Реквием Ан-70: история самолёта, ставшего жертвой политики
Совместный российско-украинский проект строительства военно-транспортного самолёта был похоронен «Евромайданом». Вслед за Ан-70 в небытие может уйти и весь украинский авиапром.
Приговор окончательный, обжалованию не подлежит
2 марта агентство «Интерфакс» со ссылкой на высокопоставленный источник в Министерстве обороны России сообщило, что военное ведомство России рассматривает вопрос о взыскании с Украины 2,95 миллиарда рублей, перечисленных украинскому ГП «Антонов» на работы по проектированию и строительству военно-транспортного самолёта Ан-70.
Причиной этого стала невозможность дальнейшей реализации этого совместного российско-украинского проекта. Также стало известно, что Минобороны России исключило Ан-70 из госпрограммы вооружений, которая предполагала приобретение до 2020 года 60 таких самолётов.
Решение Министерства обороны России, в сложившихся политических условиях ставшее практически неизбежным, скорее всего, ставит точку в истории проекта Ан-70 — пожалуй, самой драматичной в отечественном самолётостроении за последние десятилетия.
По заказу Советской армии
Проектирование нового самолёта, который должен был прийти на смену транспортному самолёту Ан-12, началось ещё в далёком 1976 году. Первоначальный проект, создававшийся в КБ Антонова, несколько раз подвергался глобальной переработке.
В практическую фазу проект Ан-70 перешёл в 1986 году, когда были утверждены оперативно-тактические требования ВВС СССР на перспективные образцы авиационной техники. Генералитет Вооружённых сил СССР поставил перед авиаконструкторами задачу создать более грузоподъёмную и при этом мобильную транспортную машину, нежели морально устаревший к тому времени Ан-12. Согласно заявленным характеристикам, Ан-70 должен был являться самолётом короткого взлёта и посадки, перевозящим до 47 тонн груза на расстояние до 5000 км при крейсерской скорости 750 км в час.
В 1986 году именно проект КБ Антонова показался военным наиболее перспективным в сравнении с наработками других авиапредприятий.
Головным разработчиком стало киевское предприятие «Антонов», однако работы шли в кооперации с другими предприятиями, расположенными в тогдашней РСФСР.
Никому в голову не могло прийти, что всего через пять лет Советский Союз распадётся, а проект Ан-70 повиснет в воздухе между двумя новыми странами и двумя новыми армиями.
К моменту распада СССР в КБ Антонова был создан первый прототип самолёта, но вопрос о продолжении работ оставался открытым.
Нереальные планы и реальные катастрофы
Тем не менее 24 июня 1993 года в Киеве было подписано «Соглашение между правительствами Украины и России в обеспечение разработки, совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолёта Ан-70 и транспортного самолёта Ан-70Т с двигателями Д-27». Учреждено совместное предприятие «Средний транспортный самолёт». Головным предприятием проекта оставался украинский «Антонов».
Планы у двух стран на Ан-70 были грандиозными: до 2005 года предполагалось построить 287 транспортников для ВВС России и 115 — для ВВС Украины, в дальнейшем план предполагал создание ещё 115 Ан-70 для России и 27 — для Украины.
На фоне тяжёлого экономического кризиса, который переживали обе страны, данные цифры смотрелись столь же реалистично, как построение коммунизма в СССР к 1980 году.
Но всё-таки 16 декабря 1994 года Ан-70 совершил свой первый испытательный полёт. Однако уже четвёртый полёт 10 февраля 1995 года завершился трагедией: прототип Ан-70 столкнулся на высоте 3,2 километра с самолётом сопровождения Ан-72 в районе Бородянки (50 километров от Киева), потерял управление и рухнул на землю. Все семь членов экипажа Ан-70 погибли.
Катастрофа затормозила проект на два года — лишь в 1997 году начались испытания второго прототипа.
В 1998 году президенты Украины и России Леонид Кучма и Борис Ельцин выступили с совместным заявлением об обоюдном желании принять Ан-70 на вооружение национальных ВВС.
Заявление было немаловажным, ибо развитие проекта Ан-70 постоянно зависело от состояния российско-украинских отношений, осложнения в которых тут серьёзно мешали работе авиастроителей.
В 2001 году Ан-70 снова пережил серьёзную аварию, хотя на сей раз обошлось без человеческих жертв. Машина, отправленная из Киева в Якутск для испытания в условиях низких температур, упала с двадцатиметровой высоты при взлёте после промежуточной посадки в Омске. Причиной падения стал отказ двух из четырёх винтовентиляторных двигателей Д-27 разработки Запорожского МКБ имени А. Г. Ивченко.
