В 2015 году ВВС России собираются поставить на вооружение первую партию многоцелевых истребителей пятого поколения Т-50 ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации).
Работы над одним из самых амбициозных проектов российского авиастроения шли в непростой обстановке — Индия, выступавшая партнером в строительстве истребителя, неоднократно пыталась вмешаться в ход работ, требовала большего доступа к проекту и передачи ряда технологий.
Возникали и неизбежные внутренние проблемы: аварийные ситуации во время испытаний, сдвиг сроков сдачи самолета, отказ от ключевых технических решений в пользу новых. Так, в августе 2013 года стало известно, что первоначальный двигатель истребителя со временем заменит принципиально новый мотор, за разработку которого взялись инженеры «Объединенной двигателестроительной корпорации». При этом появление технической новинки перенесли аж в район 2020 года, так что испытания самолета продолжились c использованием двигателя первого этапа.
Несмотря на все сложности, финальная модель ПАК ФА, которая будет передана военным, должна стать поистине впечатляющим образцом отечественной военно-воздушной техники.
Быстрый и невидимыйКак рассказал «Русской планете» главный редактор еженедельника «Авиационная и ракетная техника» эксперт по военной авиации Иван Кудишин, новейший российский истребитель пятого поколения сможет развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость, что придаст ему низкую заметность во всех диапазонах: оптическом, радиолокационном и тепловом. Это станет основным отличием модели нового поколения от более ранних аналогов, поясняет эксперт.
«Крейсерская скорость — это скорость без включения форсажа, поскольку форсаж — очень неэкономичный режим, при котором в разы повышается расход топлива», — рассказывает Кудишин.
Возможность выхода на сверхзвуковые скорости без использования этого режима повысит экономию топлива, что позволит увеличить дальность полета. Более того, уменьшится время выхода на рубеж перехвата, существенно снизится тепловая заметность истребителя. Отсутствие дымного хвоста при бесфорсажном режиме также снизит заметность истребителя, поясняет эксперт.
Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков отмечает, что технология стелс не дает истребителю полной невидимости. «Стелс позволяет снизить радиолокационную контрастность только с определенных ракурсов», — комментирует аналитик. При этом с других ракурсов самолет будет виден даже лучше, чем любой обычный истребитель.
Сама стелс-технология не представляет никакой тайны, это определенная концепция конфигурации самолета и подбор его основных элементов таким образом, чтобы снизить радиус его обнаружения, повысив таким образом выживаемость машины, отмечает Сивков. При этом состав материала корпуса, его радиоотражающего покрытия и тонкости устройства его электронных систем держатся в секрете.
«В настоящее время невозможно сделать самолет полностью невидимым для радиолокации, но можно снизить его сигнатуру — степень отражения любых видов энергии», — дополняет Кудишин. Этот эффект достигается также за счет своеобразной формы нового Т-50. Попадая на ребристую поверхность истребителя сигнал радиолокатора отражается в сторону от его антенны вместо того, чтобы возвращаться обратно. Уплощенная форма новой модели дает низкую визуальную заметность самолета. «Все это — комплекс методов, направленных на снижение заметности машины, популярная сейчас cтелс-технология», — уточняет авиационный эксперт.
Истребитель Т-50. Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
Реактивный истребитель также будет оснащен современными системами обнаружения, в том числе инфракрасными пассивными, которые минимизируют излучение от самолета. «В основном самолет будет ориентирован на воздушный бой, это будет истребитель-перехватчик, основная цель которого — завоевание превосходства в воздухе», — объясняет Кудишин.
Соперничество в воздухеИстребитель пятого поколения для российских ВВС — не дань моде, а насущная необходимость. Ведущие государства уже не раз демонстрировали собственные проекты новейших боевых самолетов и готовы бороться за превосходство в воздушном пространстве. «У нового T-50 есть внушительные конкуренты как на Западе, так и на Востоке», — говорит Кудишин.
Сейчас США располагают единственным в мире серийным истребителем пятого поколения F-22 Raptor, пока это самый дорогой истребитель в мире. «Это "белый слон" в силу невероятной дороговизны (построено примерно 200 экземпляров), при этом машина олицетворяет собой пятое поколение истребителей: он сверхманевренный, бесфорсажный, почти незаметный и обладает всеми необходимыми характеристиками для завоевания неоспоримого воздушного превосходства», — рассуждает эксперт.
