Россия и Америка — давние соперники. Это соперничество распространяется практически во всех сферах: экономика, политика, влияние в мире. Всем знакомы такие «непрямые» военные конфликты, как Афганистан и Вьетнам. Запад и восток всегда не ладили. Но ничто так не злит Американцев, как русская военная техника. Это и понятно, русские всегда умели дать своим заморским коллегам по бейсболке. Очередным вызовом для США стала презентация российского истребителя Т-50. Эта крылатая машина относится к истребителям пятого поколения и соответствует всем современным требованиям.
Разработка истребителя началась еще в 2002 году. Прототип под кодовым именем ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой защиты) начал свой путь к серийному образцу в ОКБ «Сухого», используя наработки РСК «МиГ» под кодовым названием «изделие 1.44″ и экспериментального Су-47 «Беркут». Это самолеты конца 80-х годов, относящиеся также к пятому поколению, которым не суждено было попасть на конвейер из-за распада СССР и отсутствия финансирования.
Секретный проект ПАК ФА был инициирован Министерством обороны РФ в ответ на нерешенный вопрос 80-х — истребитель F-22 ВВС США. Кроме того, стало известно,что американские инженеры готовят России еще один сюрприз — тактический истребитель-бомбардировщик F-35. Этот самолет отличается от своего собрата F-22 более современным оборудованием и увеличенной дальностью поражения противника. Перед проектом ПАК ФА предстала непростая задача — сделать истребитель превосходящий не только F-22 “Raptor”, но и F-35. А этого означало, что российский самолет должен был не только соответствовать стандартам пятого поколения, но и превосходить их. К истребителям пятого поколения применяются следующие требования:
кардинальное уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации, а также на режимы повышенной скрытности;
многофункциональность, то есть высокая боевая эффективность при поражении воздушных, наземных и надводных целей;
наличие круговой информационной системы;
полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;
способность самолета сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки с высокими перегрузками;
способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности;
автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех;
повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолёта индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками;
аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта без сколько-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов;
самолёт должен «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета.
Нелегкая задача для российских авиаинженеров, не так ли? Для достижения этих требований были созданы совершенно новые узлы истребителя.
Двигатель
Турбореактивный двухконтурный двигатель «АЛ-41Ф1» с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, разработанный ОАО «НПО „Сатурн“» по заказу ОАО «ОКБ „Сухого“», удовлетворяющий всем требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления и плазменную систему зажигания.
Радио- и оптоэлектронное оборудование В НИИП имени В. В. Тихомирова была разработана новая радиолокационная станция с АФАР (активная фазированная антенная решётка), содержащая 1526 приёмопередающих модулей, что обеспечит самолёту большую дальность обнаружения, многоканальность сопровождения целей и применения по ним управляемого ракетного оружия. ПАК ФА оснащён новой оптико-локационной станцией «ОЛС-50М», которая позволит получить преимущество в обнаружении малозаметных воздушных целей и может стать первичным датчиком в воздушном бою с самолётами F-22 и F-35.
Малозаметность
Снижение заметности Т-50 в радиодиапазоне обеспечивается формой, поглощающими и отражающими радиоволны материалами в конструкции и покрытии планера самолета. В частности кромки крыла и других элементов планера ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а поверхности наклонены в четко определенном диапазоне углов. Также в конструкции исключено взаимное расположение поверхностей под углом 90° во избежание эффекта уголкового отражателя. Радиопоглощающие материалы конструкции и покрытия планера в значительной степени снижают силу отражаемых сигналов. В некоторых случаях (например в остеклении кабины) применяются отражающие материалы. Также снижение радиозаметности стало одной из основных причин размещения части вооружения во внутренних отсеках.
Вооружение
Истребитель будет оснащен 30-миллиметровой пушкой. ПАК ФА Т-50 должен получить ракеты нового поколения класса «воздух-воздух», которые, по некоторым данным, будут квадратными в сечении для уменьшения размеров внутренних отсеков, а также ракеты «воздух-земля», противокорабельные ракеты и корректируемые авиабомбы. Для поражения воздушных целей на новом российском истребителе могут применяться новые ракеты сверхбольшой дальности КС-172, разрабатываемые ОКБ «Новатор». Их предполагаемая дальность составляет до 400 километров. В числе другого вооружения могут использоваться управляемые ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-77 (аналог американской AIM-120 AMRAAM), а также малой дальности типа Р-73. Разработчиком этого вооружения является российское ГосМКБ «Вымпел».