Прототип Ан-70 получил серьёзные повреждения, на его восстановление ушло два миллиона долларов, а все установленные графики испытаний были нарушены. Но в конце того же года Россия и Украина подписали акт об успешном завершении этапа «А» госиспытаний самолёта.
Политика и конкуренция
На проект давила не только политика. К началу 2000-х российские авиастроители стали смотреть на украинских коллег как на конкурентов, отбирающих у них хлеб. Пошли разговоры о том, что проект Ан-70 уступает чисто российским разработкам — таким, как глубоко модифицированный транспортник Ил-76МФ, а также средний транспортный самолёт Ту-330. Критики Ан-70 указывали на то, что в реальности самолёт не соответствует изначально заявлявшимся характеристикам.
В свою очередь, сторонники Ан-70 утверждали, что критики заботятся не о получении российской армией нужного ей современного транспортного самолёта, а о перераспределении бюджетного финансирования.
В 2003 году о прекращении финансирования проекта Ан-70 заговорил тогдашний главком ВВС РФ Владимир Михайлов. Гнев главкома можно было понять — проект двигался крайне медленно, финансирование с украинской стороны постоянно задерживалось, и работы шли в основном на российские деньги.
Победа на выборах президента Украины Виктора Ющенко поставила проект Ан-70 на грань закрытия. «Оранжевая» коалиция не была заинтересована в сотрудничестве с Россией в военной сфере, и финансирование проекта официальным Киевом было практически закрыто. В апреле 2006 года российская сторона сообщила, что выходит из проекта Ан-70, планируя вместо него заняться строительством «чисто российского» Ил-76МФ.
КБ Антонова, возглавляемое учеником самого создателя фирмы Олега Антонова Дмитрием Кивой, тем не менее продолжало заниматься проектом. Только благодаря упорству украинских авиастроителей, проект дожил до 2009 года, когда в российско-украинских отношениях наметилось потепление.
«Евромайдан» сбил Ан-70 на взлёте
На авиасалоне «МАКС-2009» был подписан протокол о возобновлении работ по проектированию и изготовлению Ан-70.
Новая смена власти на Украине и приход на президентский пост Виктора Януковича оживили проект Ан-70.
В 2011 году Украина объявила о восстановлении финансирования проекта, министр обороны РФ Анатолий Сердюков сообщил о том, что Россия приобретёт до 2020 года 60 самолётов Ан-70, а сама корпорация «Антонов» обещала выпустить первые серийные самолёты уже в 2012 году.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 9 июня 2012 года принял решение о возведении завода по изготовлению Ан-70 на мощностях Казанского авиационного производственного объединения имени С. П. Горбунова. Предполагалось, что украинские предприятия сохранят за собой выпуск двигателя, крыльев и оперения самолёта, а Казанское авиапредприятие будет выпускать фюзеляж и проводить окончательную сборку.
По планам Минобороны России, первые Ан-70, построенные в Казани, должны были поступить в российские ВВС в 2015 году. Затем сроки скорректировали до 2017 года.
11 апреля 2014 года компания «Антонов» объявила, что завершила совместные с Россией государственные испытания Ан-70, самолёт рекомендуется для принятия на вооружение, а также для запуска в серийное производство.
Но к этому моменту на Украине вновь сменилась власть. За неделю до того, как «Антонов» объявил об окончании испытаний Ан-70, вице-премьер «евромайданного» правительства Виталий Ярёма объявил о намерении свернуть военное сотрудничество с Россией.
Несмотря на это, предприятие «Антонов» продолжало работы в рамках совместного российско-украинского проекта вплоть до августа 2014 года, когда президент Украины Пётр Порошенко подписал указ о прекращении экспорта в Россию товаров военного и двойного назначения.
Без России проект нежизнеспособен
Указ, по сути, стал смертным приговором Ан-70. На сей раз говорить о продолжении сотрудничества спустя несколько лет не приходится. Во-первых, политический конфликт зашёл слишком далеко, во-вторых, Россия не может позволить себе зависеть от столь ненадёжного партнёра, как Украина. Принятое решение об исключении Ан-70 из госпрограммы вооружений — лишь констатация факта.
На Украине к началу 2015 году был единственный опытный летающий образец Ан-70, который, по заявлению спикера Генштаба ВСУ Владислава Селезнёва, сделанному 19 января, был принят на вооружение.
Ещё два Ан-70 на предприятии «Антонов» находятся в стадии строительства, однако его завершение затруднено недостатком финансирования и нарушением кооперации с поставщиками оборудования и материалов из России.
