В последние дни одной из главных тем для обсуждений стали новые российские проекты в области гиперзвуковой техники. В последних числах июня в зарубежной прессе появились сообщения о проведении испытаний экспериментального гиперзвукового летательного аппарата. Вскоре были опубликованы многочисленные материалы на эту тему. Ввиду отсутствия полноценной информации о перспективном российском проекте, большая часть подобных публикаций является пересказом первой статьи на эту тему.
Первым тему появления нового российского гиперзвукового летательного аппарата затронуло американское интернет-издание The Washington Free Beacon. 25 июня была опубликована статья Russia Tested Hypersonic Glide Vehicle in February («Россия в феврале испытала гиперзвуковой планирующий летательный аппарат») за авторством Билла Гертца. Автор этого материала попытался собрать всю доступную информацию о новом российском проекте и аналогичных работах в других странах. На данный момент статья Б. Гертца является наиболее полной подборкой фактов и мнений на эту тему.
В начале материала автор со ссылкой на военных аналитиков сообщает, что Россия ведет разработку нового высокоскоростного ударного оружия, похожего на аналогичные системы, создаваемые в Китае. Характерной чертой нового проекта стратегического вооружения является общая атмосфера секретности. Развитие прочих компонентов стратегических сил, таких как ядерное вооружение или дальняя авиация, постоянно освещается в новостях, тогда как гиперзвуковая программа имеет гриф секретности.
Бомбардировщик B-52 с экспериментальным гиперзвуковым аппаратом X-52. Фото US Air Force photo/Bobbi Zapka
Ссылаясь на издание Jane’s Intelligence Review, автор Free Beacon пишет, что в течение нескольких последних лет российские инженеры работают над проектом Ю-71. Этот проект уже дошел до стадии проведения испытаний. Последний на данный момент тестовый запуск состоялся в феврале. Б. Гертц попытался получить комментарий пресс-секретаря Пентагона, но чиновник отказался говорить на эту тему.
По имеющимся данным, тестовый запуск аппарата Ю-71 завершился аварией. Jane’s Intelligence Review пишет, что в испытаниях было задействовано Домбаровское соединение ракетных войск стратегического назначения. Для вывода экспериментального аппарата на нужную траекторию использовалась межконтинентальная баллистическая ракета SS-19 (УР-100Н). Также «Джейнс» сообщает, что разработка гиперзвукового аппарата осуществляется в рамках программы с кодовым обозначением «4202».
Автор издания The Washington Free Beacon упоминает мнение аналитиков Jane’s. Те считают, что работы по программе «4202» ведутся в течение последних пяти лет. Целью этой программы является создание нового стратегического вооружения, которое в будущем станет ответом на противоракетную оборону потенциального противника. В частности, упор может делаться на обеспечение маневренности, чтобы перспективные аппараты не могли перехватываться системами ПРО, предназначенными для уничтожения баллистических целей.
Б. Гертц напоминает, что гиперзвуковые летательные аппараты в теории являются весьма сложными целями для противовоздушной или противоракетной обороны. Траектория баллистической цели предсказуема, что в определенной мере облегчает перехват. Гиперзвуковой аппарат, в свою очередь, может маневрировать, что не позволяет своевременно прогнозировать изменения траектории полета. В сочетании со скоростями полета до 7000 миль в час (более 11000 км/ч) маневренность делает такую технику грозным оружием, которое крайне трудно перехватить.
Автор публикации Russia Tested Hypersonic Glide Vehicle in February цитирует Марка Шнейдера, бывшего сотрудника Пентагона, который полагает, что российская программа создания гиперзвуковых ударных летательных аппаратов должна иметь высокий приоритет. Также большое значение имеет разработка маневрирующих боевых блоков.
Также Шнейдер отмечает, что Россия, в отличие от Китая, не скрывает факт проведения работ в области гиперзвуковой техники. К примеру, о существовании китайского проекта Wu-14 стало известно из неофициальных источников. Существование российских проектов, в свою очередь, было раскрыто официальными лицами. Российские чиновники неоднократно упоминали работы по созданию гиперзвуковой техники, в том числе военного назначения, хотя и не раскрывали подробности подобных проектов.
М. Шнейдер отмечает, что на данный момент китайский проект Wu-14 выглядит более успешным, чем российский «4202». Основанием для такого мнения являются сообщения Jane’s Intelligence Review о неудачных испытаниях аппарата Ю-71, прошедших в феврале этого года.
Российский проект «4202», по мнению бывшего сотрудника американского министерства обороны, может иметь специфические последствия стратегического характера. М. Шнейдер напоминает, что разработка аппарата Ю-71 ведется с целью создания нового стратегического вооружения. Тем временем администрация американского президента Барака Обамы постоянно говорит о китайской угрозе, гораздо реже обращая внимание на проблемы с Россией. Из-за этого, в частности, специалистам приходится полагаться только на сообщения российских средств массовой информации.
