Агентство по противоракетной обороне было основано во время правления администрации Рейгана. Его штат насчитывает 8800 сотрудников, а бюджет составляет около $8 млрд в год.
Противоракетный комплекс подвижного наземного базирования THAAD, оберегающий военных на поле боя, и GMD (наземная система ПРО на маршевом участке полета) призваны оборонять территорию США от ракет большой дальности. Все четыре неудачные программы, описанные выше, были призваны укрепить GMD.
Оборонительная концепция США в части массированного ракетного удара по-прежнему строится на так называемой политике сдерживания. Данное понятие сложилось в годы холодной войны и подразумевает, что удар по США будет нанесен ракетами без ядерных боеголовок, поскольку потенциальный противник будет опасаться разрушительного ответа.
GMD предназначена для защиты от ограниченного нападения со стороны менее серьезного противника, например, Северной Кореи или Ирана. Основной ее целью является уничтожение вражеских боеголовок в полете.
Проект GMD является детищем администрации Клинтона. Его развитие было ускорено во времена Буша, который приказал Пентагону создать начальный набор возможностей противоракетной обороны для защиты территории США к 2004 году.
Для достижения поставленной цели тогдашний министр обороны Дональд Рамсфельд разрешил Управлению противоракетной обороны закупать новую технику без традиционных предварительных проверок. В результате противоракеты были развернуты до того, как их поражающие устройства и другие ключевые компоненты прошли испытания на надежность.
Несмотря на свои недостатки, ПРО была запущена в 2004 году. В девяти испытаниях, проведенных с тех пор, система успешно перехватила макеты вражеских ракет только четыре раза.
При этом специалисты не уверены, что система способна отличить ракеты от космического мусора и других безопасных предметов. Мощный точный радар является ключом к эффективной противоракетной обороне, и без него система не сможет различать реальную угрозу от мнимой.
В случае нападения РЛС также должны предоставить немедленную, точную оценку предпринятых контрмер - подтвердить уничтожение ракет противника. Эксперты в области обороны говорят, что без этой информации GMD может быстро исчерпать ограниченные запасы перехватчиков: их четыре на базе Ванденберг и еще 26 на базе Форт-Грили.
Существующие радары раннего предупреждения на Аляске, Калифорнии, в Великобритании и Гренландии, а также на военных кораблях предоставляют необходимый минимум информации. Но их диапазон ограничен, и они недостаточно сильны, чтобы определить, являются приближающиеся объекты пустышками или боевыми ракетами.
У радиолокационной станции X-диапазона достаточно мощности. Ее короткие волны находятся в Х-диапазоне спектра радиоволн, что позволяет получать детальные изображения, и, таким образом, лучше различать цели.
Планы противоракетной обороны, составленные во времена администрации Клинтона, предусматривали создание целых девяти наземных X-радаров, в дополнение к радарам раннего предупреждения. Они должны были обеспечить полный охват Атлантического и Тихого океанов.
В 2002 году, столкнувшись с приказом Буша развернуть ПРО к 2004 году, сотрудники Агентства по противоракетной обороне решили не создавать несколько радаров X-диапазона на суше, а построить вместо них один морской.
Вначале его предполагалось установить на Алеутских островах - идеальном месте для обнаружения северокорейских ракет, а при необходимости - перемещать.
Так родился радар Х-диапазона морского базирования SBX.
Чрезвычайно мощная соломинка
Спроектированная инженерами «Боинга» конструкция предусматривала размещение огромного радара на вершине специально модифицированной буровой платформы. Агентство по противоракетной обороне приобрело платформу у норвежской компании в 2003 году и отбуксировало через Атлантику на верфь в Браунсвилл, штат Техас. Там платформа была оснащена новой двигательной системой, вертолетной площадкой и жилыми отсеками для экипажа в 100 человек. Кран поднял радар, разместив его жемчужно-белый защитный купол на верху платформы. Полупогружная структура оказалась высотой с 26-этажное здание и почти 400 метров в длину. Ее вес составил 50.000 тонн.
Оберинг и его предшественник на посту директора ракетного агентства сообщил конгрессу, что SBX будет введена в эксплуатацию к концу 2005 года, однако этому прогнозу не суждено было сбыться. SBX соответствует стандартам для коммерческих судов, но представители агентства не приняли во внимание то, что к судам, предназначенным для работы в опасных условиях Алеутских островов, предъявляются более строгие стандарты. Управлению пришлось потратить десятки миллионов долларов, чтобы укрепить SBX и сделать его устойчивым к ожесточенным штормам, характерным для порта приписки: Адак на Аляске известен как "родина ветров".
Эту работу Боинг завершил в сентябре 2007 года, установив на платформу восемь 75-тонных якорей, после чего сотрудники Агентства по противоракетной обороне горячо заговорили о технических возможностях SBX.
"Это самый мощный радар в своем роде в мире, и он наделит GMD высокоразвитой системой обнаружения и возможности идентификации целей", - сказал Оберинг на заседании оборонного подкомитет Сената 10 мая 2006 года. На слушаниях в Сенате 11 апреля 2007 года Оберинга спросили о способности GMD отличать вражеские ракеты от обманок. Он ответил, что SBX станет для США "огромным подспорьем" в этом отношении. Чтобы обосновать свою точку зрения, Оберинг заявил - SBX способен увидеть 3-дюймовый объект с другого конца континента: "Если бы мы поместили его в Чесапик-Бей, то могли бы различать и отслеживать объект размером с бейсбольный мяч над Сан-Франциско". Впоследствии оказалось, что SBX не способен сделать то, о чем говорил генерал, если только бейсбольный мяч не находится на высоте 1400 метров над Сан-Франциско.