Многие элементы проекта ПАК ФА находятся на стадии разработки и требуют доработок (например, двигатель точно стоит “временный”). Несмотря на это, Т-50 уже сейчас превосходит американские F-22 и F-35 практически по всем характеристикам. Например, дальность полета самолета F-22 — 2900 км, F-35 — 2200 км, а русского Т-50 — около 4000 км. Дальность обнаружения цели у F-22 — 200 км, а у T-50 — около 400 километров. Что касается маневренности — авиационный комплекс Т-50 превосходит F-35 на голову. По информации, попавшей в прессу, у F-35 есть проблемы с выходом на сверхзвуковую скорость без форсажа, кроме того его боевая грузоподъемность тоже под сомнением. Похоже, что американская компания Lockheed Martin, создавшая самолет, пытается не потерять контракт с Министерством обороны США. Пока американцы спорят и засоряют прессу громкими опровержениями, русские инженеры из ОКБ «Сухого» продолжают дорабатывать и улучшать свой проект. Какие здесь могут быть споры, когда T-50 может просто улететь от современного F-35, не используя форсаж. Уже через 1000 км американскому истребителю придется прекратить преследование, чтобы хватило топлива обратно на базу. Еще один скандал поднялся в прессе, когда произошла утечка информации из австралийского центра авиаисследований.
Там проводили компьютерное моделирование ближнего боя американского F-22 и русского Су-35, который уже давно стоит на вооружении армии России. Су-35 — истребитель четвертого поколения, F-35 — пятого. Но это не помешало Су-35 одержать сокрушительную победу над американским самолетом, используя преимущества в ближнем бою. Можно предположить, что будет, когда схлестнутся два «равных» самолета. Генеральный директор Lockheed Martin прокомментировал это событие: «Наша задача состоит в том, чтобы Су-35 даже не смог приблизится к F-35». В его словах есть доля правды: истребитель F-35 может поражать цели с расстояния в 300-400 километров, но Т-50 ничем не хуже и даже лучше. Россия собирается продавать свои самолеты на экспорт уже в 2016 году, в этом же году планируется поставка ПАК ФА в регулярные войска РФ. Как утверждают в печати, цена одной машины может составить до 70-80 миллионов долларов. Это существенно больше стоимости нынешних российских боевых самолетов, однако практически вдвое меньше, чем цена американских F-22 и F-35. Вот и получается, что соперники из США вложили 120 миллиардов долларов в разработку F-35, а уступили российской разработке 80-х годов. Видимо, американцам придется снова вкладывать большие деньги, чтобы противостоять T-50, или смирится со вторым местом.
Одно никак не укладывается в моей голове: зачем вообще тратить такие колоссальные деньги на уничтожение себе подобных? «Мы обеспечиваем безопасность граждан США!» — постоянно твердят американские военные. Извольте, но мне больше знакомы случаи, когда так называемая оборона США идет в откровенное наступление. В большинстве случаев на неравных противников, которые не смогут сбить и одного F-35. Знаю, вы сейчас дочитали предыдущее предложение и подумали, что я записался в «капитаны Очевидность». Но в свете последних событий в мире вас не ужасает, насколько далеко зашла конфронтация США и РФ? Я уверен, что соперничество должно быть, но, безусловно, мирным. Есть масса способов утереть друг другу нос, и для этого не обязательно наращивать военную мощь. На самом деле мы все хотим мира, но по каким-то причинам это не мешает нашим правительствам желать друг другу зла. Пока я писал эту статью, истребитель T-50 совершил с десяток испытательных полетов и скоро поступит на вооружение, а специалисты из Lockheed Martin, узнав об этом, уже «чертят» новый, еще более смертоносный самолет.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #2 написал: rassvet (10 сентября 2014 17:43) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 892
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 402
Рейтинг поста: