Боевая девятка
Прошедший 2009 год оказался богат на всевозможные изобретения и новшества в военной сфере, причем большинство из них традиционно появились на свет в США. Ученые из независимых и военных научных институтов, а также простые изобретатели соревновались между собой в создании устройств, которые должны значительно облегчить службу солдат и сделать ее безопаснее. "Лента.ру" предлагает собственную версию девяти самых интересных изобретений прошедшего года. Правда, смогут ли они когда-нибудь найти себе применение на практике, пока сказать сложно.
1. Антипиратская перцовка
Борьба с морским пиратством в 2009 году стала чуть ли не главной темой общепланетного масштаба. Практически каждая крупная мировая держава предпочла предоставить военную помощь для сопровождения торговых судов, проводила спасательные операции. Объединенные Арабские Эмираты предложили свой метод противостояния пиратам - катер-робот, вооруженный, как ни странно, несмертельным оружием.
Радиоуправляемый робокатер, представленный компанией Al Markeb из ОАЭ, несет на борту высокочувствительные камеры видеонаблюдения, систему траления мин, перцовые аэрозоли, водометы, акустическую пушку и слепящий лазер, способный дезориентировать противника. Этот плавательный аппарат, способный обходиться без экипажа на борту, имеет семь метров в длину и 2,8 метра в ширину. По желанию заказчика длина корабля может быть увеличена до 11 метров - если потребуется установка дополнительного оборудования.
Любопытно, что электромотор, установленный на катере, позволяет ему вести морское патрулирование без подзарядки в течение почти двух месяцев. В движение электромотор приводится генератором мощностью 5,5 киловатта.
За свое изобретение компания Al Markeb просит от 850 тысяч до 10 миллионов долларов. Цена зависит от комплектации катера. Решился ли кто-нибудь купить себе роботизированное чудо военной техники, пока не известно.
2. Умная броня
|
Бронеавтомобиль Humvee, модернизированный центром TARDEC. Фото с сайта army.mil
|
Американский Научно-исследовательский бронетанковый центр (TARDEC) с пиратами решил не связываться, тем более что США ведут военные операции в Ираке, Афганистане и Пакистане. Ученые из TARDEC решили снизить число боевых потерь среди личного состава зарубежных контингентов. Для решения этой задачи была разработана "умная" броня для бронетехники.
Новая броня, в которую интегрированы пьезоэлектрические датчики, способна прямо на поле боя самостоятельно определять степень полученного повреждения и даже тип и примерное местоположение оружия, из которого по бронемашине был произведен выстрел. Кроме того, способность бортовой электроники следить за состоянием брони может избавить солдат от обязательного визуального осмотра техники перед боем и после него.
Предполагается, что новая система будет проводить автоматическую диагностику состояния брони каждый раз, как водитель будет поворачивать ключ зажигания. Информация о повреждениях будет поступать на специальные экраны внутри бронированной машины. Для определения степени повреждений TARDEC разработал систему цветовой индикации: зеленый цвет обозначает, что броня находится в хорошем состоянии, черный - трещины, а красный - повреждения, нанесенные каким-либо видом оружия.
3. Зомбификация
Американское Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) решило бороться с боевыми потерями иначе. Оно выделило Техасскому институту доклинических исследований (TIPS) 9,9 миллиона долларов на разработку методики, которая позволила бы продлить период, в течение которого раненному и потерявшему много крови бойцу можно будет сохранить жизнь. В качестве одного из вариантов решения задачи рассматривается возможность временного прекращения жизненных функций и превращения солдат в "полунежить".
По статистике, большинство случаев гибели солдат в бою происходит из-за сильной кровопотери. Считается, что по истечении часа после начала кровопотери шансы на выживание у человека, оставшегося без квалифицированной перевязки, значительно снижаются. Между тем в ходе боевых действий на эвакуацию раненых, их классификацию и оказание медицинской помощи времени, как правило, уходит гораздо больше.