"SBX чрезвычайно мощная соломинка, но искать с его помощью приближающиеся ракеты крайне непрактично", - заявил Харви Линч, физик из Национальной академии наук. В случае нападения наземные радары раннего предупреждения, в теории, выявят определенную точку в небе, на которую должен прицелиться SBX. Однако в боевых условиях SBX не сможет сделать этого достаточно быстро.
"Ограничения SBX делают его непригодным для обеспечения противоракетной обороны", - согласен с коллегой физик и инженер РЛС Дэвид Бартон.
Рональд Кадиш, руководивший Агентством противоракетной обороны с 1999 по 2004 годы, защищал решение о разработке SBX, утверждая, что его создание в "четыре или пять раз" дешевле, чем установка наземных X-радаров. Другим важным преимуществом SBX Кадиш, отставной генерал-лейтенант ВВС, считает то, что морские РЛС могут быть созданы гораздо быстрее наземных.
В то же время Национальная академия в своем обзоре отмечала, что управление "необоснованно ставит под угрозу" реализацию проекта ПРО, пренебрегая постройкой дополнительных наземных радаров X-диапазона. В 2011 году к аналогичному выводу пришла и научная группа Пентагона. Чтобы залатать образовавшуюся дыру в обороне, США установили одну наземную РЛС X-диапазона в Японии, еще одна появилась в 2014 году. Два радара способны оперативно обнаруживать запуски ракет из Северной Кореи, однако около трети из них могут не попасть в поле зрения радаров.
По словам Бартона, чтобы американские ракеты-перехватчики могли сбить вражеские ракеты, РЛС США должны отслеживать их с момента запуска, «от колыбели до могилы». Одна из основных функций SBX и заключается в обеспечении безопасности страны совместно с системой ПРО. Радар должен отслеживать вражеские ракеты и направлять ракеты-перехватчики.
Однако в испытаниях радар не оправдал возлагавшихся на него надежд. Во время учений в 2007 году "SBX продемонстрировал аномальное поведение", требуя "настроить программное обеспечение", говорится в докладе Пентагона, составленном по результатам эксплуатационных испытаний. SBX провалил испытания, не сумев выполнить ни одного теста. В испытаниях 2010 года, целью которых было сбить ракету, стартовавшую с Маршалловых островов, SBX также оказался единственным радаром, который "продемонстрировал неадекватное поведение", в результате чего перехват оказался неудачным, сообщает отдел оценки Пентагона.
Независимые эксперты, присутствующие на тех учениях, считают, что SBX принял неизрасходованное ракетное топливо или какие-то другие фрагменты за ракету-мишень.
В прошлогоднем испытании ракеты-перехватчики смогли уничтожить цель, но управляющей системой был не SBX.
В 2009 году тогдашний министр обороны Роберт Гейтс отбросил идею по отправке SBX к Корейскому полуострову для контроля за ходом северокорейских испытаний. Гейтс сказал, что значимость миссии не может оправдать требуемых расходов, а те оценивались в десятки миллионов долларов.
Два года спустя Агентство по противоракетной обороне передало SBX военно-морскому флоту. Но уже военно-морской флот Тихоокеанского командования стал настаивать на обширной модификации радара, так как оборонный класс SBX не дотягивал до уровня боевых судов. Стоимость проекта была оценена в несколько десятков миллионов долларов.
SBX никогда не швартовался на специально построенный для него причал на Аляске. В 2012 году он был понижен до "ограниченной поддержки в тестовом режиме".
В 2013 году радар простоял в Перл-Харборе более восьми месяцев.
На сегодняшний день SBX обошелся налогоплательщикам в $2,2 млрд.
Недавно правительство США начало изучать предложения по новой РЛС, которая бы позволила реализовать задачи, возлагавшиеся на SBX. Планируется, что он будет установлен на Аляске к 2020 году, а его ориентировочная стоимость составит еще $1 млрд.
На что еще впустую потратило деньги Агентство противоракетной обороны США
• Лазер воздушного базирования.
Лазером планировалось оснастить эскадрилью модернизированных Boeing 747, и с помощью лазерных лучей уничтожать вражеские ракеты вскоре после запуска, прежде чем те выпустят приманки. Оказалось, лазеры не могут поражать цели на достаточных расстояниях, так что самолеты должны летать внутри или вблизи границ противника непрерывно. Программа была отменена в 2012 году, после десяти лет испытаний. Ее стоимость - $5,3 млрд.
• Противоракета для кинетического перехвата.
Ракета для стрельбы с земли или моря, была создана для уничтожения вражеских ракет на ранней стадии полета. Перехватчик был слишком длинным и не помещался не только на военных кораблях, но и на наземных пусковых установках. Кроме того, противоракету необходимо было расположить слишком близко к цели, и он, разумеется, оказывался в уязвимом положении. Программа была закрыта в 2009 году, после шести лет разработки. На нее было потрачено $1,7 млрд.
• Миниатюрные противоракеты.
В 2007 и 2008 годах Агентство по противоракетной обороне разрекламировало проект как «трансформационную программу» и рентабельный «мультипликатор силы». Миниатюрные перехватчики должны были уничтожать вражеские ракеты вместе со всеми приманками. После четырех лет разработки подрядчики агентства так и не провели ни одного испытательного полета, программа была отложена. Ее стоимость около $700 млн.