Анализ официальных американских документов показывает, что «фундаментальной ролью ядерного оружия США остается сдерживание устрашением ядерного нападения на США, их союзников и партнеров». Данный вывод подтверждается следующими положениями таких документов. «США будут только рассматривать использование ядерного оружия в чрезвычайных обстоятельствах для обороны жизненно важных интересов США или их союзников и партнеров». «Соединенные Штаты не будут использовать ядерное оружие или угрожать использованием ядерного оружия государствам, которые являются участниками Договора о нераспространении ядерного оружия и соблюдают принятые на себя обязательства по ядерному нераспространению». «Угроза глобальной ядерной войны стала отдаленной, однако риск ядерного нападения возрос».
Военно-политическое руководство США, заявив, что не полагается на контрценностное нацеливание, намерено сохранять значительный контрсиловой потенциал. При этом США не сообщают ничего, что свидетельствовало бы об их отказе от применения ядерного оружия первыми. Соединенные Штаты будут иметь возможность «убедительно угрожать ядерным реагированием в широком диапазоне, если сдерживание устрашением не сработает».
В 2013 году в докладе министра обороны США о ядерной стратегии страны упомянуты три вида сдерживания устрашением (deterrence): стратегическое, расширенное и региональное (strategic, extended, regional). Как известно, главным носителем ядерной мощи страны является Объединенное стратегическое командование (ОСК), призванное осуществлять ядерные, космические и кибернетические операции. Объединенное функциональное командование глобального удара (ОФКГУ) ОСК отвечает за проведение операций стратегического гарантирования, стратегического сдерживания устрашением и глобального удара.
Приведенные выше три требования к ОФКГУ на первый взгляд кажутся ясными и понятными. Стратегическое гарантирование выглядит как обещание США своим союзникам и партнерам (например, европейским странам НАТО и Японии) оградить и защитить их от нападения «русского медведя» или «китайского дракона». Стратегическое сдерживание устрашением воспринимается многими только как чисто умозрительная угроза американской кары ядерным возмездием в случае ядерного нападения РФ и КНР на США. Глобальный удар вроде бы видится в качестве наказания ослушникам за их нападение на США, их союзников и партнеров, осуществляемое после того, как американское «сдерживание устрашением не сработает». Однако это лишь первое впечатление. Давайте сначала посмотрим, что собой представляет глобальный удар, потом перейдем к стратегическому гарантированию и закончим стратегическим сдерживанием устрашением.
ГЛОБАЛЬНОЕ СИЛОВОЕ УПРЕЖДЕНИЕ
«Глобальный удар» родился в США вскоре после терактов 11 сентября 2001 года, став детищем «глобальной войны против терроризма», «наступательного сдерживания устрашением» и «борьбы против оружия массового поражения». Фактически «глобальный удар» стал одним из элементов силового упреждающего противодействия вызовам XXI века – международному терроризму, распространению оружия массового поражения (ОМП) и региональной нестабильности, точнее – средством быстрого реагирования на возникающие в регионах угрозы с использованием Соединенными Штатами обычного, а при необходимости и ядерного оружия «глобальных ударных сил». Наличие словосочетания «глобальный удар» в названиях двух ядерных командований ВС США и в подзаголовке действовавшего в 2008–2012 годах оперативного плана ОСК («Стратегическое сдерживание устрашением и глобальный удар») отражает способность ВС США наносить удары ядерным и обычным оружием по любым объектам на земном шаре, однако содержание понятия «глобальный удар» не включает в себя возможности применения ядерного оружия по планам ядерной войны и больше соответствует исполнению «полицейских» функций.
Обратимся к официальным публикациям ОСК, в которых определены назначение и задачи Объединенного функционального командования глобального удара ОСК. Лишь пятой по счету и важности задачей ОФКГУ является «разработка кинетических и некинетических вариантов глобального удара для операций и учений ОСК США». А вот одна из задач Центра глобальных операций ОСК: «Основываясь на приказе президента, Центр глобальных операций выполняет задачи по глобальному удару или посылает распоряжения на чрезвычайные действия стратегическим ядерным силам». Различие между глобальным ударом и чрезвычайными действиями стратегических ядерных сил (СЯС) по выполнению планов ядерной войны достаточно очевидно.
