Из-за нехватки танков киевские власти заново открыли секрет изготовления «броневых колпаков» времен СССР.
Украинские военные провели первое испытание прототипа «малого огневого сооружения» (МОС-2) на юге Донецкой области с целью в дальнейшем использовать данное укрепление на позициях близ Мариуполя. Такое грозное сообщение 13 мая распространил пресс-центр т.н. «АТО» на Юго-Востоке Украины.
- Новый бронированный объект является ноу-хау отечественных военных ученых. При содействии представителей местных органов самоуправления, на превращение научной мысли в специальную металлическую конструкцию ушла всего неделя. Серийный выпуск сооружений начнут региональные промышленные предприятия, - отмечается в сообщении, обнародованном на странице пресс-центра в Facebook.Как заверяют в пресс-центре т.н. «АТО», в полевых испытаниях участвовали представители Донецкой областной военно-гражданской администрации, Мариупольского городского совета, руководство сектора зоны спецоперации, а также промышленники.
- По шестигранной форме с разного расстояния военнослужащие открывали огонь из стрелкового оружия различных типов, а также использовали зенитную установку типа ЗУ-23-2, - утверждается в заявлении.
Сообщается, что по завершению стрельбы, присутствующие на мероприятии тщательно проанализировали результаты первых испытаний военного объекта на прочность и определились с дальнейшими планами. Как отметили в пресс-центре, разработчиков МОС-2 якобы понадобится всего два дня для совершенствования и изготовления новой конструкции.
Вся комичность ситуации заключается в том, что разрекламированное украинское «ноу-хау» - «малые огневые сооружения» - разработано не нынешними спецами ВСУ, а советским военачальником и военным инженером генерал-майором Владимиром Ивановичем Спиридоновым, уроженцем Челябинской области, ныне покойным. Именно под его руководством с участием главного управления эксплуатации ракетного вооружения РВСН в 1985-ом было принято на снабжение сборно-разборное модульное огневое сооружение МОС-2РВ. Их изготовление было поручено Брянскому ремонтному заводу. МОС должны были усилить охрану и оборону кабельных линий боевого управления РВСН и предназначались для ведения огня из стрелкового оружия, наблюдения и защиты личного состава от пуль и осколков. Общая масса сооружения - 694 кг, наибольшая масса одного из элементов - 80 кг, что обеспечивает возможность возведения вручную. Интересно, что в 1996 году часть МОС-2РВ была передана из РВСН и успешно использовалась в боевых действиях в Грозном. А в 2008 году МОС-2РВ применялись в Абхазии для защиты личного состава ВС РФ.
Отметим, что на крышах зданий МВД и Минобороны РФ на охраняемых периметрах важных объектов можно встретить шестигранные модульные бронеколпаки – огневое бронированное сооружение БС-1. Оно обеспечивает защиту часового от стрелкового оружия и попадания осколков гранат.
Понятно, что ничего нового украинцы не изобрели, говорит
член Общественного совета ВПК, полковник запаса Виктор Мураховский.
- Насколько я знаю, модульные огневые сооружения в свое время активно использовались в Дальневосточном и Забайкальском военных округах. Модульные огневые сооружения устанавливались на Курильских островах и линиях укрепрайонов с Китаем. Помню, на складах инженерного имущества их хранилась целая куча – предполагалось, что они могут устанавливаться на некоторых направлениях в обороне и могут быть оперативно выданы войскам в случае быстрого перехода к обороне. Они не вкапываются в землю, а устанавливаются на подготовленную платформу, после чего фиксируются либо бетоном, либо деревом (если нет времени). Они активно поставлялись советским войскам в конце 80-х годов. В соединение групп войск такие сооружения не поступали – там и без этого танков хватало.
Я не знаю, что там украинцы проектировали неделю. Такое сооружение может сделать любая «кроватная мастерская». Места МОС занимают не много, поскольку хранятся в разобранном плоском виде.
Что касается огневого подавления таких рубежей и опорных пунктов, то МОС защищают только от стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов малых и средних калибров. Если по ним будет работать 152-мм орудие, то вероятность поражения будет высокая, причем не всегда требуется прямое попадание – крупный осколок от осколочно-фугасного снаряда способен прошить броневую сталь толщиной 25-мм.
