Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » «Мистраль»: цена отказа. Есть ли альтернатива французским вертолетоносцам?

«Мистраль»: цена отказа. Есть ли альтернатива французским вертолетоносцам?


3-02-2015, 09:54 | Политика / Оружие и конфликты | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (8) | просмотров: (8 633)

«Мистраль»: цена отказа. Есть ли альтернатива французским вертолетоносцам?

Проект строительства для российского ВМФ универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль» во Франции с самого начала вызывал жаркие дискуссии между его сторонниками и противниками. Теперь, когда неясно, получит ли Россия заказанные корабли, стоит в очередной раз задаться вопросом: а нужны ли они российскому флоту вообще?

Системный подход

В советскую эпоху безусловным приоритетом военно-морского строительства была подготовка к крупномасштабной и, вполне вероятно, ядерной войне с США и НАТО. Это предполагало акцент на развитие морской компоненты стратегических ядерных сил (МСЯС), борьбу с МСЯС вероятного противника и его авианосными соединениями.

После распада СССР картина мира изменилась, что требовало и соответствующего переосмысления концепции российского флота. На первый план вышли задачи «мирного времени»: борьба с «иррегулярными угрозами» (пиратство, международный терроризм и т.д.), участие в миротворческих и гуманитарных операциях, конфликтах низкой интенсивности, военно-морская дипломатия и демонстрация флага.

Выявились некоторые слабые места ВМФ в океанской зоне, которыми раньше пренебрегали: обеспечение длительного присутствия сил морской пехоты с техникой, в том числе вертолетами, вдали от границ России, управление разнородными группировками, а также переброска грузов и людей военными кораблями на значительные расстояния.

На французской военно-морской выставке Euronaval в конце октября 2008 года главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий проявил неподдельный интерес к УДК типа «Мистраль». Что привлекло в этом корабле российских моряков?

«Швейцарский нож» флота

По наиболее распространенной версии, после операции по принуждению к миру Грузии в августе 2008 года была осознана потребность в оперативной переброске экспедиционных сил морской пехоты, причем, не исключено, на театры куда более удаленные, нежели Грузия. Опыт использования французами своих «Мистралей» в ходе операций в Ливии в 2011-м и в Мали в 2013 году показал, что эти корабли хорошо подходят для таких задач. Наконец, необходимость крупных современных десантных кораблей продемонстрировал в 2012-м «сирийский экспресс», в котором Россия, за неимением другого, пользовалась построенными в 1980-х годах большими десантными кораблями (БДК) проекта 775 польской постройки и еще более старые БДК проекта 1171.

В термине «универсальный десантный корабль» эпитет «универсальный» не менее важен, чем «десантный». В самом деле, УДК, в частности «Мистраль», сочетает в себе функции собственно крупного десантного корабля океанской зоны, корабля управления и плавучего госпиталя.

В военной науке есть постулат: важны не намерения, важны возможности. И «Мистрали» дают российскому флоту возможности, которых раньше у него не было. ВМФ очень нужен корабль управления разнородной группировкой на значительном удалении от берегов России в течение длительного времени, особенно после решения создать постоянно действующую эскадру в Средиземном море. Для этого «Мистраль» прекрасно подходит. Адмирал Владимир Высоцкий, главком ВМФ России в 2007-2012 годах, отмечал, прежде всего, потенциал «Мистраля» именно как корабля управления, способного обеспечивать штаб полной информацией об обстановке на обширных театрах военных действий и в режиме реального времени.

На «Мистрале» созданы все условия для работы штаба соединения, и не придется конфликтовать за рабочие места в главном командном посту, вычислительные мощности и каналы связи с боевым расчетом самого корабля, как это случается сейчас. Штаб, особенно высокого уровня, на борту боевого корабля сильно ограничивает возможности его применения по прямому назначению. Кстати, именно полноценную работу штаба соединения американские моряки считают важным преимуществом крейсеров типа «Тикондерога» перед эсминцами типа «Арли Берк».