Почему появилась идея глобального удара и как она развивалась? В конце 80-х годов прошлого века возможность обычной и ядерной войны между США/НАТО и СССР/ОВД стала считаться почти невероятной. В 1990 году США в расчете на переподчинение себе ранее входивших в зону влияния СССР стран и в надежде усилить свое воздействие в государствах Третьего мира приняли стратегию «обороны регионов» («региональную стратегию»). Военно-политическое руководство (ВПР) США исходило из того, что обладание оружием массового поражения (ОМП), в том числе и ядерным оружием, становится для региональных стран уже не мечтой, а реально достижимой явью. Об этом свидетельствовало создание первых ядерных боезарядов в Индии в 1985 году, в Пакистане в 1987 году и в КНДР в 1990 году. О необходимости ядерного оружия заговорили почти в 10 странах мира. Соединенным Штатам требовалось иметь новые способы влияния и новые средства для предотвращения расползания по миру ОМП, предотвращения ядерных войн между региональными державами, для держания в узде стран – участниц Договора о нераспространении ядерного оружия, для сдерживания экстремизма.
Соединенным Штатам удалось в 1990 и в 1999 годах удержать Индию и Пакистан от войны с применением обычного и возможно ядерного оружия, а в середине 90-х годов угрозой применения ядерного оружия принудить КНДР к выполнению взятых этой страной на себя обязательств. Но США остро чувствовали нужду в создании дальнобойных высокоточных, с минимальной скоростью реакции и доставки, средств для нейтрализации или уничтожения ОМП, принадлежащего региональным государствам или негосударственным организациям и размещенного в наземных или подземных укрытиях. Эти средства были необходимы и для гарантированного уничтожения военно-политического руководства неугодных США стран. Вспомним, как многократно проваливались попытки американцев уничтожить лидеров Ливии, Ирака, «Аль-Каиды» с использованием арсенала имевшихся тогда средств. Чтобы «обезоружить» (нейтрализовать ОМП и средства его доставки) и «обезглавить» (уничтожить ВПР) противника, нужно было его сначала «ослепить» (сорвать работу средств обнаружения и разведки) и «оглушить» (нарушить связь и управление) и уничтожить ряд других объектов, то есть, выражаясь современным языком, обеспечить «доступ».
Идея глобального удара по особо важным объектам возникла у специалистов ВВС США в 1996 году. Первоначально считалось, что к 2025 году США будут иметь для этого дальнобойные обычные и планирующие баллистические ракеты в неядерном снаряжении. Затем последовало уточнение в том смысле, что глобальный удар – это нанесение быстрого высокоточного удара с территории США в течение 90 мин. с момента принятия решения с использованием не только невозвращаемых, но и возвращаемых средств доставки обычного оружия. Но реальность брала свое, и в 2001 году под глобальным ударом подразумевали «вышибание двери» имевшимися на то время средствами для получения «доступа» в воздушное, морское и наземное пространство страны-противника другим силам. В 2003 году в одном из военных исследований относительно высокоточного глобального воздействия оружием большой дальности было дано распределение таких существовавших и перспективных систем на три вида: глобальной дальности, дальности в пределах ТВД (до 3700 км) и длительно барражирующих (в 10–15 мин. полета до цели).
ГЛОБАЛЬНЫМ ВЫЗОВАМ – ГЛОБАЛЬНЫЙ УДАР
Воздушная атака террористами объектов в Нью-Йорке и Вашингтоне в 2001 году побудила министерство обороны в «Ядерном обзоре» 2001 года заявить о намерении создать новый конгломерат из «наступательных ударных систем» (СЯС, обычных ударных сил и сил информационных операций) для обеспечения возможностей «по наступательному сдерживанию устрашением» (offensive deterrence).
