Возможно, кто-нибудь из вас смотрел когда-то фильм «Земное ядро» режиссера Джона Эмисела. По сюжету фильма, земное ядро перестает вращаться, что грозит гибелью всему человечеству. Для того чтобы спасти всех от надвигающегося конца света, группа американских ученых и инженеров строит подземную лодку, которая отправляется прямиком к ядру Земли, для того чтобы восстановить его вращение подрывом нескольких атомных бомб. Что за бред, спросите вы и будете правы, однако в XX веке сразу несколько государств серьезно работали над возможностью постройки подземных лодок (по аналогии с подводными) или субтеррин. Таким образом, известная фраза про «подводную лодку в степях Украины» даже обретает некоторый смысл.
XX век в целом был богат на странные, на первый взгляд, разработки, многие из которых в итоге смогли изменить наше представление о мире. Еще до Второй Мировой войны сразу несколько государств, в том числе СССР, Германии и Великобритания работали над созданием субтеррин. Прототипом для всех проектов был так называемый проходческий щит. Впервые такой щит был использован на Туманном Альбионе при постройке тоннеля под Темзой еще в 1825 году. С помощью проходческого щита строились и тоннели метро в Москве и Санкт-Петербурге.
В нашей стране к идее постройки подземной лодки обратились еще в самом начале XX века. Так, еще в 1904 году российский инженер Петр Рассказов отправил в британский технический журнал материал, в котором описывал возможность разработки специальной капсулы, которая могла бы преодолевать большие расстояния, передвигаясь под землей. Однако позднее во время волнений в Москве, он был убит шальной пулей. Помимо Рассказова идею создания подземной лодки приписывают и другому нашему соотечественнику Евгению Толкалинскому. Будучи инженером-полковником царской армии, зимой 1918 года он бежал из страны через Финский залив. Карьеру он сделал в Швеции, где на одной из фирм усовершенствовал уже упоминавшийся проходческий щит.
Но по-настоящему внимание на подобные проекты обратили лишь в 1930-е годы. Первый подземный самоходный аппарат в те годы был создан советским инженером А. Треблевым, которому помогали в этом А. Баскин и А. Кирилов. Любопытно, что принцип работы своего устройства он во многом скопировал с действий известного строителя подземных нор – крота. До начала работ над проектом конструктор очень долго изучал биомеханику действий и движений животного под землей. Особое внимание он уделял лапам и голове крота, а уже затем на основе полученных результатов сконструировал свое механическое устройство.
Субтеррина Александра ТребелеваСтоит отметить, что, как и любой изобретатель, Александр Требелев был одержим своим детищем, но даже он не думал об использовании подземной субмарины в военных целях. Требелев считал, что субтеррину будут использоваться для рытья туннелей под коммунальные нужды, проведения геологоразведки, добычи полезных ископаемых. К примеру, его субтеррина могла подобраться к запасам нефти, протянув к ним трубопровод, который начал бы выкачивать черное золото на поверхность. Даже сейчас изобретение Требелева кажется нам фантастическим.
Субтеррина Требелева имела капсулообразную форма и двигалась под землей за счет бура, шнека и 4-х кормовых домкратов, которые толкали ее наподобие задним лапам крота. При этом подземной лодкой можно было управлять как снаружи – с поверхности земли с помощью кабелей, так и непосредственно изнутри. По тому же кабелю субтеррина должна была получать необходимое электропитание. Средняя скорость ее движения под землей должна была составить 10 метров в час. Однако из-за частых отказов и ряда недоработок данный проект был все-таки закрыт.
Согласно одной из версий ненадежность машины была доказана в результате проведения первых испытаний. Согласно другой версии – перед самой войной подземную лодку все-таки пытались доработать по инициативе будущего наркома вооружений СССР Д. Устинова. Если руководствоваться второй версией, то в 1940-е годы конструктор П. Страхов по личному заданию Устинова сумел доработать и усовершенствовать проект Требелева. При этом данный проект сразу же проектировался под военные цели, а субтеррина должна была действовать уже без связи с поверхностью. За 1,5 года удалось создать один опытный экземпляр. Предполагалось, что подземной лодке удастся проработать автономно под землей на протяжении нескольких дней. На это время лодка снабжалась необходимым запасом топлива, а экипаж, который состоял всего из одного человека, необходимым запасом кислорода, пищи и воды. Но завершить работу над данным проектом помешала Великая Отечественная война, при этом судьба опытного экземпляра подземной лодки Страхова теперь неизвестна.
Боевые траншеекопатели Великобритании Разрабатывались подобные проекты и в Великобритании. В этой стране их предполагалось использовать для рытья тоннелей на линии фронта. По таким тоннелям пехота и танки должны были внезапно выходить в расположение противника, избегая при этом прямого штурма наземных укреплений. Работы в этом направлении были обусловлены печальным английским опытом окопной войны во время Первой мировой. Приказ о разработке подземных лодок был отдан лично Уинстоном Черчиллем, который основывался именно на кровопролитном опыте штурма хорошо укрепленных позиции. К началу 1940 года предполагалось построить уже 200 таких подземных лодок. Все они обозначались аббревиатурой NLE (Naval Land Equipment – военно-морское и сухопутное оборудование). Для маскировки военного назначения создаваемых машин разработчики давали им свои названия: White Rabbit 6 («Белый кролик 6»), Nellie («Нелли»), Cultivator 6 («Культиватор 6»), No mans Land Excavator («Экскаватор без участия человека»).
Создаваемые в Англии траншеекопатели обладали следующими габаритами: длина – 23,47 метра, ширина – 1,98 метра, высота – 2,44 метра и имели по две секции. Главная секция была на гусеничном ходу. По своему внешнему виду она напоминала очень длинный танк, обладающий весом в 100 тонн. Передняя секция весила меньше – 30 тонн и могла рыть траншеи 2,28 метра шириной и 1,5 метра глубиной. Выкопанный машиной грунт конвейеры переносили на поверхность и откладывали по обе стороны от траншеи, образуя отвалы, высота которых составляла 1 метр. Скорость движения устройства составляла более 8 км/ч. После достижения заданной точки субтеррина останавливалась и преобразовывалась в платформу, предназначенную для выхода гусеничных средств из прорытой траншеи на открытое пространство.
Первоначально на данную машину собирались ставить один двигатель компании Rolls-Royce Merlin, развивавший мощность в 1000 л.с. Но затем из-за недостатка данных двигателей решили пойти на их замену. На каждую подземную лодку ставилось два двигателя Paxman 12TP, развивавших мощность в 600 л.с. каждый. Один двигатель приводил в движении всю конструкцию, а второй использовался для резака и конвейера в передней секции. Быстрое поражение Франции в войне и наглядная демонстрация современной войны моторов затормозили реализацию данного проекта. В итоге испытания субтеррин прошли только в июне 1941 года, а в 1943 году проект был закрыт. К этому моменту в Англии успели собрать 5 таких устройств. Все они после войны были разобраны, последний боевой траншеекопатель в начале 1950-х годов. Справедливости ради, стоит отметить, что английский проект хоть и оказался бесполезен, но был вполне реален. Другое дело, что все-таки это было лишь «извращенное» видение траншеекопателя, а не полноценная подземная лодка.
Субтеррины Германии Интерес к столь необычным проектом проявляли и в Германии. Перед Второй мировой войной субтеррины конструировались и здесь. В 30-е годы ХХ века инженер фон Верн (по другим данным – фон Вернер) получил патент на подводно-подземную «амфибию», которую она так и назвал – Subterrine. Предложенная им машина обладала возможностью двигаться как в воде, так и под земной поверхностью. При этом согласно расчетам фон Верна, при движении под землей его субтеррина могла развивать скорость до 7 км/ч. При этом подземная лодка была рассчитана на транспортировку экипажа и десанта в составе 5 человек, а также 300 кг. взрывчатки, это изначально был военный проект.
В 1940 году в нацистской Германии всерьез рассматривали проект фон Верна, такие устройства могли пригодиться в военных действиях против Великобритании. В планах разрабатываемой операции «Морской лев», которая предусматривала высадку немецких войск на Британские острова, нашлось бы место и подводно-подземным лодкам конструкции фон Верна. Его детища должны были незамеченными подплыть к берегам Великобритании и продолжить движение уже под землей по английской территории, для того чтобы затем нанести противнику внезапный удар в самом неожиданном для английских войск районе.
Немецкий проект Subterrine пал жертвой самонадеянности Геринга, который руководил Люфтваффе и считал, что сможет победить англичан в воздушной войне без какой-либо помощи. В итоге проект подземной лодки фон Верна так и остался в образе нереализованной на практике идеи, как, впрочем, и фантазии его знаменитого однофамильца – французского писателя Жюля Верна, задолго до появления первых проектов подземных лодок написавшего свой знаменитый роман «Путешествие к центру Земли».
Другой гораздо более грандиозный проект немецкого конструктора Риттера был с изрядной долей пафоса назван Midgard Schlange («Змей Мидгарда»). Такое необычное название проект получил в честь мифической рептилии – мирового змея, который опоясывал всю обитаемую землю. По задумке создателя его машина должна была передвигаться и над и под землей, а также по воде и под водой на глубине до 100 метров. При этом Риттер полагал, что под землей в мягком грунте его подземная лодка сможет развить скорость до 10 км/ч, в твердом грунте – 2 км/ч, по земной поверхности – до 30 км/ч, под водой – 3 км/ч.
Однако больше всего воображение поражают размеры этой огромной машины амфибии. Midgard Schlange задумывался создателем, как полноценный подземный поезд, который включал в себя большое количество вагонов-отсеков на гусеничном ходу. Каждый вагон имел в длину 6 метров. Общая длина такого подземного поезда составляла от 400 метров до 500 метров в самой длинной комплектации. Путь этой махине под землей должны были пробивать сразу четыре полутораметровых бура. Также в машине имелось 3 дополнительных буровых комплекта, а общий вес достигал 60 000 тонн. Для того чтобы управлять таким механическим монстром необходимо было 12 пар рулей и экипаж из 30 человек. Впечатляло и проектное вооружение огромной субтеррины: до двух тысяч 250-кг и 10-кг мин, 12 спаренных пулеметов и специальные подземные торпеды длиной 6 м.
Первоначально данный проект планировалось использовать для уничтожения стратегических объектов и фортификаций на территории Бельгии и Франции, а также для подрывной работы в английских портах. Однако в итоге этот бредовый проект сумрачного немецкого гения так и не был реализован в хоть каком-то приемлемом виде. Но некоторая техническая информация, касающаяся разрабатываемых в Германии подземных лодок, все же попала в конце войны в руки советских разведчиков.
Советский «Боевой крот»Еще одним полумифическим проектом разработки субтеррин является советский послевоенный проект под названием «Боевой крот». Непосредственно после завершения Второй мировой войны к реализации проекта по постройке подземных субмарин руководитель СМЕРШа В. Абакумов привлек профессоров Г. Бабата и Г. Покровского, они должны были работать с трофейными чертежами. Однако по-настоящему продвинуться в этом направлении удалось уже после смерти Сталина в 1960-е годы. Новому генсеку Никите Хрущеву понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Более того, о своих планах Хрущев заявил даже публично, возможно, у него были на то некоторые основания.
Об этой разработке известно мало, она упоминалась лишь в ряде книг на достоверность не претендующих. Согласно имеющейся информации, советская субтеррина «Боевой крот» должна была получить ядерный реактор. Подземная лодка обладала вытянутым цилиндрически корпусом из титана с заостренным концом и мощным буром в передней части. Размеры такой атомной субтеррины могли составлять от 25 до 35 метров в длину и от 3-х до 4-х метров в диаметре. Скорость движения аппарата под землей лежала в диапазоне от 7 км/ч до 15 км/ч.
Экипаж «Боевого крота» состоял из 5 человек. Помимо этого, данное устройство могло перевозить сразу до тонны различных грузов (вооружений или взрывчатки) или 15 десантников с их снаряжением. Предполагалось, что подобные подземные лодки будут успешно поражать подземные бункеры, фортификационные сооружения, командные пункты и стратегические ракеты шахтного базирования. Готовились такие аппараты и к решению особой миссии.
В случае обострения отношения между СССР и США по замыслу советского командования субтеррины могли быть использованы для нанесения полноценного подземного удара по территории США. При помощи советских подлодок субтеррины должны были быть доставлены к американскому побережью в районе сейсмически нестабильной Калифорнии, после чего пробуриться на американскую территорию и установить подземные ядерные заряды в районах, где располагались стратегические объекты противника. Предполагалось, что подрыв атомных мин может привести в действие мощное землетрясение и цунами, которые в случае чего можно было бы списать на обыкновенные природные катастрофы.
По некоторым сведениям, испытания советской атомной подводной лодки были проведены в разных грунтах – в Ростовской и Московской областях, а также на Урале. При этом самые сильные впечатления атомная субтеррина доставила участникам испытаний в уральских горах. «Боевой крот» легко проходил твердую скальную породу, уничтожая в конце учебную цель. Однако при проведении повторных испытаний произошла трагедия: субтеррина по неизвестной причине взорвалась, а ее экипаж погиб, вскоре после этого случая проект был закрыт.
Источники информации:
http://rg.ru/2015/03/21/subterrina-site.html
http://24smi.org/article/11468-proekty-sssr-podzemnaya-lodka.html
http://brodude.ru/neizdannye-shedevry-voennoj-promyshlennosti
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/484327.html