В прошлую пятницу США опубликовали обновленную версию единой «Стратегии военно-морского сотрудничества в 21 столетии» (CS-21). Одним из главных поводов для критики предыдущей версии были сложности с определением места Китая и России в рамках Стратегии. Китай продолжает наращивать мощь своего военно-морского флота и явно предпринимает некоторые меры наступательного характера в Восточно-китайском и Южно-китайском морях. Россия в течение последних лет вторгалась в Грузию и Украину и, в сущности, аннексировала часть территории обеих стран. Какова же логика включения этих стран в программу сотрудничества?
Фактически, «Стратегия сотрудничества» – это стратегия защиты либерального мирового экономического порядка. Версия 2015 года, как и предыдущая, изданная в 2007-м, предусматривает оперативное использование морских ведомств США (ВМС, Корпус морской пехоты и береговая морская пограничная служба) для обеспечения международной безопасности в море. Главным образом, это подразумевает борьбу против тех людей, которые характеризуются как «враги всего человечества», включая пиратов, разбойников и террористов, а также предотвращение и ликвидация последствий гуманитарных катастроф.
Документ оказался не столь успешным в части описания конфликта между великими державами в морском пространстве. Даже если две страны признают возможность достижения позитивных результатов морского сотрудничества, конфликт может возникнуть вследствие соперничества за обладание ресурсами, а также из-за обеспокоенности в связи с потенциальной уязвимостью. Кроме того, некоторые страны не придают большого значения стабильности и безопасности в морских пространствах.
Россия и Китай представляют собой источники наибольшей потенциальной угрозы либеральному мировому порядку, подразумеваемому Стратегией, который более или менее обеспечивается с 1949 года. Кроме того, Китай впервые в своей истории оказался в значительной степени зависим от своих позиций на море. Существует более чем достаточно признаков, что китайцы это вполне осознают. Военно-морские силы Китайской Народно-освободительной Армии – это не только Северный флот, предназначенный в основном для патрулирования атомных подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами и противостояния контролю НАТО в Северной Атлантике. Они могут со временем превратиться в настоящий океанский флот, способный защищать китайскую торговлю и распространять влияние Китая по всей Азии и за ее пределами.
Что касается России, здесь ситуация иная. Несмотря на то, что США со скептицизмом воспринимает определенные географические факторы, безусловно, морские интересы для России имеют гораздо меньшее значение, чем для США или Китая. Россия получает меньше преимуществ от стабильной системы сотрудничества в морской сфере и может быть заинтересована в ассиметричных возможностях для подрыва этой системы.
Короче говоря, Россия обладает возможностью играть роль нарушителя стабильности, поскольку Москва понимает, что остальные игроки гораздо больше заинтересованы в морском пространстве. Пекин, напротив, нуждается в созданной Америкой системе мирового порядка на море. В то время как Китай может приложить усилия, чтобы занять в этой системе более значительное место, это гораздо менее вероятно, чем попытка России «смешать фигуры на доске».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+