Стратегия Вашингтона, в части касающейся развертывания национальной системы противоракетной обороны, заключается в том, чтобы поставить мир перед свершившимся фактом, а уже потом разговаривать о вариантах того, как она будет функционировать. Беда в том, говорят в США эксперты, что стратегию эту разрабатывают люди, напрочь лишенные провидческого дара.
Любой герой вестерна только удивился бы: пуля сбила пулю. Была суббота, 23.09 по вашингтонскому времени, когда на экране в зале для проведения видеоконференций Пентагона стал после яркого взрыва пропало изображение. "Ракета-убийца", заветное оборонительное оружие администрации Буша (Bush), уничтожила на высоте 260 километров стартовавшую с территории Калифорнии учебную мишень. К моменту поражения цели - муляжа боеголовки, оснащенной дополнительными ловушками, мишень и ракета-перехватчик весом сто фунтов мчались по Вселенной с совокупной скоростью 28 тыс. километров. Это в десять раз больше чем скорость снаряда, выпущенного из танкового орудия.
После двух неудачных испытаний пентагоновская технология "попасть и уничтожить" в ночь на воскресенье, наконец-то, сработала. Эксперты Пентагона и ученые военных предприятий, задействованных в проекте, находившиеся в Центре контроля на атолле Кваджелейн, с ликованием повскакивали со своих мест. "Впечатляющий технологический успех, - так оценивает событие даже критически настроенный к проекту директор "Federation of American Scientists" Роберт Шерман (Robert Sherman). - Однако до того момента, когда американское население сможет надеяться на защиту от баллистических ракет, еще очень и очень длинный путь".
Поначалу же военным экспертам удалось добиться попадания в цель в космосе, в чем так срочно нуждался президентДжордж Буш. Еще до начала последнего испытания министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) заявил, что программа создания системы противоракетной обороны будет продолжена в любом случае (даже в случае неудачи), тем не менее, у операторов, сидевших за пультами контроля, все равно дрожали руки.
Еще один промах в серии катастрофических неудач и сонм критиков НПРО в сенате США радостно подхватил бы хором: "Из этого ничего не получится". Как это было тогда, когда в 80-е годы Рональд Рейган (Ronald Reagan) мечтал о звездных войнах. В реальной жизни лазер-перехватчик не захотел тогда вести себя так, как это он делал на экране в киноленте "Звездные войны".
Ко всем сравнениям наивных представлений Рейгана о неузвимости Америки и конкретными планами Джорджа Буша о создании "многократно эшелонированной системы противоракетной обороны" надо относиться осторожно. Однако оба проекта похожи в одном: в основу и того, и другого изначально закладывался сценарий преувеличенной угрозы. Сначала речь шла об агрессивности Советского Союза, а потом об угрозах для США со стороны так называемых государств-изгоев. А автором обоих сценариев был Дональд Рамсфельд.
Дело в том, что уже с конца 70-х годов бывший тогда и являющийся сегодня министром обороны человек занимался тем, чтобы целенаправленно преувеличивать советскую военную мощь. 20 лет спустя, Рамсфельд возглавил названную по его имени комиссию, созданную по решению конгресса. Спорный тезис этой комиссии о наличии для США угрозы ракетного нападения со стороны Багдада или Пхеньяна стал с приходом Джорджа Буша, своего рода, внешнеполитическим заклинанием.
Не будучи провидецем или человеком, умеющим мыслить стратегически, а являясь всего лишь испытанным техасским воякой на поле брани территориальных войн вашингтонской военной и политической бюрократии, он, как сказал в "New Yorker" Джон Ньюхауз (John Newhouse), "концентрируется на паре целей и, как бульдозер, пробивает их". Очередная цель, попавшая на мушку Рамсфельда, это договор по ПРО от 1972 года, подписанный между Советским Союзом и США. Документ позволяет обеим сторонам развертывание по одной единственной региональной системе противоракетной обороны, которая не может охватывать всю страну, что диктовалось необходимостью поддержания баланса устрашения. Для Рамсфельда этот договор, который президент Владимир Путин охарактеризовал во время своей первой встречи сБушем в Любляне в как краеугольный камень в системе разоружения, уже давно стал "древней историей".
Администрация Буша упражняется с национальной системой противоракетной обороны не только над Маршалловыми островами. Уже в следующем месяце предполагается начать строительство пяти шахт для так называемых перехватчиков на Аляске. Наряду со строительством пусковых установок с Центром контроля на близлежащем острове Кодиак начаты по ускоренной программе земляные работы в районе Форта-Грили. С этой целью администрация Буша запросила об увеличении расходов на реализацию проекта НПРО на 57% и доведению их до 8,3 млрд. долларов США.
Некоторые эксперты по контролю над вооружениями считают, что установка в период до 2004 года предназначенных для испытаний ракет-перехватчиков уже сейчас может привести к изменению договора по ПРО. "Для русских с их достаточно высоким чувством собственного достоинства и арсеналом, насчитывающим 6 000 боеголовок, десять ракет-перехватчиков - это орешки", - считает Джон Райнлэндер John Rhinelander), принимавший в 1972 году участие в переговорах о договоре по ПРО. Другие, а среди них и многие сенаторы демократического толка, обвиняют администрацию Буша в том, что та под предлогом совершенствования процесса испытаний фактически уже разворачивает систему противоракетной обороны. "Она совсем не намерена серьезно связывать испытания с положениями договора по ПРО, - говорит Джек Мендельзон (Jack Mendelsohn) из организации "Arms Control Association". - Она намерена нарушить договор".
Заявления представителей администрации Буша относительно договора по ПРО неоднозначны и частью противоречивы. Заместитель Рамсфельда Пол Вуьфовитц (Paul Wolfowitz), выступая на прошлой неделе перед сенатской комиссией по вооруженным силам, заявил, что столкнуться с ограничениями договора по ПРО придется уже в ближайшие месяцы, а не годы". Вольфовитц вместе со своим шефом, а также вице-президентом Диком Чейни (Dick Cheney) входит в "тройку"Буша, которая ведает вопросами политики безопасности. С высоты своих знаний и опыта, подтверждая свои бойцовские качества, она проводит в отношении России, Китая, а также в вопросах разоружения, жесткую линию. Бывший сотрудникКлинтона (Clinton) Джон Ньюхауз называет стратегию этих людей "сильной, но ошибочной": "ставить на что-то в полном объеме и делать это во всем, как бы, между прочим".
Почти одновременно государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) предлагает Москве дипломатический путь для изменения договора по ПРО. "Нам с русскими необходимо взаимопонимание, соглашение, договор или нечто иное, что позволило бы продолжать работу над системой противоракетной обороны", - заявил в прошедшую пятницуПауэллгазете "Washington Post". Судя по всему, клекот своих ястребов и воркование голубей Буш использует для реализации вполне определенной стратегии: создать прецедент, а потом, поставив Россию и своих европейских союзников перед фактом, говорить с ними о вариантах своих намерений.
Однако президент Путин остается для Буша как гранитная скала. Министр иностранных дел Игорь Иванов еще до удачно завершившегося испытания предупредил, что строительство шахт для ракет системы НПРО может вызвать новый виток гонки вооружений.
Материала для разговора во время встречи Буша и Путина на саммите "восьмерки" будет более чем достаточно. Не следует ожидать, что в конце этой недели ситуация прояснится или будет найден компромисс. И даже если между Вашингтоном и Москвой в ближайшие месяцы дело дойдет до сближения позиций, стремление Белого дома поставить своих контрагентов перед фактом появления шахт рождает больше новых проблем в сфере политики безопасности, чем возможностей для их разрешения. Взять хотя бы проблему отношений с Китаем, главным адресатом новой геополитической позиции Америки, или проблему отношений с европейскими партнерами, которые вновь сохраняют гробовое молчание по поводу объявления о начале работ, которые проецируются на обеспечение американских интересов вплоть до использования космического пространства.
В Лондоне, по словам газеты "Guardian", система противоракетной обороны - это тема "для дискуссии, которой никто не желает". И уж, конечно, никак не лейбористское правительство Тони Блэра (Tony Blair). В Париже можно услышать критику, но конкретных дипломатических шагов не увидишь. А в Берлине считают, что в случае с конкретными программами испытаний речь идет о стремлении доказать внутриполитическую дееспособность администрации США, популярность которой, согласно опросам, падает.
В пользу подтверждения такой точки зрения действительно можно найти аргументы. Однако у федерального правительства, которое начертало на своих красно-зеленых знаменах в качестве лозунга сохранение существующего режима разоружения, быстрые изменения в трансатлантических отношениях должны вызывать тревогу. В июне, во время своей поездки по странам Европы, Буш, что касается системы противоракетной обороны, громогласно обещал европейцам "консультироваться" с ними. На прошлой неделе дело дошло до заявления Вашингтона в адрес своих зарубежных представительств. Он предприсал послам проинформировать руководство стран пребывания о размещении на Аляске компонентов системы противоракетной обороны, что, возможно, может привести к нарушению договора по ПРО.