стрельбе машины, занявшей позицию, занимает одну минуту. При этом выпущенный пакет боеприпасов способен накрыть площадь в 840 000 квадратных метров против 40 000, которые прежде мог поразить «Град».
А для того, чтобы не быть подбитым самому, «Торнадо» успевает удалиться на 4-5 километров с момента выстрела до того времени, как последний снаряд достигнет цели. Машина может двигаться со скоростью 60 километров в час и преодолевать 650 километров на одной заправке.
Главным конкурентом «Торнадо» за границей является 227-миллиметровая
РСЗО HIMARS из США. Именно ее наличием объясняли свою позицию сторонники решения Сердюкова о закрытии проекта «Торнадо». По их мнению, отечественная разработка уступала американской по двум главным параметрам. Во-первых, использовала вдвое меньший калибр. А во-вторых, обладала недостаточной дальностью стрельбы — HIMARS, при использовании боеприпасов серии ATACMS способна поразить цель на расстоянии до 270 километров, что более чем в два раза превышает максимальную дистанцию выстрела «Торнадо».
Однако скептики не учитывают двух важных моментов. Во-первых, калибром американскому собрату уступает лишь «Торнадо-Г», в то время, как «Торнадо-У» с ним сопоставим, а «Торнадо-С» и вовсе его превосходит. Во-вторых, меньшая дальность лишь делает российский РСЗО не столь универсальным, что легко компенсируется работой в спарке с теми же «Искандерами», которые по данному показателю уделают американские HIMARS на ура.
Если же рассматривать РСЗО с точки зрения тех задач, для которых они задумывались, то есть обстрела большой площади, то здесь чрезвычайно важным является время перезарядки. И вот тут-то российская система одерживает верх — установка из США требует семиминутного перерыва между залпами, а за это время «Торнадо» успеет трижды отстреляться и удалиться на солидное расстояние.