Вновь ссылаясь на Jane’s, Б. Гертц пишет, что результатом текущего проекта «4202» может стать появление некоторого количества серийных боевых блоков, построенных на базе гиперзвуковых летательных аппаратов. Подобное оружие может быть изготовлено уже к концу текущего десятилетия.
Jane’s Intelligence Review, анализируя данные об испытательном пуске в феврале, предполагает, что конечной целью проекта является создание гиперзвукового планирующего аппарата, который в будущем сможет повысить боевой потенциал ракетных войск стратегического назначения. Подразумевается, что гиперзвуковые маневрирующие боевые части позволят увеличить радиус действия межконтинентальных ракет.
Тем не менее, существует и другое мнение. Один из авторов публикации «Джейнс», Павел Подвиг, пока сомневается и не может назвать точное предназначение программы «4202» и аппарата Ю-71. Он считает, что российская гиперзвуковая программа пока находится в стадии поиска сферы применения. При этом, если текущие проекты дадут результат (аналитик делает акцент на слове «если»), то Россия вряд ли получит некие уникальные новые возможности.
П. Подвиг напоминает, что гиперзвуковая программа России может создаваться с учетом необходимости противодействия строящейся ПРО США и их союзников. Тем не менее, по его мнению, официальная Москва уделяет слишком много внимания зарубежной противоракетной обороне. Кроме того, специалист опасается, что появление гиперзвуковых вооружений может навредить существующей системе контроля за вооружениями.
Информация о российских гиперзвуковых проектах появилась вскоре после публикации сведений об аналогичных китайских разработках. Несколько недель назад китайские специалисты провели уже четвертые испытания аппарата Wu-14. По данным американской разведки, 7 июня этот аппарат был запущен с одного из полигонов в западной части Китая.
Б. Гертц напоминает, что разработкой гиперзвуковых летательных аппаратов также занимаются специалисты из США. Ожидается, что подобная техника будет использоваться в перспективной системе т.н. быстрого глобального удара, которая должна повысить ударные возможности американских вооруженных сил. Целью текущего проекта является создание ракетной техники, способной поражать объекты противника в любой точке планеты в течение часа после получения приказа.
По данным аналитиков Jane’s, российское военное и политическое руководство считает программу «4202» одним из главных проектов, создаваемых с заделом на будущее. Высказывается предположение о возможном месте развертывания перспективного оружия. Ракеты с гиперзвуковыми планирующими боевыми блоками могут быть размещены на полигоне «Ясный» в Оренбургской области, недалеко от границы с Казахстаном.
Автор издания Free Beacon напоминает, что первые испытания советских гиперзвуковых аппаратов состоялись еще в восьмидесятых годах прошлого века. Проекты того времени являлись ответом на т.н. Стратегическую оборонную инициативу администрации Рональда Рейгана. В дальнейшем проводились новые испытания. В частности, известно о запуске экспериментального аппарата Ю-70 в 2001 году. Для разгона опытного аппарата тогда использовалась ракета SS-19.
Еще одни испытания аппарата Ю-70 могли состояться в 2004 году. Основанием для этого предположения являются некоторые заявления российского президента Владимира Путина. В то время он говорил о разработке гиперзвукового высокоточного оружия с межконтинентальной дальностью полета. По мнению Б. Гертца и зарубежных специалистов, подобные слова могли косвенно подтверждать продолжение испытаний в рамках гиперзвуковой программы.
Новый проект Ю-71, по данным зарубежных источников, был разработан в конце прошлого десятилетия. Испытания этого аппарата стартовали в 2011 году. Первый тестовый запуск Ю-71, по некоторым данным, состоялся в декабре 2011 года, второй – в сентябре 2013-го. Также имеются сведения об одном запуске в 2014 году и испытаниях 26 февраля 2015-го. Наиболее вероятным местом запуска считается позиционный район Домбаровского соединения РВСН. Основанием для таких предположений стали некоторые документы, касающиеся строительства новых военных объектов.
По мнению специалистов Jane’s Intelligence Review, главной целью проекта «4202» является создание ударных средств, способных прорываться через существующие и перспективные противоракетные системы. Кроме того, отмечается разница в предполагаемых типах боевой нагрузки российских и американских гиперзвуковых аппаратах. Так, вооружение в составе системы быстрого глобального удара планируется оснащать конвенциональными боевыми частями. Российские гиперзвуковые аппараты, как утверждается, смогут нести и конвенциональные, и ядерные заряды.
Подобная особенность проекта может давать определенные преимущества. Так, использование неядерных зарядов даст возможность быстро атаковать любую цель, а оснащение аппаратов ядерными боевыми блоками позволит при необходимости выполнить полноценный ракетно-ядерный удар.