При этом F-22 способен поражать не только воздушные, но и наземные цели. В частности, сейчас он выполняет функции бомбардировщика в борьбе с нерегулярными подразделениями боевиков «Исламского государства» в Ираке и Сирии. Однако, уточняет Кудишин, успехи этой модели в ходе реальных боевых действий пока довольно скромны.
«По косвенным данным можно предположить, что российский аналог по многим характеристикам превосходит американский F-22. При этом не стоит забывать, что технологии изготовления обоих истребителей строго засекречены, а потому напрямую сравнить обе модели иначе как в бою не получится», — отмечает Сивков. Однако некоторое отставание России в военно-технической сфере скорее всего выльется в меньший радиус действия новой модели, рассуждает эксперт. Тем не менее, новая модель скорее всего будет укомплектована аналогичным американскому аналогу боезапасом, укомплектованным преимущественно на внутренней подвеске.
В качестве другого неоднозначного конкурента российско-индийской разработки Кудишин называет Lockheed Martin F-35, малозаметный истребитель-бомбардировщик пятого поколения, созданный совместными усилиями США и некоторых стран-членов НАТО. У этого самолета, однако, нет возможности развивать крейсерскую сверхзвуковую скорость. При этом недостаточно вместительные внутренние грузовые отсеки F-35 не дают возможности нести много груза.
Самолет, однако, ещё не прошел необходимые испытания и пока не поступил на вооружение. В ходе его испытаний не раз происходили технические накладки. В июне 2014 года на авиабазе ВВС США Эглин во Флориде произошла серьезная авария — во время подготовке к полету у одного из истребителей ворвался двигатель. В итоге были временно приостановлены все полеты, Пентагон также отменил участие F-35 в международном ависалоне «Фарнборо» и в еще одном британском авиашоу.
Истребитель F-35. Фото: Yonhap / EPA / ТАСС
Проект стал одним из самых дорогих в истории армии США, изначальная стоимость превышена в несколько раз и уже достигла почти $400 млрд. Несмотря на проблемы, Пентагон намеревается поставить на вооружение свыше 2 тысяч новейших истребителей, также немало самолетов заказано иностранными заказчиками — среди которых ВВС Италии, Турции, Австралии и Норвегии. О возможность заключения миллиардных контрактов заявляли власти Южной Кореи и Канады.
«КНР также не перестает удивлять техническими новинками, сейчас Пекин проводит испытания сразу двух истребителей пятого поколения: многоцелевой J-20 "Могучий дракон", предназначенный для оснащения ВВС Китая и J-31 "Кречет", преимущественно предназначенный на экспорт», — рассказывает Иван Кудишин.
J-20 — самолет большой размерности, он не располагает сверхзвуковой скоростью, при этом малозаметен и может нести большие объемы вооружения на внутренней подвеске. Кудишин предполагает, что среди вооружения могут быть также противокорабельные ракеты.
J-31, известный также как «Кречет» — китайская заявка на создание полноценного истребителя пятого поколения, демонстрация этого малозаметного истребителя в полете на авиакосмическом салоне Airshow China-2014 вызвала фурор среди местной публики.
По внешней конфигурации самолет напоминает F-35, у него два двигателя и чрезвычайно объемные грузоотсеки. «Учитывая крайне низкую стоимость китайской продукции, "Кречет" сможет составить высокую конкуренцию T-50 и стать весьма востребованным на мировом рынке», — предполагает эксперт. При этом, уточняет он, Китай традиционно отстает по качеству двигателей, потому, возможно, они будут российского производства.
«Насколько можно судить, промышленные шпионы КНР украли терабайты информации у компании-производителя F-35 и максимально скопировали если не внутренние узлы, то форму планера (структурная часть самолета без силовой установки и оборудования). Один известный китайский летчик также отмечал в интервью, что в J-31 максимально использованы решения из новейших истребителей четвертого поколения вроде J-10B и J-16. Но неважно, насколько оригинален самолет, когда есть уже готовое изделие», — пояснял в беседе с РП эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.
Истребитель J-31. Фото: Xiao Yijiu / Zuma / ТАСС
Эксперты сходятся во мнении, что у «Кречета» есть шансы составить конкуренцию на мировом рынке как американскому, так и российскому истребителям пятого поколения. Впрочем, по мнению Константина Сивкова, китайские аналоги нельзя отнести к истребителям пятого поколения. «"Могучий дракон" и "Кречет" сделаны по технологии стелс, но при этом Китай не производит собственных двигателей, а потому его машины не способны на сверхзвуковой крейсерский полёт. Кроме того, радиоэлектронное оснащение самолета соответствует не более чем третьему поколению истребителей», — считает военный эксперт.
КНР, уверен Сивков, просто по мере возможности копирует российские аналоги, например Су-30. Сейчас, рассказывает аналитик, Пекин надеется приобрести несколько Су-35, чтобы потом на его основе запустить собственный истребитель. Об этой сделке «Русская планета» подробно писала в октябре 2014 года. В случае заключения ее сумма составит не менее $1,5 млрд, которые будут заплачены за поставку 24 российских истребителей, сообщала госкорпорация «Ростех». Эксперты, опрошенные РП, разошлись во мнении смогут ли китайцы эффективно скопировать российскую боевую технику, как это не раз бывало прежде. Скопировать в разумные сроки двигатель и РЛС Су-35 крайне сложно, для этого потребуется слишком много времени, подчеркнул тогда Кашин.
Индийский вопросИндия один из самых надежных партнеров России в области военно-технического сотрудничества. Продажа вооружений этому азиатскому гиганту ежегодно приносят солидные доходы отечественному ВПК. До 2013 года 38% крупных военных сделок Москва заключала с Нью-Дели, причем 75% индийского импорта вооружений приходилось на российскую продукцию, напоминает издание Defense News(DN).
Вместе с тем, совместный проект по созданию истребителя пятого поколения привел к возникновению в индийских военно-политических кругах серьезной оппозиции дальнейшему сотрудничеству с Россией — основная причина желание индийцев получить как можно больше за каждую вложенную рупию.
«Индусы настаивают на своей большей вовлеченности в проект, пока они участвуют в создании самолета только на уровне финансирования и опасаются недобросовестности российской стороны», — считает Иван Кудишин.
В дальнейшем истребитель будет производиться отдельно на собственной материальной базе каждой из двух стран-участников. «Скорее всего, в Индии это будет завод компании "Hindustan aeronautics" в Бангалоре», — полагает специалист.
Местные индийские аналитики говорят о спорах внутри индийского общества, вызванных задержками и технологическими неполадками, которые ассоциируются с совместным проектом. «Сейчас эта программа столкнулась с множеством проблем. Индия уже выплатила 295 миллионов долларов за разработку и не может спокойно относится к нежеланию российской стороны делиться информацией о самолете», — цитирует DN индийского военного эксперта Монику Чансориа. Стоит отметить. что общая сумма трат на создание чертежей, исследования необходимых технологий, разработку и запуск ПАК ФА оценивается в более чем $10 млрд.
Истребитель Т-50. Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости
По данным Чансория, именно по настоянию Нью-Дели были начаты демонстрационные испытания прототипа Т-50 в июне 2014 года, закончившиеся аварийной посадкой на аэродроме в подмосковном Жуковском. Тогда у самолета отказала одна из силовых установок, что привело к «незначительному возгоранию обшивки». Похожий инцидент имел место с прототипом за три года до этого на авиашоу МАКС-2011.
«На скандальность ситуации повлияло нежелание России поделиться любыми деталями этой аварии. По слухам, представители индийских ВВС, находившиеся на аэродроме, даже не были допущены к осмотру поврежденной техники», — озвучивает свои предположения индийский эксперт.
Константин Сивков предполагает, что задержка поставок истребителей в Индию связана с попытками сторон обговорить право на использование задействованных в проекте технологий. Индия, уверен аналитик, рассчитывает заполучить радиоэлектронное оборудование и двигатели, которые поставляются для российских машин, в то время как Россия старается поставлять на экспорт технику с характеристиками, уступающими тем, что поступают на вооружение собственных военно-воздушных сил.
Тем не менее в сентябре 2014 года зарубежные военные издания сообщали, что Индии и России удалось найти взаимопонимание в вопросе разработки истребителя. Москва пойдет на определенные уступки: индийская доля в технических работах будет постепенно увеличена с 18% до 40%, также будет соблюдено требование командования ВВС Индии спроектировать двухместную кабину самолета. Инженеры двух стран совместно разработают систему управления вектором тяги самолета. Индийская сторона примет активное участие в создании авиационных электронных систем и обеспечивающего их программного обеспечения.