В мировой практике были попытки создать сплошные линии обороны, оборудованные долговременными огневыми сооружениями со стальными колпаками, я имею в виду Линию Мажино и Линию Маннергейма, но на деле все это либо преодолевалось, либо обходилось.
Директор Центра общественно-политических исследований, подполковник запаса Владимир Евсеев говорит, что подобное заявление пресс-центра украинских силовиков органично вписывается в реалии современной Украины.
- Украинцы активно создают некую виртуальную реальность, в которой пытаются жить и верить в свою мощь и силу. В этой реальности есть место «бессмертным киборгам», новым баллистическим ракетам и беспилотным летательным аппаратам, космическим амбициям и т.д. Особое место там отводится танкам БМ «Оплот», которые на самом деле не доделаны... В общем, страна абсурда, «город Зеро».
Все сообщения пресс-центра т.н. «АТО» и украинских руководителей направлены на внутреннее потребление. Их цель – найти и показать хоть что-то, что можно было бы распиарить до невероятных размеров. При этом эти деятели зачастую сами не понимают, что постоянно сами себя опровергают. Например, если президент Петр Порошенко говорит о необходимости возврата донецкого аэропорта и Донбасса, то зачем ему такого рода оборонительными сооружения? ВСУ что, собираются их двигать к позициям ополченцев на манер осадных башен, которыми штурмовали крепости в XI веке? Только вот что будет с этими «малыми огневыми сооружениями», разорвись рядом артиллерийский снаряд калибра 152-мм?
Конечно, при наступлении определенные укрепрайоны нужны, но только в основном для прикрытия артиллерии. Если же исходить из того, что украинские силовики готовятся к обороне Мариуполя, на который наступать никто не собирается, то с этой точки зрения они смогут возводить эти сооружения сколько угодно. Но если Мариуполь будет глубоко окружен, то как ВСУ собирается его снабжать? По морю? Но там бои уже были - в ДНР создана азовская флотилия, в состав которой, правда, входят только переделанные прогулочные катера, однако они хорошо подходят для быстрых десантных операций.
Поэтому если ВСУ готовятся к обороне, то им проще выполнять Минские соглашения и договориться с ополченцами. Если Киев согласится реально отвести тяжелые виды вооружений, включая танки и 120-мм минометы, то тогда ему хватит тех сооружений, которые у него есть сегодня. Главное понять, что вы реально хотите и можете, а если вы не знаете, то тогда можно изобретать все что угодно, даже велосипед. Знаете, я бы посоветовал Порошенко создавать укрепрайоны не под Мариуполем, а рядом со Львовом. А вдруг на него Польша нападет, желая аннексировать эту территорию? А еще можно развернуть эти МОС на площади «незалежности» в Киеве и проверить их эффективность там...
- Если, конечно, ополченцы вдруг пойдут в лобовую атаку с криками «Ура!» без всякой артподготовки, то, наверное, подавить такие огневые сооружения им будет действительно проблематично, - замечает
ведущий научный сотрудник сектора проблем региональной безопасности РИСИ, кандидат военных наук Владимир Карякин. - Но, понятно, что никто сейчас так не воюет, тем более ополченцы. МОС можно эффективно применять, но если это делать с умом и тактически грамотно.
Однако сообщение о МОС от пресс-центра «АТО», да еще под соусом «великого инженерного открытия» – это очередное пропагандистское заявление для поддержания боевого духа украинских военных. Вот если бы пресс-центр «АТО» заявил, что ВСУ собираются ставить не МОС, а возводить сплошную линию долговременных огневых сооружений из железобетона, броневых и других конструкций, то это было бы действительно похоже на укрепление рубежей и опорных пунктов. И то – все зависит от силы удара и калибра применяемых средств.
- Я бы больше поверил украинским военным, если бы они сказали, что изобрели бронированную тачанку, потому что все подобные укрепления не соответствуют ни огневой мощи противоборствующих сторон, ни потенциальной мобильности, ни здравому смыслу, - говорит первый вице-президент Академии геополитических проблем, полковник запаса Владимир Анохин. – В общем, это очередная глупость от ВСУ. Знаете, все, что сегодня говорят на Украине, лично я уже воспринимаю даже не со смехом, а с раздражением, потому что одна глупость накладывается на другую и уже, прямо скажем, надоело слушать их фантастические истории.