Исследователям TIPS предстоит найти такой препарат, который позволит продлить срок, в течение которого раненного бойца можно будет спасти.
Предполагается, что первые опыты пройдут на свиньях, поскольку их сердечно-сосудистая система похожа на человеческую. В качестве одного из возможных способов решения поставленной задачи ученые рассматривают спячку, подобную той, в которую зимой впадают белки, или даже искусственное состояние клинической смерти.
4. Дополненная реальность
|
Исследователь с опытным образцом очков ARMAR. Фото с сайта columbia.edu
|
В прошедшем году исследователи из Колумбийского университета (США) объявили, что создали специальные очки с интегрированной технологией дополненной реальности (augmented-reality, AR). Устройство получило название ARMAR (Augmented Reality for Maintenance and Repair).
ARMAR позволит ремонтировать технику людям без специальных знаний. Принцип работы устройства прост: после того как человек наденет очки, он сможет видеть реальные предметы, на которые будут накладываться виртуальные изображения. Так, при починке двигателя ARMAR подскажет, какой именно винт необходимо отвернуть или какой элемент отсоединить. Перед ремонтом необходимо будет выбрать тип устройства, требующего починки, на карманном компьютере, крепящемся на запястье.
Созданное устройство уже протестировали техники американской морской пехоты. По оценке специалистов, использование ARMAR позволяет производить ремонт военной техники вдвое быстрее, поскольку очки экономят время, требуемое на изучение технической документации о тех или иных системах машины.
5. Даровая энергия
Сотрудники американского Института морских исследований (ONR) придумали технологию, которая позволит тем, кто выжил благодаря умной броне или "беличьей" спячке, продолжать выполнение боевой задачи сколь угодно долго - лишь бы вокруг было достаточно солнца.
Предполагается, что морская пехота сможет использовать солнечную энергию для питания походного снаряжения. Новая система получила название GREENS (Ground Renewable Expeditionary ENergy System). Благодаря GREENS морские пехотинцы смогут подзаряжать аккумуляторы аппаратуры связи, карманных компьютеров и обеспечивать электроснабжение множества других устройств.
GREENS пока находится в стадии разработки, и более подробных характеристик о ней в открытых документах нет. Ясно лишь, что в Ираке или Афганистане, где на дефицит солнца жаловаться не приходится, система GREENS может оказаться очень полезной.
6. Водородный беспилотник
|
БПЛА Ion Tiger. Фото с сайта navy.mil
|
Единственный аппарат, которому для подзарядки точно не понадобится система GREENS, - беспилотник Ion Tiger, работающий на водородных топливных элементах. В ходе испытаний, которые проводили специалисты Военно-морской исследовательской лаборатории США, беспилотник установил рекорд продолжительности полета среди беспилотных летательных аппаратов своего класса. Ion Tiger провел в воздухе 26 часов и одну минуту.
Новый беспилотник отвечает сразу нескольким ключевым требованиям американских военных. Использование электроэнергии позволяет сделать БПЛА легким и малошумным, а применение водородных элементов - избавиться от сложной перезарядки источников питания в полевых условиях. Ion Tiger способен принять на борт до пяти фунтов полезной нагрузки (2,2 килограмма).
Следует также отметить, что применение водородных топливных элементов позволяет сделать беспилотник менее заметным, поскольку он практически не нагревается и не выбрасывает выхлопные газы.
7. Черный ящик для пистолета
На Ion Tiger не будет устанавливаться "черный ящик", собирающий информацию о полете. Зато он будет стоять на стрелковом оружии. Бельгийская оружейная компания FN Herstal разработала и даже начала продавать "черный ящик" для огнестрельного оружия.
Новое устройство, получившее название FN Herstal Black Box, будучи присоединенным к пистолету или автомату, способно считать число выстрелов, определять скорострельность, а также фиксировать перебои в стрельбе. Вся эта информация может быть впоследствии использована для ремонта вышедшего из строя "ствола". Black Box может быть присоединен к любому типу стрелкового оружия.
Предполагается, что Black Box окажется полезным в боевых условиях. Например, устройство может присвоить каждой единице оружия, к которому прикреплено, уникальный идентификационный номер и способно передавать данные о его использовании на командный пункт. В сочетании с GPS это позволит командиру получать более подробную информацию о солдатах на поле боя, включая характер их стрельбы и местонахождение.
8. Тормоз и компенсатор
|
Дияр Гильманов демонстрирует свое изобретение. Фото с персональной страницы на Mail.Ru
|
Еще одно новое приспособление для стрелкового оружия также появилось не в США. В 2009 году житель города Хромтау Актюбинской области Казахстана Дияр Гильманов запатентовал в Роспатенте усовершенствование для автомата Калашникова. Устройство получило название "дульный тормоз-компенсатор Дияра".
Дульный тормоз-компенсатор позволяет повысить точность прицеливания на средних и дальних дистанциях, уменьшая расход патронов. Дульный тормоз-компенсатор, устанавливаемый на стрелковое оружие, позволяет также увеличить точность автоматического огня, за счет снижения подбрасывания ствола.
На создание и патентование дульного тормоза-компенсатора Гильманов, механизатор по профессии, потратил девять лет. Из них три года ушло на создание опытного образца и его испытания. Чем "дульный тормоз-компенсатор Дияра" принципиально отличается от других подобных устройств, изобретатель не раскрывает.
9. Мозг дорисует сам
Зато тормоз-компенсатор Дияра значительно отличается от нового вида открытого прицела для стрелкового оружия, который изобрел американский адъюнкт-профессор Тимоти Крафт из Университета Алабамы. В изобретении, получившем название Opti-sight, используется способность человеческого мозга самостоятельно достраивать контуры предметов, частично скрытых от зрения.
Opti-sight представляет собой традиционные целик и мушку, конфигурация которых, однако, изменена. Так, прорезь на целике выполнена в виде нижней половины треугольника, а не в виде прямоугольника, как в классическом варианте открытого прицела. При этом верхняя часть мушки также выполнена в виде половины треугольника.
Opti-sight имеет простой принцип прицеливания. Стрелку необходимо провести визуальное совмещение мушки и целика. При этом верхняя точка несуществующей второй половины треугольника и является точкой прицеливания, которую надо навести на мишень. Считается, что верхнюю точку треугольника человеку определить не составит труда - его мозг проделает эту работу автоматически.
По мнению профессора Крафта, время прицеливания за счет Opti-sight значительно сокращается, а подготовку стрелков можно производить быстрее.
Итого
Военные изобретения совершаются каждый год. Часть из них поступает на вооружение действующих армий, в то время как другие исчезают бесследно, оставляя после себя, в лучшем случае, несколько исписанных почерком изобретателя страниц. Найдут ли себе практическое применение все вышеперечисленные изобретения 2009 года, пока также сказать невозможно.
Василий Сычев Источник: Lenta.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1181
Рейтинг поста:
Пограничники взяли на вооружение омский вездеход на воздушной подушке
"Арктика" предназначена для перевозки людей и грузов в условиях полного бездорожья, болот и снежных заносов. Она может передвигаться и по воде, и по земле. До осени омская амфибия будет проходить тест-драйв в одной из частей Забайкальского военного округа.
- Это - усовершенствованная модель вездехода, - сообщил главный конструктор предприятия-изготовителя Василий Мамонтов. - Благодаря новациям улучшилась маневренность и управляемость машины.
По словам специалистов, забайкальские пограничники остались довольны необычной внедорожной техникой. Если "Арктика" выдержит испытание, омские вездеходы получат прописку и на других заставах страны.
Между тем
Сегодня в рамках программы "Сибирское машиностроение" омские инженеры разработали еще одну конструкцию на воздушной подушке - самоходную грузовую платформу. Такая техника способна перевозить объемый груз по болоту и пересеченной местности, и особенно востребована за Уралом.
http://www.rg.ru/2010/02/11/reg-sibir/arktika-anons.html