Под информационными операциями тогда понималось проведение наступательных и оборонительных действий в компьютерных сетях, ведение РЭБ, осуществление психологических операций, введение противника в заблуждение на стратегическом уровне и обеспечение безопасности собственных операций. В США твердо усвоили урок истории: угрозу появления новых гитлеров, теперь уже с ядерным оружием, надо уничтожать в зародыше.
В 2002 году в «Национальной стратегии борьбы против оружия массового поражения» было подтверждено намерение использовать для этой борьбы как ядерное и обычное оружие, так и иные средства, а из «Национальной стратегии безопасности США» 2002 года следовало, что это – стратегия упреждающих действий против враждебных государств и террористических групп, разрабатывающих ОМП. В том же году задача «глобальный удар» была включена в обязанности ОСК и стала действовать с января 2003 года в такой формулировке: глобальный удар – это «способность осуществлять быстрое на большое расстояние высокоточное кинетическое (ядерным и обычным оружием) и некинетическое (элементами космических и информационных операций) воздействие в интересах достижения театральных и национальных целей».
С 2004 года ОСК было полностью готово к выполнению глобального удара короткой длительности с применением обычного оружия по высокоприоритетным объектам. Позже появились сообщения, из которых можно было сделать вывод о приобщении к глобальному удару не только бомбардировщиков, но и крылатых ракет морского базирования (КРМБ).
В 2005 году в составе ОСК появилось Объединенное функциональное командование космических операций и глобального удара (с 2008 года после нескольких переименований оно стало называться Объединенным функциональным командованием глобального удара). Так создавалась структура, которая глобальным вызовам XXI века противопоставила глобальный удар, четко определила его региональную направленность и отделила его от стратегических ядерных операций и от крупномасштабных операций без применения ядерного оружия.
Построение организационной структуры было в основном завершено к октябрю 2010 года созданием Командования глобального удара (КГУ) ВВС США с включением в его состав всех МБР и всех бомбардировщиков В-52 и В-2 (в октябре 2015 года в КГУ войдут и оставшиеся 63 В-1). Тогда официально сообщалось, что назначением КГУ являлся «ядерный и обычный удар – ключевой компонент стратегического сдерживания устрашением», но не выпячивалась роль бомбардировщиков в региональном сдерживании устрашением. Сейчас основными исполнителями выборочных «хирургически точных» глобальных ударов считаются бомбардировщики (В-1, В-2, В-52), а также истребители и КРМБ «Томагавк».
СЦЕНАРИЙ АПОКАЛИПСИСА
Давайте посмотрим, как сейчас может быть реализована идея глобального (в том числе быстрого) удара.
МБР с ядерными боевыми частями и подлетным временем до 35 мин. могут быть применены немедленно, но в силу своих возможностей по дальности – лишь по половине поверхности планеты. БРПЛ с подлетным временем до 45 мин. могут быть применены по самому отдаленному объекту в мире только после нескольких суток перехода ПЛАРБ из обычных районов патрулирования во вновь назначенные районы пуска ракет. Бомбардировщики с ядерным или обычным оружием с подлетным временем от трех до 24 часов находятся, в зависимости от их размещения в передовых районах или на континентальной части США, в готовности к вылету через 12 или 24–36 часов после получения приказа. Подлетное время тактической авиации и КРМБ «Томагавк» зависит от близости к намеченным объектам поражения используемых ими аэродромов и кораблей, а также от времени на выдвижение этих сил в районы подъема авиации и пуска ракет.
Стратегические подводные ракетоносцы типа «Огайо» остаются ядром системы стратегического сдерживания США. Фото с сайта www.navy.mil
Поражение намеченных неукрепленных и заглубленных объектов может быть осуществлено применением высокоточного обычного оружия (КРМБ, КРВБ, УАБ) и при необходимости ядерным оружием, в том числе сверхмалой и малой мощности (например, с использованием ядерного боевого заряда с изменяемой мощностью взрыва в 300 т у авиабомбы и в 2 кт у КРВБ). Глобальному удару предшествует адаптивное или кризисное планирование либо планирование по подлежащему быстрому выполнению приказу ВПР (в последнее время практикуется и заблаговременное планирование вариантов неядерных ударов). Оперативное или тактическое управление силами, наносящими глобальный удар, осуществляет ОФКГУ (применение стратегических ядерных сил в ядерной войне предусмотрено под боевым управлением командующего ОСК).
