Вскоре после появления ядерного оружия у военных появился соблазн испытать его разрушительное действие на боевых кораблях. К октябрю 1945 года в США был разработан план ядерной бомбардировки эскадры. Главной задачей операции, впоследствии получившей название Crossroads (операция “Перекрестки”), было доказать стойкость кораблей перед поражающими факторами ядерного оружия, тем самым подчеркнув престиж флота и опровергнув обвинения в бессилии моряков в условиях нового времени.
В отличие от обычных построек и наземной техники, крупные боевые корабли продемонстрировали исключительную стойкость к ядерному огню. Грандиозные стальные конструкции массой в тысячи тонн оказались малоуязвимы к поражающим факторам ядерного оружия.
Основной причиной гибели кораблей на Бикини оказались не столько сами взрывы, сколько отсутствие всякой борьбы за живучесть (ввиду отсутствия на борту экипажей). Никто не тушил пожары, не заделывал пробоины и не откачивал воду. В результате корабли, простояв по нескольку дней, недель и даже месяцев, постепенно заполнялись водой, переворачивались и уходили на дно.
Сам вид гигантского водяного столба на месте взрыва производил, несомненно, пугающее впечатление. Однако все последующие события так или иначе опровергают распространенные представления об абсолютной разрушительной мощи ЯО.
Самурайские страдания“Я помню вершину холма. Ветку вишни в руке. И в лучах заходящего солнца...” Смерть японского линкора “Нагато” достойна страниц кодекса Бушидо. Выдержав два страшных удара (воздушный взрыв “Эйбл” и, спустя три недели, подводный “Бейкер”) он тихо опрокинулся в ночь на 29 июля 1946 г. Ночная мгла скрыла смерть самурая от глаз надменных врагов.
Во время первого взрыва “Нагато” находился на расстоянии менее 900 метров от эпицентра (мощность составила 23 килотонны), однако толстокожий Левиафан отделался лишь умеренными повреждениями. Обуглилась краска на бортах, деформировались легкие конструкции надстройки, вспышкой убило “орудийную прислугу” на верхней палубе. Однако, потерей боеспособности это ему не грозило. Поднявшаяся на борт “Нагато” группа специалистов, в порядке эксперимента, запустила один из котлов в машинном отделении, который проработал без остановки в течении последующих 36 часов. Корабль сохранил плавучесть, ход, энергообеспечение и возможность ведения огня главным и средним калибром!
Второй взрыв прогремел под водой в 690 метрах по правому борту, причинив “Нагато” страшные повреждения в подводной части — громадные пробоины, через которые внутрь врывались бушующие потоки воды!
Что расскажут те, кто наблюдал за смертельной агонией линкора?
Сразу же после взрыва был зарегистрирован “опасный” крен в 2° на правый борт. К вечеру затопления отсеков приняли “необратимый характер”, крен увеличился до невероятных 8°.
Позже специалисты установят, что для создания крена в 8° в “Нагато” должно было влиться не менее 700 тонн забортной воды (1,5% от его полного водоизмещения!).
700 тонн за прошедшие с момента взрыва 10 часов означают, что средняя скорость поступления воды составляла ~70 тонн в час.
Иначе говоря, второй по счету ядерный взрыв (23 килотонны) в непосредственной близости от линкора, повлиял на него чуть более чем никак. 70 тонн в час — аварийная партия смогла бы устранить такую проблему в самое короткое время. В годы войны меньшие по размеру корабли принимали за считанные минуты внутрь корпуса по 2-3 тысячи тонн воды, однако их экипажам удавалось справиться с ситуацией, спрямить корабль и благополучно вернуться в базу.
В отличие от БЧ торпеды, ядерный взрыв не смог разрушить ПТЗ линкора и повредить водонепроницаемые переборки в глубине корпуса. Сильный гидродинамический удар лишь выбил часть заклепок и расшатал литы обшивки в подводной части, что стало причиной открывшихся мелких течей, которые изначально не угрожали плавучести корабля.