Руководство «Антонова» заявило о намерении оснащения серийных Ан-70 западными двигателями. Этот вариант представляется весьма сомнительным по трём причинам. Во-первых, он потребует глубокой модернизации самолёта, сопоставимой с созданием нового проекта. Во-вторых, подобная модернизация повлечёт большие финансовые затраты, которые представляются малореальными в условиях жесточайшего экономического кризиса, бушующего на Украине. В-третьих, западные компании не заинтересованы в развитии проекта Ан-70 ввиду того, что он является прямым конкурентом европейского Airbus A400М — ещё одного военно-транспортного самолёта трудной судьбы, который, однако, не настолько зависим от политических перемен.
Реализация проекта Ан-70 на всём протяжении многострадальной истории этого самолёта целиком и полностью зависела от заинтересованности в нём России. Приход к власти на Украине сил, взявших курс не просто на конфронтацию с Россией, а на разжигание в украинском обществе антироссийской истерии, русофобии, свёл все многолетние усилия на нет.
Весьма вероятно, что этот курс похоронит не только Ан-70, но всё украинское авиастроение в целом. Такова цена политического выбора, сделанного «Евромайданом».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #12 написал: navigator_a (3 марта 2015 11:34) Статус: |
Спасибо за линки. Почитал и посмеялся. Все это из разряда "Очевидное-невероятное" и абсолютно бесполезное для задач которые решает ВТА в реальных боевых действиях. Для ВТА нужны средние и легкие турбовинтовые машины МВМ до 70 тонн и МВМ до 35 тонн соответственно с возможностью работы на ГВПП не более 1000м и тяжелые машины с МВМ до 400тонн на полосы с искусственным покрытием длиной более 3000м. Первые нужны для оперативно тактической поддержки войск и на данный момент в России практически отсутствуют. Закончились, а новые не производятся.(Ан-8, Ан-12, Ан-26, Ан-72) Вторые нужны для переброски тяжелого вооружения танки, арт системы и даже стратегические ракеты. Этот класс сию представлен Ил-76 (собрали парочку новых, и ремоторезировали несколько старых)и стареющими Ан-124 (технологии производства уже не по зубам, мы инженерно деградировали) Ан-70 уникален тем, что может выполнять 90% всех задач при этом дешевле в разы. Ему доступны и короткие полосы в 1000м и перевозка танков на большие расстояния.
» #11 написал: iura139 (3 марта 2015 11:21) Статус: |
navigator_a,Что позволено Юпитеру не позволено.......Сами так себя позицинируем в мире таким образом...Наша ЕЛИТА всеми правдами и не правдами стремятся в европы,а как известно кто сильно сильно хочет,тот и попадает под чужие правила игры...И скачет под чего изволите......
» #10 написал: kazakh (3 марта 2015 10:52) Статус: |
Китайцы "забили болт" и строят Ан24, Ан26, Ан12 и даже Ан2. И плевали они на все эти нельзя. А тут сами участвовали в разработке, платили и нельзя. МОЖНО и НУЖНО. И хватит на запад оглядываться. Калаши по всему миру без лицензий штампуют и ничего... Глупо играть по их правилам, когда даже они их не соблюдают.
В точку. При этом полная доступность изобретений, не только позволит их улучшить. Но и позволит цивилизации двигаться вперед значительно быстрее.
А все это патентное право, работает только на обогащение правоведов. При этом, как груз держит развитие.
» #9 написал: sasha1959 (3 марта 2015 10:38) Статус: |
Хороший самолёт должен быть ракетой. http://alex-anpilogov.livejournal.com/#post-alex_anpilogov-38358 My Webpage Хороший самолёт должен быть мечтой. http://alex-anpilogov.livejournal.com/#post-alex_anpilogov-37105 My Webpage Хороший самолёт должен быть формулой. http://alex-anpilogov.livejournal.com/#post-alex_anpilogov-35634 My Webpage Хороший самолёт должен быть быстрым! http://alex-anpilogov.livejournal.com/#post-alex_anpilogov-35556 My Webpage Хороший самолёт должен быть крепким. http://alex-anpilogov.livejournal.com/#post-alex_anpilogov-35271 My Webpage
» #8 написал: navigator_a (3 марта 2015 09:08) Статус: |
Такова система взаимоотношений в самолётостроении мира,что невозможно строить этот самолёт без согласия Украин
Перестаньте подражать 60 летней девственнице. Европейцы купили, точнее сперли документацию на Ан-70 и строят А400. Китайцы "забили болт" и строят Ан24, Ан26, Ан12 и даже Ан2. И плевали они на все эти нельзя. А тут сами участвовали в разработке, платили и нельзя. МОЖНО и НУЖНО. И хватит на запад оглядываться. Калаши по всему миру без лицензий штампуют и ничего... Глупо играть по их правилам, когда даже они их не соблюдают.