Как видим, глобальный удар – это обычно быстро планируемое и осуществляемое различное по силе и ограниченное по времени кинетическое и некинетическое высокоточное воздействие (главным образом обычным оружием, при необходимости – ядерным) с территории США и/или из передовых районов в рамках регионального наступательного сдерживания устрашением по наиболее важным и угрожающим США объектам и субъектам регионального противника, находящимся в любом месте земного шара.
Примечательно, что скорость организационного становления сил глобального удара опережает скорость их технического совершенствования. Эйфория от идеи быстрого глобального удара не привела к оснащению ОСК принципиально новыми видами ударного оружия. Не было официальных сообщений о воплощении предложения по оснащению некоторого количества МБР и БРПЛ ядерным боезарядом с изменяемой мощностью взрыва. Единственным новым дальнобойным средством воздушного нападения становится поступающая на вооружение КРВБ AGM-158 JASSM-ER в неядерном снаряжении. В новый век сторонникам глобального удара не удалось добиться согласия законодателей на конструирование БРПЛ промежуточной дальности в неядерном снаряжении, на создание высокоточных неядерных боеголовок для БРПЛ (96 боеголовок для 24 ракет 12 ПЛАРБ) и для МБР (в расчете на 10–50 ракет), на повышение точности БРПЛ, на производство ударостойкого, проникающего в грунт ядерного боезаряда. Тем не менее подготовительные работы по созданию по крайней мере нескольких десятков перспективных воздушно-космических средств, способных поразить заданные объекты в любой точке мира в срок до 90 мин. с момента отдачи на это приказа, продолжаются.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПЕРЕД СОЮЗНИКАМИ
Стратегическое гарантирование – это подтверждение верности США своим обязательствам перед союзниками и партнерами по обороне их жизненных интересов американским нестратегическим и стратегическим ядерным оружием и обычным оружием. Недавнее появление задачи «стратегического гарантирования», суть которого – давно существующее «расширенное сдерживание устрашением» американским «ядерным зонтиком», призвано подчеркнуть не только показываемую решимость США защищать своих союзников и партнеров как самих себя, но и возросшее намерение США усиленно демонстрировать перед ними эту решимость. Стратегическое гарантирование позволяет разубедить союзников, партнеров и друзей США в необходимости создать свое, национальное ядерное оружие.
Перед тем, как поговорить о сдерживании и сдерживании устрашением, вспомним об американском прагматизме в отношении применения ядерного оружия. В 1979 году министр обороны США Гарольд Браун заявил: «Мы и впредь будем избегать полагаться на ядерное оружие, пока его применение не станет явно выгодным для наших интересов и интересов наших союзников или пока его применение не будет навязано нам ядерными действиями других». США не связывают себя обязательством неприменения ядерного оружия первыми.
В период единоличного владения ядерным оружием США по отношению к СССР осуществляли «сдерживание» (containment). Лишившись обладания монополией на «абсолютное оружие» и утратив неуязвимость своей территории от воздействия ядерного оружия СССР, Соединенные Штаты приступили к «сдерживанию устрашением» (deterrence) Советского Союза своим ядерным оружием. Постепенно появилось его уточненное название – «ядерное сдерживание устрашением» (nuclear deterrence). После начала развертывания в 80-е годы могущественного неядерного высокоточного оружия, ставшего одним из столпов «обычного сдерживания устрашением» (conventional deterrence), в обиход в 90-е годы вошло «стратегическое сдерживание устрашением», вобравшее в себя ядерное и обычное сдерживание устрашением. Оно включало в себя меры силового и несилового характера, при этом главную (ядерную) роль в нем стали играть стратегические ядерные силы (СЯС) в виде сформированного в 1992 году Объединенного стратегического командования.
В 1973 году американский теоретик Джон М. Коллинз в книге «Большая стратегия» насчитал 11 видов сдерживания устрашением. Заявляя о том, что сдерживание устрашением – это меры скорее по предотвращению войны, чем по ведению войны, он признал также и существование «сдерживания устрашением в военное время» (intrawar deterrence).
В 1986 году министр обороны США Каспар Уайнбергер, характеризуя сдерживание устрашением как «многослойную концепцию», назвал его составными частями оборону, эскалацию и возмездие. Современная американская формулировка сдерживания устрашением лаконична, меркантильна и туманна: «Предотвращение действий существованием убедительной угрозы неприемлемого противодействия и/или убеждением, что цена действий перевешивает ожидаемые выгоды».
В наше время США осуществляют «стратегическое» сдерживание устрашением тех государств, которые способны уничтожить эту страну или нанести ей неприемлемый урон, и «региональное» ядерное и обычное сдерживание устрашением тех государств, которые не могут нанести такого ущерба Соединенным Штатам. «Сдерживание устрашением» является не только психологическим давлением в виде «призрака неприемлемого реагирования», но и силовым действием.
НАСТУПАТЕЛЬНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ
Примечательным событием стало введение в 2001 году в «Ядерном обзоре» МО США положений о «наступательном сдерживании устрашением» (offensive deterrence) и «наступательных возможностях сдерживания устрашением» (offensive deterrent capability). Поскольку основным рычагом сдерживания устрашением является ядерное оружие, наступательное сдерживание устрашением означает применение ядерного оружия первым. Приведу несколько примеров.
В годы холодной войны США решали задачи сдерживания устрашением всеобщей (глобальной) ядерной войны, ядерной войны на театре войны, обычной войны на театре войны и обычных военных действий меньшего размаха на ТВД или в одном из районов ТВД. Такие задачи отрабатывались в 1971–1989 годах на крупнейших командно-штабных учениях ОВС НАТО «Зима», охватывавших Европейский и Атлантический театры войны. Сдерживание устрашением «агрессора» (СССР/ОВД) участники учений отыгрывали в ходе войны с использованием контролируемой эскалации применения ядерного оружия силами НАТО – путем расширения районов поражения и категорий поражаемых объектов, увеличения количества и мощности условно использовавшегося ядерного оружия. При этом к условному применению своего ядерного оружия в ограниченной ядерной войне ОВС НАТО приступали первыми.
Лишь на немногих КШУ «Зима» отыгрыш сдерживания устрашением включал переход ко всеобщей (глобальной) ядерной войне. Но на специализированных учениях США по отработке применения ядерного оружия ядерное сдерживание устрашением не завершалось нанесением полнокровного массированного ядерного удара по главному противнику, оно продолжалось еще долгое время с использованием сил гарантированного ядерного резерва и других сил ядерного резерва для нанесения последующих ударов (post-attack). Это ли не является доказательством того, что ядерное сдерживание устрашением кончается лишь тогда, когда воюющий расходует свой последний доставляемый ядерный боезаряд.
Множество вариантов выборочных ядерных ударов США по СССР, создававшихся в период холодной войны, положения о длительности ядерной войны в три–шесть месяцев, существовавшие с 80-х годов вплоть до 1997 года, появление в НАТО в 90-е годы положения о «субстратегическом» ядерном реагировании и вариантов выборочного удара, существовавшие в США положения о необходимости прекращения ядерной войны на возможно раннем этапе на благоприятных для США и их союзников условиях, действующие в нашем веке варианты «выборочного нападения» в сочетании с контрсиловым нацеливанием СЯС США достаточно красноречиво говорят о предпочтительной роли контролируемой эскалации применения ядерного оружия в силовом сдерживании устрашением.
«Наступательное сдерживание устрашением» с применением США обычного и ядерного оружия первыми и стратегическое сдерживание устрашением с использованием контрсилового нацеливания хорошо уживаются друг с другом и показывают, что под оберткой сдерживания устрашением находится не только ответное, но и упреждающее применение ядерных сил США, в том числе с использованием эскалации.