В 2020-25 годах, по разным оценкам, Домбаровское соединение РВСН может получить до 24 гиперзвуковых аппаратов, которые будут использоваться в качестве боевого оснащения межконтинентальных баллистических ракет. Подобные оценочные сроки становятся поводом для любопытных предположений. Именно в начале следующего десятилетия российские ракетные войска должны начать эксплуатацию новых МБР типа «Сармат». Нельзя исключать, что новые ракеты смогут нести аппараты Ю-71 с соответствующей боевой нагрузкой.
Б. Гертц упоминает существующее предположение, согласно которому новое российское гиперзвуковое оружие станет рычагом в переговорах по контролю за вооружениями. В течение нескольких последних лет США занимаются разработкой различных элементов т.н. системы быстрого глобального удара, которая не подпадает под действие существующих международных соглашений. Появление симметричного ответа на американские системы позволит Москве иметь козырь в новых переговорах.
Ввиду секретности проектов зарубежным специалистам приходится изучать только сообщения российской прессы и пытаться по ним составить общую картину. Проводя подобный анализ, аналитики «Джейнс» отмечают, что работы в области гиперзвуковых технологий становились темой для обсуждений в течение нескольких последних лет.
Так, в июле прошлого года вице-премьер Дмитрий Рогозин говорил о необходимости создания высокоточного гиперзвукового оружия. Чиновник призвал оборонную промышленность приложить все усилия для создания подобных систем вооружения.
В мае прошлого года тему создания гиперзвукового оружия затронул гендиректор Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. По его словам, прототип гиперзвуковой ракеты будет построен к 2020 году. Корпорация и ряд смежных организаций разработали программу разработки гиперзвуковой техники, которую планируется реализовать в течение нескольких следующих лет.
Любопытные сведения были оглашены в 2011 году неназванным представителем оборонной промышленности. Комментируя неудачные испытания американского аппарата HTV-2, он отметил разницу в подходах к созданию такой техники. По его словам, в России создается не самостоятельное гиперзвуковое оружие, а специальные боевые блоки для межконтинентальных баллистических ракет.
Кроме того, появлялись сообщения о планах по созданию гиперзвуковых ракет воздушного базирования. Такие изделия могут войти в комплекс вооружения перспективного дальнего бомбардировщика ПАК ДА. В августе 2013-го сообщалось о сотрудничестве российских организаций, занимающихся гиперзвуковыми технологиями, с китайскими, французскими и индийскими коллегами.
Также Б. Гертц приводит некоторые сведения о списке российских организаций, задействованных в гиперзвуковой программе. Это Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», НПО Машиностроения, а также Центральный институт авиационного моторостроения. Последний, по некоторым данным, проводил испытания перспективного двигателя для новой техники.
Наконец, в статье Russia Tested Hypersonic Glide Vehicle in February приводится мнение российского военного эксперта Александра Широкорада. Еще в 2013 году он писал, что гиперзвуковые планирующие аппараты могут быть одним из поводов для выхода из Договора о ракетах средней и малой дальности. Возможно создание систем, в которых будут сочетаться основные особенности баллистических ракет и гиперзвуковых летательных аппаратов. Подобное оружие можно будет применять не только для атаки наземных целей, но и для уничтожения кораблей противника, от авианосцев до крейсеров. Также нельзя исключать возможность появления противолодочного вооружения аналогичного класса.
Нетрудно заметить, что журналист издания The Washington Free Beacon не располагает полной и подробной информацией о российских проектах в области гиперзвуковой техники. Тем не менее, опубликованные ранее сведения позволяют строить определенные предположения и делать некоторые выводы. Если информация издания Jane’s Intelligence Review соответствует действительности, то Россия не только занялась перспективным направлением, но и достигла некоторых успехов.
По сообщениям зарубежных источников, которые пока не были подтверждены или опровергнуты российскими официальными лицами, в настоящее время в России полным ходом идут испытания перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов типа Ю-71. Какие-либо подробности программы «4202» и проекта Ю-71 пока неизвестны. Более того, еще не подтверждено даже само их существование. Тем не менее, и в таком случае появляется повод для оптимизма. Появление слухов о новых российских проектах может говорить о том, что наша страна входит в немногочисленный клуб государств, способных разрабатывать и строить гиперзвуковые летательные аппараты, пусть даже и экспериментальные. Вероятно, в будущем российская оборонная промышленность раскроет некоторые подробности текущей гиперзвуковой программы, но пока можно только догадываться, когда это произойдет.
Статья Russia Tested Hypersonic Glide Vehicle in February:
http://freebeacon.com/national-security/russia-tested-hypersonic-glide-vehicle-in-february/