Если бы на борту “Нагато” находилась даже небольшая команда моряков, регулярно спрямляющая крен контрзатоплением отсеков противоположного борта, то даже без откачки воды, линкор бы тонул на ровном киле не четыре дня, а минимум несколько месяцев.
В реальности крен на правый борт постепенно возрастал. Через четверо суток никем не управляемый корабль “черпнул” воды через отверстия в палубе и верхней части борта и быстро пошел ко дну.
Да, стоит обратить внимание еще на одну важную деталь. К моменту отправки на заклание, “Нагато” (единственный уцелевший ЛК императорского флота) уже давно представлял ржавое решето, вдоль и поперек изрешеченное американскими бомбами. Нет никаких сомнений в том, что никто не стал бы всерьез заниматься ремонтом и исправлением повреждений, полученных “Нагато” в последние месяцы войны. Приговоренный к смерти линкор прошел лишь временный ремонт, чтобы не затонуть по пути на атолл Бикини.
“Он утонул”Второй испытуемый прибыл на Бикини с другого конца света. Тяжелый крейсер “Принц Ойген” (как и его однокашники ТКР типа “Адмирал Хиппер”), считался провалом немецкого кораблестроения, и таковым, несомненно, был на самом деле. Крупный, сложный и предельно дорогой корабль. При этом слабо вооруженный и плохо защищенный, с “размазанной” по всей площади борта тонкой броней.
Однако, даже это “вундерваффе” продемонстрировало удивительную стойкость к ядерному оружию.
"Принц Ойген" готовится к "последнему параду"
Взрыв первой бомбы лишь ободрал краску на обращенном ко взрыву борту и сорвал радиоантенну на вершише грот-мачты. Сам крейсер находился в тот момент на значительном удалении от эпицентра, на расстоянии 1600 метров, поэтому неудивительно, что он перенес взрыв без серьезных последствий.
Когда рассеялись брызги и водяной туман после второго, подводного взрыва “Бейкер”, обугленная коробка крейсера по прежнему возвышалась над потревоженной лагуной атолла. Повреждения в подводной части были настолько серьезны, что корабль стоял без крена и даже не пытался тонуть.
Дезактивация ТКР "Принц Ойген"
Что произошло с крейсером, отчего он в конце концов утонул? Эта история полна загадок. В известной монографии В. Кофмана говорится, что в результате серии взрывов “Принц Ойген” не утонул, получил столь высокую дозу радиации, что сделало невозможным нахождение людей на его борту. Крейсер не могли деактивировать в течении нескольких месяцев. Американцы отбуксировали “Принц” на атолл Кваджалейн с целью дальнейшего использования в качестве мишени при проведении ядерных испытаний. Наконец, спустя пять месяцев, 21 декабря остановились водооткачивающие насосы и последний из германских тяжелых крейсеров загнулся на рифах атолла Кваджалейн.
Но неужели все так и было на самом деле?
Известно, что для деактивации кораблей (даже тех, кто в момент взрыва находился гораздо ближе к эпицентру) потребовалось всего несколько дней. Спустя неделю по их палубам уже бродили целые комиссии экспертов, занимавшихся оценкой полученных повреждения. С чего бы “Принц” получил такую высокую дозу радиации, что не мог быть дезактивирован
в течении пяти месяцев?
На палубе крейсера "Пенсакола" спустя 8 дней после взрыва (650 метров от эпицентра). О принятых мерах радиационной безопасности свидетельствует одежда присутствующих.
Что означает фраза “водооткачивающие насосы остановились”? Для их работы необходима электроэнергия, а значит — наличие людей в машинном отделении. Как это вяжется со словами про “невозможность дезактивации”?
Зачем вообще проводит тщательную дезактивацию корабля, который предназначен для дальнейших ядерных испытаний?
Логическим объяснением может быть следующее. Раны старого “Принца” оказались ничтожны и не представляли никакой опасности для корабля. Его полная дезактивация не проводилась, в связи отсутствия в этом какого-либо смысла. Трофейный немецкий крейсер отбуксировали на Кваджалейн и оставили без всякого присмотра, где его корпус медленно, в течении нескольких месяцев, заполнялся водой, пока не опрокинулся и не затонул.
Японский легкий крейсер “Сакава” погиб еще во время первого взрыва. Разумеется, погиб он не мгновенно, испарившись от мощной вспышки. “Сакава” тонул в течение суток, пока окончательно не скрылся под водой. Ударной волной у него была разрушена надстройка, поврежден корпус и проломлена корма. На борту бушевал многочасовой пожар.
А все потому, что “Сакава” стоял в 400 метрах от эпицентра...
Прогремевший неподалеку от места его затопления, второй взрыв “Бейкер” разметал обломки крейсера по всему дну лагуны.
В ходе испытания “Бейкер” был потоплен линкор “Арканзас”. До сих пор неизвестно, что происходило с линкором в последние секунды. Гигантский водяной столб скрыл его от глаз наблюдателей, а когда брызги рассеялись, линкора уже не было. Позже водолазы найдут его лежащим ничком на дне, погребенным под слоем осевшего ила.
В момент взрыва “Арканзас” находился всего в 150 метрах от эпицентра.
Находившая в километре от этого места, подводная лодка “Дентьюда” отделалась лишь легким испугом. Спустя месяц она прибыла своим ходом в Перл-Харбор и была вновь возвращена в строй. Впоследствии, “Дентьюда” использовалась в качестве учебной подлодки до конца 60-х гг.
Три лодки, благополучно вернувшиеся с Бикини. Крайняя слева — USS Dentuda (SS-335)
Испытания на Бикини показали, что подводные лодки мало восприимчивы к ядерному оружию килотонной мощности (такому, как бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки). Их прочные корпуса, спроектированные с учетом давления воды на глубинах в сотни метров, можно повредить лишь при очень близком подрыве ядерного фугаса. Даже находившаяся в 400 метрах от эпицентра подлодка “Скейт” отделалась только разрывами легкого корпуса и повреждением рубки. Несмотря на полученные увечья, прочный корпус повреждений не получил и “Скейт” смогла своим ходом вернуться в Перл-Харбор.
Напоследок — главный десерт.
Что же случилось с участвовавшими в испытаниях авианосцами “Индепенденс” и “Саратога”? А ничего хорошего: в силу их специфики, авианесущие корабли весьма восприимчивы к малейшим повреждениям, делающим невозможной взлет и посадку самолетов. А размещенная на верхней палубе авиатехника самая является источником повышенной опасности (керосин, боеприпасы).
В результате, оба авианосца оказались выведены из строя.
Однако, даже в истории с “Индепенденсом” и “Саратогой” есть немало интересных моментов. Прежде всего, их сильнейшие повреждения были вызваны их близким расположением к эпицентру (в ходе второго испытания “Саратога” стояла всего в 400 метрах). Стоит обратить внимание еще на один интересный факт: основные повреждения они получили спустя много часов после ядерного взрыва, когда никем неконтролируемые пожары добрались до погребов боезапаса и авиатоплива. Корабли стали типичными жертвами отсутствия борьбы за живучесть.
Первый воздушный взрыв не произвел на “Саратогу” большого эффекта, т.к. авианосец находился в двух километрах от эпицентра. Последствиями взрыва стали лишь облупившаяся краска. Стоявшие на её палубе самолеты не пострадали.
[AD]
Второй взрыв “Бейкер” стал фатальным. “Саратога” находилась слишком близко к месту взрыва ядерного боеприпаса. Чудовищный водяной вал превратил её в руины. Авианосец не затонул мгновенно, его агония продолжалась еще восемь часов. Впрочем, разговор о борьбе за живучесть “Саратоги” не имел бы большого смысла: авианосец в таком состоянии не представлял боевой ценности и, в реальных боевых условиях, был бы оставлен уцелевшими членами экипажа.
Легкий авианосец “Индепенденс” серьезно пострадал от первого взрыва “Эйбл”. Расстояние до эпицентра составило каких-то 500 метров. В результате...
Российский писатель Олег Тесленко приводит на этот счет свою интересную версию, противоречащую каноническому описанию последствий взрыва. Во-первых, надстройка авианосца. Обычно авторы, ссылаясь друг на друга повторяют один и тот же опус, якобы “Индепенденс” лишился своего “острова”. Однако, достаточно взглянуть на фотографию, чтобы увидеть, что островная надстройка совершенно цела. Также, Тесленко обратил внимание на возвышающийся по правом борту, совершенно целый кран: если даже эта длинная высокая конструкция осталась цела, как можно говорить о каких-либо серьезных повреждениях “острова” и полетной палубы? Далее, самолеты : ударная волна сбросила их в воду. Может быть потому, что они просто не были закреплены?
Причиной всех ужасных разрушений стала пара мощных внутренних взрывов. Через некоторое время после взрыва “Эйбл” сдетонировал боекомплект корабля. Детонация БЧ бомб и торпед случилась отнюдь не от ядерного огня, это результат мощного пожара на ангарной палубе, где воспламенилось пролитое из лопнувших труб авиатопливо. Собственно, пожар и взрыв паров керосина и стал причиной “вздутия” полетной палубы.
Несмотря на данные обстоятельства, “Индепенденс” второй по счету ядерный взрыв! Поднявшиеся на его борт группа экспертов не обнаружила никаких течей в подводной части корпуса. После мероприятий по его деактивации, обгоревший все еще радиоактивный авианосец был отбуксирован в Перл-Харбор, а после — в Сан-Франциско. Спустя пять лет, ”Индепенденс”, превращенный в хранилище ядерных отходов, был затоплен в Тихом океане.
Парадоксально, но даже такое чудо, как авианосец, может без серьезных последствий выдержать серию близких ядерных взрывов! Если бы на борту “Индепенденса” находился экипаж, в конструкции присутствовали необходимые элементы защиты (позже, внедренные на современных авианосцах): амортизация, стальные трубопроводы, системы автоматического пожаротушения и орошения палуб, локальное бронирование, противопожарные переборки в ангаре. Авианосец мог бы остаться в строю и даже сохранить большую часть своей боеспособности!
Главным выводом данной статьи является тот факт, что наличие ядерного оружия (даже полумегатонной мощности) ни в коей мере не гарантирует победы в морском бою. Просто так “долбить” ядерными зарядами по площадям (запустим ракету — и всем конец) бессмысленно. Корабли поражаются лишь очень близкими взрывами, отклонение не должно превышать 1000 метров.
Небольшая ремарка насчет “разбитых радаров” — данное обстоятельство также не является условием утраты боеспособности. Для поражения загоризонтных целей дальнобойной артиллерией и крылатыми ракетами радиолокатор не требуется (Земля круглая, радиоволны распространяются прямолинейно). Целеуказание идет ТОЛЬКО от внешних средств разведки (самолеты, спутники, известные координаты наземных целей). Что, в свою очередь, требует лишь наличия на кораблях антенн приемной аппаратуры, которые достаточно легко уберечь от последствий взрыва (убираемые складные антенны, спутниковый телефон в каюте командира и т.д.).
О некоторых биологических аспектах радиационного заражения кораблей, практическом применении полученных данных и поразительных результатах советских испытаний на Новой земле — об всем этом в следующей части статьи.
Источники: интереснейшие статьи и книги Олега Тесленко, а также данные с сайтов dtra.mil и navsource.org.