» #7 написал: iura139 (3 марта 2015 08:38) Статус: |
navigator_a,Никто не спорит по поводу того что этот самолёт нужен,в него столько вложено труда,финансов жизней членов разбившегося экипажа,первого опытного борта....Такова система взаимоотношений в самолётостроении мира,что невозможно строить этот самолёт без согласия Украины,а она уже сделало свой выбор.....Здесь даже АН-2 не можем модернизировать,вернее другой двигатель поставить....Антонов продал документацию и права на этот самолёт западной фирме...Стоят у ас сотни кукурузников,на них есть покупатели,а вот здесь загвоздка.....
» #6 написал: navigator_a (3 марта 2015 08:13) Статус: |
Россия вкладывала деньги в этот проект. Даже больше чем Украина. Россия имела допуск к документации. Надо в своем КБ проработать и наладить выпуск Ан-70, как это например было с Ту-4. Назвать его не Ан-70, а например, Анту-70 или что то в этом роде и строить и строить. Это хорошая современная нужная машина. И Россия имеет полное право производить ее, а уж тем более производить ее аналог. К великому сожалению в результате безграмотной кадровой политики самолетостроение в России сию намного в худшем положении чем на Украине. Занималось оно крайнее 20 лет исключительно попилом бюджета. "Суперновый" Ил-76МФ это 40 летний фюжеляж на который поставили 30 летние двигатели ПС-90 которые за 30 лет так и не довели до ума. Сам был свидетелем как это "Чудо" в Кабуле на отм. 1800м запустить двигатели не могло. Тем более Ан-70 может делать то, что делал Ан-12 и делает Геркулес С-130 и совершенно не в состоянии делать Ил-76.
Цитата: fedorov1410
И где эти самолеты?
Вы удивитесь. Построены, сертифицированы и даже приняты на вооружение и летают в МО РФ. Просто Ан-148 обошелся в разработке на порядок дешевле Суперджета, в отличии от него на 90% из российских комплектующих (именно российских а не украинских) и выгоднее в эксплуатации. Денег на нем не попилишь, поэтому и построено мало.
» #5 написал: iura139 (3 марта 2015 03:37) Статус: |
navigator_a,Что вы предлагаете??? Дойти до Киева,сменить там власть,поставить лояльную к России,которое пересмотрт закны запрещающие............По другому невозможно на данный момент....Да КБ Антонова это достойный коллектив спорить с этим невозможно....Второй вариант вывезти весь персонал в Россию,это то-же утопия....Тогда вся сертификация и всё остальное .........Украина подаст в суд и просто......
» #4 написал: fedorov1410 (3 марта 2015 01:54) Статус: |
Ан-70 был "похоронен" за долго до "Эвромайдана". Ситуация не однозначна. Во первых, украинскому КБ Атнонова после развала СССР удалось выжить и даже создать несколько новых самолетов. Ан-140, Ан-148, Ан-158, Ан70. Напротив, абсолютно все авиационные самолетные КБ оставшиеся в России (Ильюшина,Яковлева,Туполева и т.д.) деградировали до "бюджетных пылесосов". Ими не создано ни одного самолета! Верхом вакханалии распила бюджетных средств в России стал ОАК с проектом Суперджет по руководством "великого" Погосяна. Во вторых, были кабинетные интриги на базе КБ Ильюшина. Причина - Ан-70 по основным показателям "надирает" Ил-76МФ в ДВА и более раз. В третьих, Ан-70 отличный перспективный самолет который может выполнять задачи недоступные Ил-76МФ (влет с коротких грунтовых ВПП)и при этом при работе на обычных ВПП в ДВА раза экономичнее по топливу. И теперь, вложив столько средств в разработку этой машины, сертифицировав ее, отказываться от нее? "Назло маме отморожу уши?!" Это , господа, не ИДИОТИЗМ, это чистой воды государственный саботаж под маской российского патриотизма. Лаврентия Павловича на вас нет...
