крылатая ракета AGM-86 ALCM
Как правильно заметил товарищ HMagier — крылатая ракета воздушного базирования AGM-86 ALCM сегодня практически единственный «нормальный» атмосферный носитель ЯБЧ у США. МБР у США практически нефункциональны, морские Трайденты-2 Д5 также стремительно утрачивают годность (в противном случае АПЛ, рассчитанные на эти ракеты, США не стали бы переделывать под крылатые ракеты «Томагавк»). Упомянутые «Томагавки» и более современные малозаметные крылатые ракеты JASSM требуют переработки под ядерные заряды (и она не так тривиальна, как кажется).Вот и остается у США в качестве единственного массового носителя ядерной БЧ одна старенькая AGM-86 ALCM. Поэтому о ней стоит поговорить подробнее.
Начну я с малоизвестного широкой общественности факта, что вообще-то AGM-86 разрабатывалась Боингом в качестве беспилотного перехватчика, для ведения маневренного боя с истребителями противника. Маневренный ближний бой истребителями ведется, как известно, на околозвуковых скоростях — и даже на таких скоростях современный истребитель совершает вираж на 360 градусов (полную петлю) за время более минуты, иначе пилот не выдерживает перегрузок. AGM-86 осуществляла полный вираж за время менее 30 секунд, соответственно в теории ей не составляло труда зайти вражескому истребителю в хвост и расстрелять его из пушки либо уничтожить при помощи компактных ракет воздух-воздух ближнего радиуса.
Вы спросите — зачем это понадобилось? Ну вот так в США пытались решить проблему защиты стратегических бомбардировщиков от авиации противника. Так сказать — на новом уровне реинкарнировали идею истребителя-паразита времен B-36 Peacemaker:
B-36 Peacemaker
Для самозащиты от вражеских истребителей этот гигант должен был нести на борту маленький истребитель со складными крыльями:
B-36 Peacemaker с истребителем самообороны
Тогда идея провалилась — но упорные конструкторы Боинга ее реинкарнировали в виде одноразовых беспилотных перехватчиков, которые В-52Н должны были нести на своих обычных роторных пусковых внутри фюзеляжа или даже вовне на пилонах. В пределе В-52Н позволяют разместить на борту до 20 ракет AGM-86 — в бомбоотсеке 8 ракет на CSRL, и 12 ракет на двух пилонах под крыльями.
Идея, естественно, провалилась и во второй раз — но сам самолетик получился вполне рабочим, и Боинг быстро переделал его в дозвуковую крылатую ракету для термоядерной боевой части W80 с переменной мощностью от 5 до 150 килотонн тротилового эквивалента. Вот так она выглядит:
W80 nuclear warhead
Как видите, боеголовка весьма компактна, и без систем безопасности весит всего 130 кг.
Очень похожая по конструкции боеголовка W84 применялась на КР Трайдент BGM-109G, запускавшихся с наземной установки — но, при совершенно такой же мощности (150 кт максимум), более поздняя W84 весит уже 176 кг. Да-да — американские ядерщики стремительно теряли навыки разработки компактных боеголовок.
Впрочем, все ракеты BGM-109G уничтожены, их боеголовки W84 складированы еще в 1991 году, и в настоящее время скорее всего нефункциональны.
Но вернемся к ракете AGM-86B ALCM. Это такой микросамолетик — он оснащен одним турбореактивным двигателем Williams F107-WR-101, его крылья и рули складываются в фюзеляж и выпускаются через две секунды после запуска. Вот здесь вы можете оценить реальные размеры:
AGM-86B ALCM
На ракетах, поднятых во второй ярус, хорошо виден открытый отсек для установки ЯБЧ. Сами ЯБЧ хранятся отдельно и устанавливаются на ракеты ALCM непосредственно перед загрузкой в самолет.
Всего до 1986 года фирмой Боинг было произведено около 1715 ракет AGM-86B плюс 24 учебных макета. И на этом производство этих ракет закончилось. Все «более новые» AGM-86 являются лишь доработанными или переделанными старушками выпуска не свежее 1986 года.
В 1986 году Боинг начал модернизировать часть ракет AGM-86B к стандарту AGM-86C. Основным изменением является замена термоядерной БЧ на девятисоткилограммовую осколочно-фугасную и добавление приемника GSM. В таком виде часть ракет AGM-86 успешно применены в операции «Буря в пустыне» и в Югославии.
В момент производства ракета AGM-86B обходилась бюджету США примерно в 1 млн. тогдашних долларов (это без цены ЯБЧ). Доработки до модификаций C и D потребовали от 160 до 896 тысяч долларов на ракету.
Исходно ракета AGM-86B в ядерном оснащении весит полторы тонны и летает на дальность до 2400-2800 км (в зависимости от высоты пуска и профиля полета) со скоростью 0.65-0.85 скорости звука (считается, что средняя скорость около 800 км/ч). КВО составляет 80 метров (при использовании системы коррекции по рельефу местности McDonnell Douglas AN/DPW-23 и наличии этого самого рельефа).
Считается, что у США остается еще около 1142 ракет AGM-86B ALCM в ядерном исполнении, бОльшая часть из которых пригодна для использования.Проблема этой ракеты в том, что ее не может нести никто, кроме бомбардировщика В-52Н. А эти бомбардировщики, похоже, окончательно выработали свой ресурс и уже никуда не долетят.
Была у американцев сумасшедшая идея вооружить ракетами AGM-86B ALCM бомбардировщики B-1B — поскольку ракеты не влезают в их фюзеляжные отсеки, оные ракеты решили подвесить на внешние пилоны. На часть бомберов B-1B даже успели эти пилоны смонтировать — но это, простите, утопия. Начнем с того, что B-1B с подвешенными на пилонах ракетами AGM-86B может летать только на дозвуковой скорости, во избежание разрушения ракет. При этом значительно возрастает расход горючего и падает боевой радиус — так что долететь из США до России без дозаправки уже не выходит. В общем, поняв это, авиация США пилоны с B-1B нафиг демонтировала. Сейчас их, видимо, прикрутят назад — чтобы чисто номинально иметь в составе СЯС США 50-60 еще пригодных к полетам стратегических бомбардировщиков, могущих нести суммарно до 600-720 крылатых ракет с ядерным зарядом.
Конструкцию пилона можно посмотреть вот тут:
Пилон с ракетами agm-86
Здесь он подвезен к бомбардировщику B-52H, но это не суть важно — на B-1B пилон имеет аналогичную конструкцию.Вот тут на картинке видна суть проблемы бомбардировщика B-1B с размером бомбовых отсеков:
Бомбовые отсеки B-1B
Отсеки слишком короткие. Объединить два передних отсека в один уже технически невозможно без переделки всей силовой структуры фюзеляжа.
При этом сами самолеты в достаточной степени замученные:
B-1B вид снизу
Вот здесь, если кликнуть на картинку, хорошо видна деформация обшивки B-1B из-за прохождения волн сжатия воздуха вдоль фюзеляжа при преодолении звукового барьера. Фактически, это уже рухлядь — но ничего лучше у США нет, и уже, видимо, не будет.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 3923
Рейтинг поста:
- и у амеров ~65-66 В-1В против всего лишь ~15-16 Ту-160(т.е. В-1В более, чем в 4 раза больше), и надо честно признать, наши Ту-160 тож - "не первой свежести"...
--------------------
- гипертрофированное самомнение - верный путь к деградации...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 741
Рейтинг поста: