В новом столетии Индия твёрдо намерена доказать, что окружающий её океан не просто так носит одноимённое название. Господство над огромными просторами ей должны обеспечить экономическая мощь, сильный флот, умелая дипломатия и отсутствие в ближайших морях сравнимых по силе конкурентов. Ну, и конечно, верный выбор момента.
На протяжении второй половины XX века Индия решала стратегические задачи на континенте. Силой оружия были присоединены Гоа и Сикким, одновременно с его же помощью удалось оторвать Бангладеш от Пакистана. Сохраняется своеобразный протекторат над Бутаном. В то же время многих задач добиться не удалось и многие территории, которые Нью-Дели считает своими, находятся под контролем Пакистана и Китайской Народной Республики. Поскольку очевидно, что в обозримой перспективе вернуть эти земли не удастся, индийцы обратили внимание на громадные просторы океана.
По той причине, что страна окружена морями с трёх сторон света, вполне логично такое большое внимание индийского правительства именно военно-морским силам. К 2015 году Индия имеет два авианосца (ещё один достраивается и один запланирован), 25 эсминцев и фрегатов, одну ПЛАРБ, одну МПЛАТРК, полтора десятка дизельных ПЛ (ещё несколько строится) и большие десантные корабли. Масштабная программа перевооружения флота расписана на многие годы вперёд. Возможности страны, и финансовые и технические, позволяют и не такое. Ширится и сеть военных объектов. Помимо уже имеющейся базы на Мадагаскаре планируется возведение 32 РЛС на Сейшелах, Мальдивах, Маврикии и Шри-Ланке.
Особенностью индийских ВМС является то, что на вооружении состоят корабли, спроектированные и построенные не только на родине, но и в России, Германии, Польше, США, Южной Корее, Франции, Великобритании. С одной стороны это очевидно затрудняет обслуживание и ремонт. С другой стороны, каждая серия кораблей воплощает сильные и слабые стороны военно-морской концепции конкретной из держав. Если чья-то концепция может оказаться несостоятельной, то другие конструкции вполне могут «выстрелить» и принести победу. Такой вот своеобразный индийский способ не складывать яйца в одну корзину.
С одной стороны на всём Индийском океане едва ли найдётся сопоставимый по мощи флот. Если не брать в расчёт совершенно фантастическую ситуацию, при которой Нью-Дели решится атаковать американскую базу на Диего-Гарсия, то равных противников у индийцев нет. Даже Китай, решись он воевать в чужих морях, окажется в очень непростой ситуации.
Вооружённые силы Индии уже имеют опыт военного вмешательства на территориях Мьянмы, Шри-Ланки и Мальдивского архипелага. Но в те времена это было скорее пробным шаром, а сейчас придётся выстраивать именно систему. Какое же ей уготовано применение?
Первое объяснение столь масштабному наращиванию военной мощи заключается в том, что Индия готовится к аннексиям островных территорий, которые не без основания считает своими. Учитывая вполне экспансионистский дух внешней политики Нью-Дели, такое вполне возможно, особенно если мир снова вернётся в эру колониальных захватов. Тем более, что Сейшельские, Мальдивские острова и Шри-Ланка находились под властью Великобритании, как и сама Индия. Да и близость отдельных этносов Индии и, например, Мальдивских островов даст дополнительные поводы для вмешательства. Ощутимый минус такого подхода состоит в том, что после первой такой атаки остальные страны региона начнут сколачивать союзы явно антииндийской направленности.
Другое применение могучему флоту может найтись в случае начала континентальной войны с КНР, которая в условиях нашего нестабильного мира совсем не исключена. Если Соединённым Штатам удастся торпедировать китайскую идею Шелкового пути, то у Пекина останется лишь море для подвоза сырья и отправки готовой продукции на зарубежные рынки. Учитывая, что в своём регионе Индия будет обладать решающим военно-морским преимуществом, то с первыми же орудийными залпами на континенте морская торговля Поднебесной в буквальном смысле пойдёт ко дну.
В целом же область применения столь крупной мощи будет зависеть от конкретной геополитической обстановки. Пока индийская элита прочно усвоила, что армия и флот — это мощные инструменты, которые важно иметь под рукой. Как и где их применять — уже другой вопрос.
Если же говорить об арсенале союзников, то Индия разумно старается дружить со всеми, с кем нет непосредственного столкновения интересов. Это США, Россия, европейские страны, государства Африки и монархии Персидского залива. Поддерживая равноудалённые отношения со всеми сразу, Индия позиционирует себя как самостоятельный центр силы со своими интересами.
Поскольку очевидно, что мир находится на рубеже эпохи нового передела границ, индийская стратегия сегодня больше похожа на выжидание. Всем прочим субъектам мировой геополитики предлагается взаимно ослаблять друг друга, после чего на арену выйдет игрок, который всё это время сберегал ресурсы, и потребует свою долю пирога и у побеждённого и у измотанного борьбой победителя. Игра крайне рискованная, поскольку при чрезмерном затягивании такая держава рискует просто опоздать к разделу мирового пирога, а следующего передела можно ждать очень и очень долго.