Прошлое и будущее полигона для испытаний уникального тактического оружия.
1 января 1907 года родился генерал-полковник артиллерии Василий Иванович Вознюк. Он начинал свою биографию на подмостках украинских провинциальных театров. А в конечном итоге возглавил старейший полигон Капустин Яр, на котором в конце 40-х годов начали проводить испытания ракетно-ядерного оружия. Здесь соблюдается режим повышенной секретности, в связи с чем существует распространенное мнение о том, что в советский период тут исследовались потерпевшие крушение инопланетные корабли.
Суфлер становится генералом
Василию Ивановичу Вознюку (1907 – 1976) на роду было написано стать комедиантом. Он появился на свет в семье артистов Харьковского драматического театра и большую часть детства провел за кулисами. С семилетнего возраста его стали привлекать к простеньким детским ролям. В юности, решив стать независимым от родителей, Василий Иванович начал колесить по югу России, подвизаясь в качестве суфлера и рабочего сцены в провинциальных театрах.
В 1923 году Вознюк решил переменить род деятельности, который не сулил в будущем ни признания, ни безбедного существования. И устроился в Мариуполе матросом на пароход каботажного плавания. А спустя два года, не имея за плечами среднего образования, поступил в Первую Ленинградскую артиллерийскую школу имени Красного Октября.
С этого момента его жизнь была связана с артиллерией. До войны он стал майором. Великую Отечественную войну встретил в звании подполковника. А в 1943 году стал генерал-лейтенантом. Его последняя «предполигонная» должность – заместитель командующего артиллерией Южной группой войск (Австрия).
В 1946 году Василий Иванович постановлением Совета Министров СССР № 01017-419 был назначен начальником ракетного полигона Капустин Яр. В этой должности Вознюк бессменно проработал 27 лет. Это был самый «горячий» период, когда буквально с нуля создавался ракетно-ядерный щит страны.
Веское слово министра животноводства
Нынешнее официальное название полигона - 4-й Государственный центральный межвидовой полигон Российской Федерации. При выборе его месторасположения произошел совершенно беспрецедентный случай, выбивавшийся из практики присвоения наивысшего приоритета вопросам обороноспособности при решении любых государственных задач. Первоначально предполагалось открыть полигон в районе станицы Наурской, где были наиболее благоприятные условия для построения инфраструктуры и создания трассы полетов протяженностью в 3000 км. Против такого решения возражал лишь один министр животноводства Козлов, заявивший о нежелательности отчуждения больших пастбищных площадей. Министра послушались, хоть его вес в кругу министров оборонного комплекса был и невелик.
И полигон начали строить вблизи села Капустин Яр, расположенного в Астраханской области. Его площадь равнялась 650 кв.км. При этом полигон захватывал еще и Атыраускую и Западно-Казахстанскую области Казахстана.
Строительство полигона велось с фантастической скоростью. Офицеры и строительные подразделения прибыли на место назначения 20 августа 1947 года. А уже 1 октября Вознюк отправил в Москву телеграмму о готовности полигона к старту баллистических ракет.
За месяц и 10 дней в голой степи была построена площадка №1 с испытательным стендом, бетонным столом, защитным бункером и монтажным корпусом. Были проведены шоссе и 20-километровая железнодорожная ветка с мостом через глубокий овраг, соединившая полигон с магистралью на Сталинград.
До конца 1948 года строители жили в палатках и землянках. Командный состав и специалисты разместились в прибывшем из Германии спецпоезде «Мессина».
В середине октября на полигон была доставлена первая партия ракет. Это были А-4 – собранные как в Германии, так и в подмосковном Калининграде в ОКБ-1 немецкие Фау-2.
18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут по московскому времени был произведен первый в СССР старт баллистической ракеты. Ракета поднялась на высоту 86 километров и, разрушившись при входе в плотные слои атмосферы, достигла поверхности Земли в 274 километрах от старта с отклонением около 30 км от цели. Первая серия пусков была произведена с 18 октября по 13 ноября 1947 года. В этот период были запущены 11 ракет Фау-2, 9 из которых достигли цели (хотя и с большим отклонением от заданной траектории) и 2 потерпели аварию.
Вся история тактического ракетного оружия
10 лет – с 1947 по 1957 год, пока не появился Байконур, - Капустин Яр был единственным полигоном, на котором испытывались баллистические ракеты. На следующий год после пусков Фау-2 здесь проводились испытания первой советской ракеты Р-1, которая летала не намного лучше, чем немецкий прототип.
Рост мощи ракетной отрасли страны начал отрабатываться на полигоне в 1949 году, когда пришел черед Р-2, дальность которой составила 550 км, а забрасываемый вес превысил тонну. В 1953 года настал черед Р-5. Это была уже ракета средней дальности, улетавшая на 1200 км с боеголовкой в 1 Мт. Р-12 обладала еще большей мощью.
Практически все, что делалось на полигоне при Василии Ивановиче Вознюке, имело новаторский характер. Здесь, в частности, проводились испытания первой советской твердотопливной ракеты РСД-10 (SS-20 по классификации НАТО), созданной в Московском институте теплотехники.
Именно она, имевшая уникальные характеристики, вызывала громадную головную боль у натовских военных. Именно ее в первую очередь вписали американцы в договор о разоружении в конце 80-х. И специальная комиссия США контролировала уничтожение этих ракет на полигоне Капустин Яр.
На полигоне испытывались не только баллистические ракеты. Здесь было принято на вооружение множество крылатых ракет различного назначения: морских, сухопутных, воздушных. Здесь обкатывались разнообразные пусковые комплексы: ЗРК, ПЗРК, ОТРК, системы залпового огня, средства ПВО и ПРО и т.д., и т.п.
Капустин Яр также использовался и используется для реализации космических программ. На нем производились и производятся и поныне запуски спутников различного назначения – научного, связного, навигационного, двойного, - обладающих небольшой массой.
Но в конце 80-х годов Капустин Яр «пустили под нож». Что было напрямую связано с подписанием договора о сокращении ракет среднего радиуса действия.
Восстановление разрушенного перестройкой
10 лет полигон находился, по сути, в законсервированном положении. Рабочее состояние его объектов, к счастью, поддерживалось, но на них ничего не происходило.
Жизнь вернулась в Капустин Яр в конце 90-х, когда возобновился запуск спутников. А затем дошел черед и до «больших дел» - испытаний ракетного оружия. Без этого полигона могли возникнуть значительные сложности при приеме на вооружение современных средств сдерживания – «Тополя-М» и «Ярса». Сейчас проходят испытания новой МБР РС-26 (ОКР «Рубеж»). Здесь была доказана работоспособность и высокая боеспособность уникального комплекса ПВО С-300В4.
Недавно завершились испытания С-400, который по своим возможностям не уступает системам ПРО. Следующим должен поступить на испытания комплекс С-500. Отсюда поступают в части уникальные оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М».
Что же касается исследований «летающих тарелок», то у полигона ни прежде, ни сейчас для этого просто нет ресурсов. Капустин Яр работает с максимальной загрузкой. Видимо, следы посещения Земли пришельцами надо искать в каком-то другом месте.
http://interpolit.ru/