Российский истребитель Су-27 в небе над Балтикой опасно сблизился с американским самолетом-разведчиком RC-135. По некоторым данным, между ними было всего шесть метров. В Пентагоне говорят о непрофессионализме российского летчика, пошедшего на перехват. В Минобороны России парируют: не стоило американцам летать с выключенным радиопередатчиком. Обвинения в непрофессионализме также не остались без ответа.
Официальный представитель Минобороны США Эйлин Лейнез заявила в субботу, что российский истребитель Су-27 опасно приблизился в воздухе к американскому самолету-разведчику RC-135. Инцидент, по ее словам, произошел еще 7 апреля «при выполнении обычного полета в международном воздушном пространстве», когда американский борт был «перехвачен
«Соединенные Штаты ставят вопрос об этом инциденте перед Россией по соответствующим дипломатическим и официальным каналам», - доложила она.
Сетевое Washington Free Beacon со ссылкой на сотрудников Пентагона пишет, что «российский истребитель подлетел на расстояние до 20 футов (примерно шесть метров)» к американскому борту. По данным журналистов, неизвестно, какое задание выполнял RC-135, но «его положение позволяло следить за российской военной деятельностью на западе России и в Калининграде».
«RC-135 - это модернизированная военная модификация Boeing-707, которую можно приспособить для сбора нескольких типов разведданных, включая фото, ядерный мониторинг и электронный шпионаж, - поясняет американское издание. - Вариант RC-135U, с которым во вторник чуть не произошло столкновение, имеет кодовое наименование Combat Sent и занимается перехватом электронных сигналов и радиолокационного излучения со стороны противника».
Отметим, что реакция российского Минобороны последовала незамедлительно.
Официальный представитель ведомства генерал-майор Игорь Конашенков рассказал, что американский самолет-разведчик летал у российских границ с выключенным транспондером, что и заставило принять соответствующие меры.
По словам Конашенкова, 7 апреля в 13:18 по московскому времени дежурными силами российского ПВО над акваторией Балтийского моря была обнаружена неизвестная воздушная цель, которая «уверенно направлялась в сторону российской государственной границы». Из состава дежурных сил был поднят Су-27, который подлетел к неизвестному летающему объекту и действительно несколько раз облетел вокруг него. Тогда же объект был идентифицировал как самолет-разведчик RC-135U ВВС США.
«Хочу подчеркнуть, что полет RC-135U ВВС США к российским границам выполнялся с выключенным транспондером, о котором так любят в последнее время заявлять наши натовские коллеги. Что же касается оценки профессионализма наших пилотов, то это - компетенция исключительно российского командования. Да и «обычные» полеты американские разведывательные самолеты могут выполнять только у границ США», - сказал представитель Минобороны России.
«После облета американского разведчика российским истребителем самолет ВВС США изменил курс и ушел от российской границы. В ходе облета американского разведчика никаких внештатных ситуаций не было», - добавил Конашенков.
В свою очередь,
глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил, что США в принципе должны прекратить истерию по поводу полетов российской боевой авиации. «В связи с инцидентом над Балтикой (с истребителем Су-27) надо помнить об одной детали: Россия страна балтийская, а США нет. Если же нам будут говорить, что речь идет о международном пространстве, ответ один - перестаньте истерить по поводу аналогичных российских полетов, выдавая их за агрессию и демонизируя Россию», - сказал он.
Отметим, что генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг ранее заявлял, что все самолеты НАТО включают транспондеры. А главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев отмечал, что полеты с выключенными транспондерами осуществляются именно для того, чтобы «не демаскировать» себя.
НАТО не впервые жалуется на возросшую активность российских боевых самолетов. Так, в конце января Столтенберг заявил, что воздушные силы альянса вылетали на перехват российских боевых самолетов по итогам 2014 года более 400 раз - это в четыре раза больше, чем годом ранее.
Главнокомандующий силами НАТО в Европе американский генерал Филипп Бридлав в ноябре прошлого года также заявлял о росте активности российских ВВС, отмечая, что они используют более сложный боевой строй и большее число машин, а также залетают несколько дальше, чем обычно.
После начала украинского кризиса подобные сообщения стали появляться едва ли не каждую неделю с источниками и из США, и из других стран НАТО.
Так, в феврале этого года в воздух были подняты два британских истребителя Typhoon, которые, по данным местных СМИ, «сопроводили» пролетающие российские стратегические бомбардировщики Ту-95.
В январе власти Великобритании даже вызывали в МИД посла России в Лондоне Александра Яковенко по поводу похожего случая, связанного с пролетом российских военных самолетов над Ла-Маншем. Тогда же выяснилось, что речь шла о международном воздушном пространстве и российская сторона ничего не нарушала.
Даже генсек НАТО Йенс Столтенберг подтверждал, что россияне не нарушают международных норм. И представители Минобороны России неоднократно заявляли, что все полеты выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, не нарушая границ никаких других государств.
По словам замминистра обороны России Анатолия Антонова, полеты российских стратегических бомбардировщиков за пределами страны – это демонстрация возможностей Вооруженных сил страны.
«Это нормальная практика, мы не нарушаем никаких договоренностей», - подчеркнул он в очередной раз.
2 марта министр обороны России Сергей Шойгу пообещал продолжение полетов Дальней авиации по всему миру.
А представитель России при НАТО Александр Грушко ранее обращал внимание на то, что альянс и сам вовсю наращивает военное присутствие в Восточной Европе, в том числе, проводя в регионе учения с участием американской стратегической авиации. А подобные действия в рамках усиления восточного фланга НАТО, чреваты, по его словам, «серьезными рисками военных инцидентов».