Разгрузка бронетехники с УДК Dixmude ВМС Франции в порту Дакар

Разгрузка бронетехники с УДК Dixmude ВМС Франции в порту Дакар

Не стоит забывать и о док-камере, вмещающей, например, два крупных десантно-высадочных катамарана EDA-R, а также летной палубе с шестью взлетно-посадочными позициями и авиагруппе численностью до 16 вертолетов. Вертолет — поистине универсальный инструмент флота и, в зависимости от состава авиагруппы, «Мистраль» может решать разные задачи — от поисково-спасательных до противолодочных — и обеспечивать непосредственную поддержку десанта (для чего, собственно, и создается морская модификация знаменитого Ка-52 «Аллигатор»).

Благодаря авиагруппе и возможности развернуть на борту крупный госпиталь «Мистраль» мог бы стать и элементом «мягкой мощи» России, участвуя в совместных с МЧС гуманитарных операциях по помощи странам, пострадавшим от стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций. Наконец, не стоит забывать и о способности эвакуировать значительное число российских граждан из кризисных регионов, в особенности там, где использование самолетов МЧС невозможно или небезопасно.

Если не «Мистраль» — «То кто»?

Ряд отечественных наблюдателей, не отрицая потребность флота в УДК, отмечают, что «Мистраль» не лучший выбор из имевшихся на конец 2000-х годов вариантов. Говорят и о том, что УДК Россия способна построить самостоятельно. Технически это, скорее всего, посильная задача, но реализация проекта отечественного УДК «с нуля» (говорить всерьез о возможности реанимации проекта 11780, задумывавшегося в 1980-е как уменьшенный аналог американских УДК, не приходится) потребует гораздо больше времени, сил и средств.

УДК Dokdo ВМС Республики Корея

УДК Dokdo ВМС Республики Корея

Основные производственные мощности и кадры российского кораблестроения сосредоточены на реализации иных, зачастую более приоритетных, программ в интересах ВМФ и иностранных заказчиков. Подобные «Мистралям» корабли в России прежде не строились, что затруднит и так непростой процесс, включающий в себя подготовку аванпроекта, согласование технического задания между военными и промышленностью и весь цикл необходимых НИОКР. До того как отечественный УДК будет заложен, потребуется не менее 3-7 лет на проектирование и согласование. Да и само строительство головного корабля, вполне вероятно, затянется. Для сравнения: головной БДК проекта 11711 «Иван Грен» водоизмещением всего лишь 6000 тонн был заложен в декабре 2004 года, а его передача флоту ожидается лишь в 2015-м: все затянулось из-за долгого процесса согласования технического задания, в которое неоднократно вносились изменения.

http://static1.repo.aif.ru/1/43/260890/583e03e60c7758113bd5f06880cecd95.jpg

А проект «Мистраля» хорошо отработан. DCNS и STX Europe построили в 2003-2012 годах три подобных корабля для ВМС Франции. Неудивительно, что между закладкой и спуском на воду «Владивостока» и «Севастополя» прошло 20,5 и 17 месяцев соответственно.

Некоторые критики считают, что «Мистраль», построенный по нормам живучести коммерческого кораблестроения, не годится для конфликтов высокой интенсивности. Кроме того, на этих кораблях не предусмотрено базирование самолетов с укороченным/вертикальным взлетом и посадкой, которыми, правда, Россия не обладает и вряд ли обзаведется ими в обозримом будущем. Да, действительно, идея приобрести американский УДК типа America или испанский типа Juan Carlos I, желательно вместе с десятком СВВП пятого поколения F-35B, выглядит заманчивой. Но покупка Россией американского корабля или испанского УДК, построенного с применением американских комплектующих и технологий, что переводит его сразу в сферу действия американских Правил международной торговли оружием (ITAR), абсолютно нереалистична, и обсуждать такой вариант нет никакого смысла.