ПРАВО НА ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ
Сдерживание устрашением – весьма гибкое понятие, особенно когда право на самооборону расценивают как право на упреждающее применение силы. Стратегическое ядерное сдерживание устрашением двулико: его лицевой стороной являются демонстративные действия, а оборотной – применение ядерных сил.
Демонстративные действия заключаются в повышении готовности СЯС, в наращивании дежурных сил, в рассредоточении и приближении к объектам поражения носителей ядерного оружия, в предупредительном показе мощи ядерного оружия (взрывом ядерного боезаряда вне или близ территории враждебного государства) для демонстрации своей решимости применить его по противнику.
Применение ядерных сил – это ввод в действие планов ядерной войны и выполнение стратегических ядерных операций.
Судя по размещенной в Интернете официальной информации по ОСК США, откорректированной по состоянию на март 2014 года и хранившейся там в марте 2015 года, первая задача ОФКГУ состоит в том, чтобы «поддерживать в готовности и вводить в действие по стратегическому (ядерному) сдерживанию устрашением план войны страны». Следовательно, стратегическое сдерживание устрашением включает в себя не только несение боевого дежурства стратегическими ядерными силами, выполнение демонстративных операций по стратегическому сдерживанию устрашением, разработку и поддержание в готовности планов ядерных операций, но и ввод в действие этих планов с применением СЯС по вариантам выборочного или основного нападения, либо чрезвычайного реагирования в ядерной войне. Недаром один из офицеров ОСК дал понять в 2008 году, что стратегическое сдерживание устрашением включает операции ядерных сил.
СУММИРУЕМ СКАЗАННОЕ
В условиях, когда угроза глобальной ядерной войны между США и РФ стала отдаленной, а риск ядерного нападения на США со стороны стран-изгоев и негосударственных организаций возрос, Соединенные Штаты осуществляют стратегическое ядерное сдерживание устрашением (по отношению к РФ и КНР), расширенное сдерживание устрашением ядерным и обычным оружием (для защиты стран НАТО и других своих союзников и партнеров) и региональное сдерживание устрашением обычным и ядерным оружием (оно направлено против других стран, не являющихся союзниками, друзьями и партнерами США, и против негосударственных организаций в этих странах, представляющих угрозу для США).
Стратегическое ядерное сдерживание устрашением выполняется СЯС, расширенное ядерное сдерживание устрашением – размещенным в передовой зоне и в США нестратегическим ядерным оружием с возможностью подключения к нему СЯС, а региональное сдерживание устрашением осуществляется преимущественно неядерными силами с возможностью подключения к ним СЯС.
Стратегические ядерные силы призваны выполнять в основном заранее подготовленные (в семействе национальных планов стратегического реагирования) планы применения ядерного оружия, в то время как привлекаемые для глобального удара по региональным объектам ядерные силы чаще будут действовать с использованием адаптивных или кризисных планов или же в соответствии с подлежащими быстрому исполнению приказами военно-политического руководства. Осуществляющее расширенное ядерное сдерживание устрашением американское нестратегическое ядерное оружие в Европе и в США и «дистанционно присутствующие» в Европе стратегические силы США в настоящее время якобы не имеют заблаговременных планов применения ядерного оружия. Стратегическое ядерное сдерживание устрашением осуществляется несением непрерывного боевого дежурства ядерными силами ОСК, проведением демонстративных операций по стратегическому ядерному сдерживанию устрашением, а также применением ядерных сил ОСК по действующим планам ядерной войны.
Стратегическое гарантирование, стратегическое сдерживание устрашением и глобальный удар – это три кита ядерного сдерживания устрашением у ядерных сил США. Что бы ни говорилось, но глобальный удар включает в себя мыслимое уже в наше время применение ядерного оружия США по региональному противнику, а стратегическое сдерживание устрашением США включает в себя немыслимый сейчас, но возможный в будущем ввод в действие планов контролируемой ядерной войны против одной или двух великих держав мира.