Заявление Путина о новых баллистических ракетах вызвало переполох на Западе.
НАТО и США обеспокоены усилением ядерного потенциала России. Так, генсек альянса Йенс Столтенберг и госсекретарь Соединенных Штатов Джон Керри отреагировали на заявление президента Владимира Путина о межконтинентальных баллистических ракетах (МБР), которые поступят на вооружение Российской армии.
Более 40 новых ракет, как отметил глава государства на выставке «Армия-2015», «будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы ПРО». Таким образом, идея размещения элементов противоракетной обороны в Европе, которую столь настойчиво продвигает Вашингтон, теряет практический смысл.
Заявление Владимира Путина прозвучало на фоне нагнетания истерии вокруг военной угрозы для «цивилизованного мира», которая якобы исходит от России. Одно за одним зарубежные СМИ публикуют не имеющие ничего общего с реальностью планы Москвы по захвату Украины, Прибалтики и Восточной Европы. Впрочем, ничего удивительного — достоверность в нынешней информационной войне, к сожалению, носит вторичный характер.
Общественное мнение западных стран упорно подготавливают к мысли о грядущем противостоянии с «русским медведем». При этом принимать меры по противодействию «российской агрессии» и сделать полем брани предлагается исключительно европейский, а не североамериканский континент.
Для этого, согласно задумке вашингтонских стратегов, нужно подтянуть поближе к российским рубежам тяжелую военную технику и самолеты, а еще лучше — разместить в Европе ракеты наземного базирования, направленные на уничтожение российского ядерного щита. Верный союзник США Великобритания и вовсе готова установить на своей территории американские ракеты с ядерными боеголовками.
Основа национальной безопасности России
Стрелы Вашингтона на российский ядерный щит направлены, естественно, не просто так. Ядерное оружие со времен холодной войны остается важнейшим фактором, сдерживающим экспансионистские аппетиты американских «ястребов». Для России, как неоднократно подчеркивали официальные лица, ядерные силы — один из столпов национальной безопасности и суверенитета страны.
Стратегические вооруженные силы РФ составляют так называемую ядерную триаду: расположенные на суше Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Морские стратегические силы и Стратегическая авиация. В общей сложности ядерный щит России предположительно представлен 499 стратегическими носителями, способными нести около 1900 ядерных боезарядов.
По состоянию на январь 2015 года на вооружении РВСН ориентировочно находилось 305 ракетных комплексов, способных нести 1166 ядерных боезарядов. Основу сухопутных ядерных сил составляют ракетные комплексы стратегического назначения c МБР «Тополь-М» (72 подвижных грунтовых комплекса, 60 комплексов шахтного базирования и 18 мобильных комплексов). РВСН также обладают 46 тяжелыми ракетами Р-36М2 (SS-18), 60 ракетами УР-100НУТТХ (SS-19), 45 мобильными и 4 шахтными комплексами с ракетой РС-24 «Ярс».
В состав ВМФ России входят восемь стратегических ракетоносцев с баллистическими ракетами на борту, способных нести 512 ядерных боезарядов. Шесть ракетоносцев базируются в составе Северного флота, два ― в составе Тихоокеанского флота. В ближайшие годы Морские стратегические силы России ожидает пополнение — новые атомные подводные лодки.
На вооружении Стратегической авиации России состоят 66 тяжелых бомбардировщиков: 11 бомбардировщиков Ту-160 и 55 бомбардировщиков Ту-95МС, способные нести около 200 крылатых ракет большой дальности. В конце мая нынешнего года Владимир Путин заявил, что до 2020 года ВВС России пополнятся не менее чем 50 самолетами Ту-160.
Запад зря бьет тревогу
Планы по модернизации ядерного щита России на первый взгляд и впрямь могут показаться воинственными, как это утверждают наши западные «партнеры». Однако, по сведениям СМИ, наша страна проводит лишь плановое перевооружение компонентов своей ядерной триады.
Прежде всего модернизация ядерных сил связана с заменой отработавших свой ресурс МБР. При этом подчеркивается, что Россия ни в коем случае не превысит ограничения по числу носителей и боевых блоков, установленных заключенным в 2010 году Договором СНВ-3.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов констатировал, что слова Владимира Путина о новых ракетах вызвала настороженность на Западе, «близкую к панике».
«Заявление главы государства не говорит о том, что мы увеличиваем количество уже стоящих на вооружении ракет. Речь идет о том, что мы заменяем часть ракет, отработавших свой ресурс. У нас таких ракет примерно 50 штук», ― сказал Коновалов.
«Западный мир зря бьет тревогу, потому что Россия никак не нарушает ядерный паритет, оговоренный в Договоре СНВ-3, ― подчеркнул военный аналитик. ― На Западе цифру в 40 ракет неадекватно восприняли, потому что ее озвучил президент. Если бы новость об этом прошла как рутинная информация, внимание к этому событию было бы значительно меньшее», ― уверен Коновалов.
Директор Центра стратегической конъюнктуры отметил, что Россия проводит обычную плановую замену. «В частности, нам надо заменить ракеты Р-36М ― это по классификации НАТО знаменитая «Сатана». Раньше отработавшим ресурс ракетам замены не было, но сейчас она появилась», ― заявил Коновалов.
Россия всегда готова нанести удар
Заместитель директора Института США и Канады РАН, член Совета по внешней и оборонной политике Павел Золотарев обратил внимание на то, что неверно говорить о существующей проблеме устаревания ядерных сил России.
«Ракеты, которые сейчас находятся на вооружении, не устарели до той степени, что не способны выполнять задачи ядерного сдерживания. Просто каждая ракета имеет свой гарантийный срок, и многие его выработали. Причем этим ракетам неоднократно продляли гарантийные сроки», ― пояснил эксперт.
Золотарев напомнил, что в настоящее время Россия сосредоточена на замене отработавших ресурс комплексов новыми современными образцами. Единственная проблема, по его мнению, заключается в том, что, учитывая состояние оборонно-промышленного комплекса РФ, «эта задача решается, но не без напряжения». «В своем заявлении президент озвучил как раз реальное количество ракет, которые мы можем поставить на боевое дежурство», ― добавил Золотарев.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов полагает, что, несмотря на ряд трудностей, отечественные стратегические войска ― это один из лучших видов Вооруженных сил России. «Если говорить конкретно о РВСН, то они стоят первыми в списке финансирования. В Ракетных войсках проходят постоянные учения и тренировки. Боеготовность этого рода войск крайне высокая», ― указал Коновалов.
Эксперты заверили, что россиянам не стоит опасаться относительно способности ядерных сил России нанести удар по агрессору. Между Москвой и Вашингтоном как де-юре, так и де-факто существует паритет. Золотарев убежден, что существующая со времен холодной войны система ядерного сдерживания продолжит работать, даже если у России будет значительно меньше ядерного оружия.
К этому стоит добавить существующую систему «Периметр», разработанную еще в советские времена и прозванную американцами Dead hand. Это автоматизированная контрольно-командная система, которая направлена на нанесение ответного ядерного удара по противнику, если будет уничтожено политическое и военное руководство РФ. Таким образом, Россия при любом раскладе останется единственной страной, способной в любой момент уничтожить США.