УДК Juan Carlos I ВМС Испании

УДК Juan Carlos I ВМС Испании

К слову, стоимость новейших американских УДК типа «Америка» приближается к 2,9 миллиарда долларов (сумма контракта на строительство «Владивостока» и «Севастополя» — 1,2 миллиарда евро за два корабля). Таким образом, остается единственная альтернатива — корейский «Токто». Но, в отличие от «Мистраля», «Токто» построен в единственном экземпляре, будущее второго корабля под большим вопросом, от третьего корейцы отказались. Судя по всему, у проекта «Докдо» есть изъяны, а головной корабль страдает от «детских болезней», которые, возможно, и привели к пожару в сентябре 2013 года. Кроме того, по ряду показателей, например по размеру авиагруппы, ангара и количеству перевозимой техники, «Докдо» существенно уступает «Мистралю».

Значит, если ВМФ хотел получить современный УДК в приемлемые сроки, то действительно оптимальным был французский вариант.

Мы построим свой «Мистраль»! С вертолетами и катерами!

Что произойдет в случае срыва поставки «Владивостока» и «Севастополя»? Альтернативных вариантов покупки УДК за рубежом нет, да и второй раз ввязываться в подобную авантюру российская сторона, особенно в нынешних условиях, вряд ли станет. Если российскому флоту действительно нужен подобный корабль, то остается единственный выход — строить самим.

Напомним, кормовые части «Владивостока» и «Севастополя» изготовлены Балтийским заводом. По имеющейся информации, доля России в строительстве первого корабля составила 20 процентов, второго — 40 процентов. Впрочем, преувеличивать значение этого факта не стоит. Как уже говорилось, потребуются время и средства на разработку и согласование проекта, а затем и на строительство корабля. Если начать сейчас, то ввода УДК в строй стоит Докдоне раньше середины 2020-х годов.

Чтобы промышленность приобрела необходимый опыт, а флот получил в максимально сжатые сроки океанский десантный корабль с возможностями корабля управления и плавучего госпиталя, разумным представляется сократить масштаб задачи на первом этапе и обратить внимание на концепцию более простых и дешевых десантно-вертолетоносных кораблей-доков (ДВКД) меньшего водоизмещения. В качестве примера стоит привести ДВКД Rotterdam ВМС Нидерландов (введен в строй в 1998 году) водоизмещением 12750 тонн. Это один из представителей весьма успешного семейства Enforcer, служащего в ВМС Испании, Нидерландов, Великобритании и Австралии. Эти корабли обладают практически полным набором возможностей УДК, правда, в урезанном варианте.

http://zonwar.ru/images/flot/disant/Rotterdam_2.jpg

Освоив проект сравнительно небольшого ДВКД водоизмещением 11000-14000 тонн, Россия сможет приступить к разработке и строительству полноценных УДК. Три-пять подобных ДВКД — весьма разумное по критерию стоимости и эффективности дополнение к двум-трем УДК.

Тем не менее будем реалистами. Срыв контракта по «Мистралям» вкупе с геополитическими изменениями и ухудшившейся экономической ситуацией понизили приоритетность строительства крупных океанских десантных кораблей. На повестке дня, как отметил на недавнем заседании Морской коллегии главком ВМФ адмирал Виктор Чирков, — защита российских интересов на Черном море (читай: «вблизи Крыма») и в Арктике. Это неизбежно влечет некоторое снижение, как минимум в ближайшие годы, значения Тихого океана и Средиземного моря, куда, в первую очередь, и ориентировались российские «Мистрали».

http://lenta.ru/articles/2015/02/02/mistral/



Источник: cont.ws.

Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (8) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #8 написал: dima164 (3 февраля 2015 22:12)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 797
    Рейтинг поста:
    0
    Владимир Лаврин, ну Вы хоть в Википедию или военный журнал загляните и посмотрите характеристики этих дебаркадеров. Предлагаете использовать корабельную группировку для сопровождения 450 десантников и 16 вертолетов... Очень рационально. fellow
    Да и "штаб высокого уровня" соберется на плавсредстве с такой малой живучестью и НУЛЕВОЙ защищенностью при полном отсутствии у адмиралов инстинкта самосохранения... smile
    Ну, а если Медведев с Сердюковым в 2010 году предвидели стойку канала в Никарагуа, так я падаю ниц пред ними... wink Шутка! И не подумаю.

       
     


  2. » #7 написал: Русский украинец (3 февраля 2015 21:04)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1615
    Рейтинг поста:
    0
    Нет, без сомнения корабли такого типа России нужны, я так думаю французы никуда не денутся и нам их вернут и мы еще и неустойку не потребуем,(геополитика штука тонкая) короче ситуация разрешится. Автор статьи прав, начинать с нуля это очень дорого и долго. А для ситуации с никарагуанским каналом, этот корабль может доставить всю группировку сразу.

       
     


  3. » #6 написал: Владимир Лаврин (3 февраля 2015 18:19)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикации 3
    комментария 602
    Рейтинг поста:
    0
    dima164, по поводу мишени: такие корабли плавают только в составе корабельной группировки, которая и обеспечивает ПВО и ПРО. Использовать под штабные нужды имеющиеся флагманы неудобно, не рассчитаны они на это. Ещё раз процитирую " на «Мистрале» созданы все условия для работы штаба соединения, и не придется конфликтовать за рабочие места в главном командном посту, вычислительные мощности и каналы связи с боевым расчетом самого корабля, как это случается сейчас. Штаб, особенно высокого уровня, на борту боевого корабля сильно ограничивает возможности его применения по прямому назначению"

    По поводу операции в Ливии и т д: а зачем мы тогда ващще держим корабли в Средиземном море? Болтается там то Москва, то Великий, ради каких задач? Плюс слухи, что будем охранять стройку в Никарагуа.

       
     


  4. » #5 написал: Старый Пограничник (3 февраля 2015 16:21)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 832
    Рейтинг поста:
    0
    Лучшим вариантом конечно было бы чтобы лягушатники вернули деньги + неустойку. России стоит настаивать именно на этом способе разрешения спора в суде.

       
     


  5. » #4 написал: dima164 (3 февраля 2015 13:49)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 797
    Рейтинг поста:
    0
    Владимир Лаврин, попробую... Сугубо ИМХО.
    Опыт использования французами своих «Мистралей» в ходе операций в Ливии в 2011-м и в Мали в 2013 году показал, что эти корабли хорошо подходят для таких задач.
    думаю, у наших ВС нет задач по подобным операциям. И это главное (на мой взгляд)
    «Мистраль», сочетает в себе функции собственно крупного десантного корабля океанской зоны, корабля управления и плавучего госпиталя.
    не представляю себе целей Мистраля в океанской зоне... кроме отличной тренировочной цели. Для управления есть флагманский корабль. Использовать под госпиталь такую махину вообще смешно. А если одновременно использовать все эти "функции", то лучшей мишени для врага не найдешь.
    Повторюсь, это всего лишь мое мнение.

       
     


  6. » #3 написал: kalat (3 февраля 2015 12:50)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 323
    Рейтинг поста:
    0
    Интереснее всего когда и как мы деньги назад от французов получим и что будем делать когда и с деньгами кинут.

       
     


  7. » #2 написал: Владимир Лаврин (3 февраля 2015 12:25)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикации 3
    комментария 602
    Рейтинг поста:
    0
    dima164, а вы скажите своё ммнение развёрнуто. Опровергните мнение автора статьи, разбейте его контраргументами. А то кидаться "шкурками от банана" все могут.

       
     


  8. » #1 написал: dima164 (3 февраля 2015 11:40)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 797
    Рейтинг поста:
    0
    Такие "эксперты", как автор статьи, и сподвигли Медведева на подписание контракта по Мистралям...

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map