» #2 написал: mindell (2 марта 2015 23:09) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Спасибо за линки. Почитал и посмеялся. Все это из разряда "Очевидное-невероятное" и абсолютно бесполезное для задач которые решает ВТА в реальных боевых действиях. Для ВТА нужны средние и легкие турбовинтовые машины МВМ до 70 тонн и МВМ до 35 тонн соответственно с возможностью работы на ГВПП не более 1000м и тяжелые машины с МВМ до 400тонн на полосы с искусственным покрытием длиной более 3000м. Первые нужны для оперативно тактической поддержки войск и на данный момент в России практически отсутствуют. Закончились, а новые не производятся.(Ан-8, Ан-12, Ан-26, Ан-72) Вторые нужны для переброски тяжелого вооружения танки, арт системы и даже стратегические ракеты. Этот класс сию представлен Ил-76 (собрали парочку новых, и ремоторезировали несколько старых)и стареющими Ан-124 (технологии производства уже не по зубам, мы инженерно деградировали) Ан-70 уникален тем, что может выполнять 90% всех задач при этом дешевле в разы. Ему доступны и короткие полосы в 1000м и перевозка танков на большие расстояния.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 2321
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 468
Рейтинг поста:
В точку. При этом полная доступность изобретений, не только позволит их улучшить. Но и позволит цивилизации двигаться вперед значительно быстрее.
А все это патентное право, работает только на обогащение правоведов. При этом, как груз держит развитие.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
http://alex-anpilogov.livejournal.com/#post-alex_anpilogov-38358 My Webpage
Хороший самолёт должен быть мечтой.
http://alex-anpilogov.livejournal.com/#post-alex_anpilogov-37105 My Webpage
Хороший самолёт должен быть формулой.
http://alex-anpilogov.livejournal.com/#post-alex_anpilogov-35634 My Webpage
Хороший самолёт должен быть быстрым!
http://alex-anpilogov.livejournal.com/#post-alex_anpilogov-35556 My Webpage
Хороший самолёт должен быть крепким.
http://alex-anpilogov.livejournal.com/#post-alex_anpilogov-35271 My Webpage
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Перестаньте подражать 60 летней девственнице. Европейцы купили, точнее сперли документацию на Ан-70 и строят А400. Китайцы "забили болт" и строят Ан24, Ан26, Ан12 и даже Ан2. И плевали они на все эти нельзя. А тут сами участвовали в разработке, платили и нельзя. МОЖНО и НУЖНО. И хватит на запад оглядываться. Калаши по всему миру без лицензий штампуют и ничего... Глупо играть по их правилам, когда даже они их не соблюдают.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 2321
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Россия вкладывала деньги в этот проект. Даже больше чем Украина. Россия имела допуск к документации. Надо в своем КБ проработать и наладить выпуск Ан-70, как это например было с Ту-4. Назвать его не Ан-70, а например, Анту-70 или что то в этом роде и строить и строить. Это хорошая современная нужная машина. И Россия имеет полное право производить ее, а уж тем более производить ее аналог.
К великому сожалению в результате безграмотной кадровой политики самолетостроение в России сию намного в худшем положении чем на Украине. Занималось оно крайнее 20 лет исключительно попилом бюджета. "Суперновый" Ил-76МФ это 40 летний фюжеляж на который поставили 30 летние двигатели ПС-90 которые за 30 лет так и не довели до ума. Сам был свидетелем как это "Чудо" в Кабуле на отм. 1800м запустить двигатели не могло. Тем более Ан-70 может делать то, что делал Ан-12 и делает Геркулес С-130 и совершенно не в состоянии делать Ил-76.
Вы удивитесь. Построены, сертифицированы и даже приняты на вооружение и летают в МО РФ. Просто Ан-148 обошелся в разработке на порядок дешевле Суперджета, в отличии от него на 90% из российских комплектующих (именно российских а не украинских) и выгоднее в эксплуатации. Денег на нем не попилишь, поэтому и построено мало.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 2321
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1259
Рейтинг поста:
И где эти самолеты?
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Во вторых, были кабинетные интриги на базе КБ Ильюшина. Причина - Ан-70 по основным показателям "надирает" Ил-76МФ в ДВА и более раз.
В третьих, Ан-70 отличный перспективный самолет который может выполнять задачи недоступные Ил-76МФ (влет с коротких грунтовых ВПП)и при этом при работе на обычных ВПП в ДВА раза экономичнее по топливу. И теперь, вложив столько средств в разработку этой машины, сертифицировав ее, отказываться от нее? "Назло маме отморожу уши?!" Это , господа, не ИДИОТИЗМ, это чистой воды государственный саботаж под маской российского патриотизма.
Лаврентия Павловича на вас нет...
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 197
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1259
Рейтинг поста: