Близкий контакт второй степени
Одной из главных международных новостей последних дней стала прохладная встреча российского перехватчика и американского самолета-разведчика над Балтийским морем. Довольно рядовой эпизод для нынешних времен «холодного мира» пользуется в отечественных СМИ большим вниманием. Попробуем разобраться в этом вопросе, для начала кратко рассмотрим произошедшее.
Утром 7 апреля с английской авиабазы Милденхолл в очередной «рутинный полет в международном воздушном пространстве» (цитата МО США) отправился находящийся в командировке из родной Небраски RC-135U. RC-135U «Combat Sent» — один из большого семейства электронных разведчиков на базе транспортных С-135. Самолеты физически немолодые, производства 1960-х гг., но регулярно обновляют разведывательное оборудование, и в их эффективности у экспертного сообщества сомнений нет. Конкретно модификация RC-135U (уточним – она была озвучена так же в заявлении спикера Пентагона) в первую очередь специализируется на сборе информации о радиолокационной сети противника, анализе структуры ПВО. То, что один из двух находящихся сейчас на службе разведчиков уделяет свое внимание ПВО Калининградского особого района ВС РФ свидетельствует о непраздном любопытстве к его усилению и насыщению современной техникой. По поводу того, что «рутинный полет» ставил собой задачу вскрытие российской ПВО в регионе, вопросов быть не может.
При подходе к Калининграду со стороны моря, севернее Польши, RC-135U был обнаружен российскими РЛС. Далее следует один из наиболее интересных моментов во всей этой истории: российские военные отдельно заявили, что разведчик следовал с выключенным транспондером — радиопередатчиком, сообщающим методом вторичной радиолокации позывные самолета и параметры его полета, на этом основывается все современное управление гражданским авиадвижением. Пикантность этому придает то, что именно в полетах разведывательных самолетов с выключенными транспондерами западные страны регулярно обвиняют российские ВВС.
Однако ресурс Flightradar24 заявил в твиттере агентству Russia Today, что самолет летел с включенным транспондером и привел его код — AE01D5, бортовой номер самолета (64-14849) и позывной (TELEX97). История полетов AE01D5 на сайте Flightradar24 отсутствует, что можно объяснить как рутинным удалением за давностью, так и другими обстоятельствами.
Причин огульно обвинять авторитетный ресурс в сокрытии фактов или подлоге, впрочем, нет. Скорее всего, большую часть пути до российской границы RC-135U действительно летел «вежливо», с включенными передатчиками, не создавая лишних проблем гражданскому движению. А вот с подходом к объекту разведки ситуация складывается другая – электронный разведчик, занимающийся сбором информации о РЛС, должен спровоцировать максимально интенсивную их работу, желательно «на себя». Если при подлете он будет сигналами своих передатчиков сообщать, кто он (индивидуальные коды транспондеров находятся в открытом доступе, любой желающий может «погуглить» например его AE01D5) и свое местоположение, то наивно ожидать от ПВО бурной активности. Так что логика подсказывает, что дабы не прожигать государственный керосин попусту, на подходе к зоне действия калининградских РЛС RC-135U свой транспондер отключил. Практика эта общемировая – в нейтральном воздушном пространстве принудить военные самолеты что-то делать законно нельзя, нормам ИКАО они не подчиняются. Считается, что они должны сами делать все необходимое для обеспечения безопасности гражданских полетов.
Итак, по направлению к российскому воздушному пространству следует неопознанный самолет. Обнаружен он был в 13:18 по московскому времени, разумеется заведомо – такая крупная машина без каких-либо мер снижения заметности обнаруживается с земли на расстоянии более 300 км. На перехват с целью визуального опознавания и идентификации вылетел Су-27. Это стандартная процедура – основная задача базирующихся на ротационной основе в Прибалтике самолетов НАТО – как раз перехват и визуальное опознавание российских самолетов. Зачастую после сообщения на базу государственной принадлежности, бортового номера неизвестного самолета перехватчик возвращается на аэродром, а цель перехвата продолжает полет по своим делам.
В этот раз ситуация сложилась не так дружелюбно. Похоже, что после того как гость был опознан как электронный разведчик RC-135U «Combat Sent» ВВС США, командование дало перехватчику команду сорвать задание американца. Су-27 начал оказывать давление на разведчика – облетать с разных сторон, сближаться на минимальное расстояние. Пентагон заявил о сближении на дистанцию около шести метров – это крайне малая дистанция, размах крыла Су-27 в два с лишним раза больше. Кроме того, есть и другие способы насолить – истребитель может обогнать крупный самолет и задержаться непосредственно перед его носом. Попадание в возмущенный поток воздуха немногим приятнее воздушных ям.
Разумеется, ни о каком методичном, практически медитативном, многочасовом курсировании вдоль границ и сборе информации не могло быть и речи. Да, у перехватчика вскоре кончится топливо, но у русских явно готовится к взлету смена. Поняв, что поработать в этот раз не дадут, «Combat Sent» развернулся в Англию. Су-27, сразу после этого, не пытаясь более мешать американцу, также отправился домой.
Американская сторона, после нескольких дней обдумывания произошедшего, 10 апреля все же выразила протест «непрофессиональным действиям российского летчика, опасно близко сблизившимся с американским самолетом, что могло привести к катастрофе». Интерпретация довольно странная, учитывая, что летчик Су-27 как раз выполнил свою задачу профессионально – не допустил разведывательного полета, не причинив вреда иностранному самолету в нейтральных водах. Интересно, что аналогичное происшествие с теми же участниками (RC-135U против Су-27) имело место почти ровно год назад – 23 апреля 2014 г, но над Охотским морем. Да и вообще подобные события довольно рутинны, вызывают интерес в первую очередь любителей авиации, а для широкой публики в иное время прошли бы незамеченные.
Однако дальнейшая «битва заголовков» в СМИ была достойна нашего непростого времени. За рубежом вещали о том, что «русский Су-27 почти столкнулся с американским военным самолетом в нейтральном воздушном пространстве». Все это, разумеется, – проявление двойных стандартов: когда приходится перехватывать русский разведчик, то виновата Россия, когда русские перехватывают американский – виновата она же.
В России в это время праздновали великую победу в воздухе. Телеканал «Россия 1» сообщил, что «на подлете к России наш истребитель перехватил американский самолет-разведчик» (влетать в воздушное пространство разведчик, конечно, и не думал), РИА Новости победно вещали об «адекватном приеме шпиона, следовавшего без опознавательных знаков» (что довольно комично, если взглянуть на RC-135, на котором надпись U.S. AIR FORCE чуть меньше по размерам, чем сам Су-27). Из довольно вялого протеста раздули то, что американцы в целом и экипаж RC-135 в частности были напуганы чуть ли не до смерти. Учитывая, что такие эпизоды у них на службе случаются с завидной периодичностью (и не только с нами, но и с китайцами), чего им пугаться – неясно.
Хочется пожелать оппонентам с обеих сторон меньше эмоциональности и не заниматься раздуванием из мухи слона. Это рядовой эпизод, которых не счесть, и которые будут такие случаться в обозримом будущем все чаще и чаще. Присутствие ВВС США в Европе в рамках операции «Atlantic Resolve» впервые со времен распада СССР нарастает, а Россия активизирует военное строительство в своем анклаве-Калининграде и во вновь обретенном Крыму.
Близкие встречи будут частыми. По поводу прошедшей 7 апреля над Балтикой российская общественность может чувствовать глубокое удовлетворение мастерством летчика своих ВВС.
Источник новости Источник: posthunt.net.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 770
Рейтинг поста:
А если бы не было "слона", то не было бы такой интересной статьи с подробным разбором происшествия. - Спасибо автору.
--------------------