Чуть более двух недель назад в статье «Потери ВВС Украины: по обновленным данным…» мы рассматривали последние на тот момент успехи ополчения Новороссии в деле противовоздушной обороны и связанное с этим уменьшение парка техники украинских военно-воздушных сил. За прошедшее время боевые действия на территории непризнанных Луганской и Донецкой народных республик не прекратились. Продолжаются столкновения и обстрелы с использованием артиллерии, а также авиационные налеты. Как и ранее, ряд боевых вылетов самолетов ВВС Украины завершился потерей техники: зенитчики ополчения вновь показали свои навыки работы в боевой обстановке. Рассмотрим потери украинских ВВС с 16 июля и до сегодняшнего дня.
В соответствии со сложившейся «традицией» источником информации будут базы данных проекта Aviation Safety Network (ASN). Напомним, целью проекта ASN является сбор и обработка данных об авиационных происшествиях по всему миру. Для удобства пользователей в рамках проекта работают две базы данных: ASN Aviation Safety WikiBase и ASN Aviation Safety Database. Первая является источником «сырой» информации и доступна для редактирования всем участникам проекта. Происшествия, подтвержденные несколькими источниками, заносятся в основную базу ASN Aviation Safety Database. Ее пополнением занимаются редакторы проекта.
Ополченцы осматривают обломки одного из Су-25, сбитых 23 июля
За рассматриваемый нами период основная база данных проекта ASN пополнилась лишь двумя записями об авиационных происшествиях, помеченными желто-голубым флажком. Следует отметить, в обоих этих случаях были потеряны самолеты, не принадлежащие ВВС Украины. Первый инцидент — трагедия с малазийским пассажирским самолетом Boeing 777, упавшим 17 июля недалеко от города Торез (ДНР). В катастрофе погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа. Причины происшествия выясняются, наиболее популярной версией является атака с использованием зенитного ракетного комплекса. Эта катастрофа сразу стала инструментом политических спекуляций, что серьезно затрудняет расследование.
Уничтожение второго самолета, произошедшее 17 июля, обошлось без жертв. По данным базы ASN Aviation Safety Database, в этот день две боевые машины Нацгвардии Украины атаковали самолеты на аэродроме Тарасовка. Был уничтожен самолет Ан-2Т (регистрационный номер UR-BNK), принадлежавший Обществу содействия обороне Украины (ТСОУ). Никто не пострадал, но самолет не подлежит восстановлению.
Как всегда бывает с базами данных Aviation Safety Network, списки WikiBase пополняются гораздо активнее, чем основной лист авиационных происшествий. Так, с 17 июля и до сегодняшнего дня в ASN Aviation Safety WikiBase появились 12 новых записей, две из которых вскоре попали в основную базу данных («Боинг-777» и Ан-2Т, уничтоженные 17 июля). Следует отметить, в контексте потерь ВВС Украины нельзя рассматривать еще два инцидента, произошедшие в интересующий нас период. 17 и 26 июля в Черкасской и Львовской областях разбились два самолета Lilienthal X-32 Bekas в сельскохозяйственной и пассажирской модификациях соответственно. Каждая из этих катастроф унесла жизнь одного летчика.
Интересен тот факт, что одновременно с записью об уничтоженном Ан-2Т в базу данных ASN Aviation Safety Database не были добавлены сведения о двух других самолетах, уничтоженных 17 июля на аэродроме Тарасовка. По данным WikiBase, в этот день фатальные повреждения получили частный самолет Як-18Т (рег. Номер UR-VELL) и учебно-тренировочный Aero Vodochody L-29 Delfin (бортовой номер «51 желтый»), принадлежавший ТСОУ. Более того, упоминается, что на аэродроме Тарасовка 17 июля были уничтожены шесть самолетов ТСОУ и один частный Як-18Т. По данным проекта ASN, причиной уничтожения самолетов стали подозрения в том, что они используются луганским ополчением для полетов на территорию России.
23 июля донецкие ополченцы сообщили об уничтожении двух штурмовиков Су-25. Бортовые номера машин и подробности успешной атаки неизвестны. Утверждается, что самолеты были сбиты вблизи от места падения малазийского «Боинга». Летчики катапультировались и, по-видимому, были эвакуированы.
1 августа список уничтоженной ополченцами техники ВВС Украины пополнился еще одним типом. Рядом с городом Шахтерск был сбит разведывательный беспилотный летательный аппарат Ту-143 «Рейс» (б/н 644), никто не пострадал. Интересен тот факт, что на имеющихся фото- и видеоматериалах не заметны какие-либо серьезные повреждения беспилотника, которые могли быть нанесены зенитными средствами. При этом украинские источники утверждают, что «Рейс» был сбит при помощи зенитного ракетного комплекса семейства «Бук».
Боец ополчения позирует на фоне сбитого беспилотника
2 августа между городами Енакиево и Макеевка был сбит очередной штурмовик Су-25 (б/н неизвестен). Пилот катапультировался и, вероятно, был эвакуирован. Обломки самолета были найдены на следующий день, в результате чего появилась видеозапись, подтверждающая победу ПВО ополченцев.
Несложные подсчеты на основе данных, имеющихся в базах проекта Aviation Safety Network, позволяют определить общие потери военно-воздушных сил Украины за несколько месяцев т.н. антитеррористической операции:
— 9 штурмовиков Су-25 (один из них стал трофеем ополченцев);
— 5 боевых вертолетов Ми-24;
— 3 многоцелевых вертолета Ми-8;
— 1 разведывательный самолет Ан-30;
— 1 военно-транспортный Ил-76МД;
— 1 военно-транспортный Ан-26;
— 1 фронтовой бомбардировщик Су-24;
— 1 БПЛА Ту-143.
Следует обратить внимание на распределение потерь ВВС Украины по месяцам. Подобная информация может раскрыть некоторые интересные особенности ситуации в воздухе Новороссии:
— за апрель ополченцы сбили лишь один вертолет Ми-8;
— в мае были уничтожены 4 вертолета Ми-8 и Ми-24;
— в июне ВВС Украины потеряли 3 самолета и 3 вертолета разных типов;
— в июле ополченцы сбили 10 самолетов и ни одного вертолета;
— за первые дни августа украинские ВВС лишились одного самолета, а также потеряли один БПЛА.
Нетрудно заметить, что в начале «антитеррористической операции» вооруженные силы и другие формирования Украины активно использовали имеющиеся боевые и многоцелевые вертолеты. Однако применение подобной техники в боях с ополченцами ЛНР и ДНР не обошлось без серьезных потерь: чуть менее чем за три месяца «террористы» уничтожили 8 вертолетов Ми-8 и Ми-24. Как следует из структуры потерь в следующие месяцы, подобные потери оказались фатальными для вертолетного парка ВВС Украины. Последнее сообщение о повреждении или уничтожении украинского вертолета пришло 24 июня. Вероятно, после этого украинские военные не имеют возможности активно использовать вертолетную технику ввиду недостаточного количества пригодных к эксплуатации машин или полного их отсутствия.
После 24 июня ВВС Украины не потеряли ни одного вертолета. При этом украинская авиация постоянно теряет боевые и транспортные самолеты. Вполне возможно, что отсутствие вертолетов привело к некоторому изменению тактики работы авиации: командование вынуждено бросать в бой штурмовики. В свете наличия у ополчения Новороссии достаточно развитой противовоздушной обороны это приводит к новым потерям. Особенно «жарким» в этом отношении выдался июль, в течение которого украинские вооруженные силы безвозвратно потеряли 10 самолетов нескольких типов, один из которых стал трофеем ополченцев и, как сообщалось, уже совершает боевые вылеты.
В середине марта Минобороны Украины подсчитало потенциал своих ВВС. Согласно докладу ведомства, на тот момент в состоянии, пригодном к эксплуатации и выполнению боевых задач, находилось не более 10-12 вертолетов и 40-50 самолетов. Таким образом, ополченцы за несколько месяцев заметно сократили боевой потенциал ВВС Украины, уничтожив почти все вертолеты и около трети самолетов, пригодных к эксплуатации. Кроме того, не следует забывать несколько самолетов и вертолетов, получивших серьезные повреждения и отправленные на ремонт. Сроки восстановления этой техники неизвестны.
События последних недель говорят о том, что парк боеспособной авиационной техники ВВС Украины продолжает сокращаться. Ополченцы уже нанесли серьезный ущерб вертолетной авиации и фактически вывели ее из игры. Теперь они продолжают планомерно уничтожать боевые самолеты противника. С учетом крайне плохого состояния украинских военно-воздушных сил все это позволяет делать негативные прогнозы.
Тем не менее, новые киевские власти, похоже, видят сложившуюся ситуацию и понимают связанные с ней риски. Результатом такого понимания можно считать новости, пришедшие из Николаева в самом конце июля. В настоящее время на аэродроме Кульбакино (г. Николаев) находятся 37 истребителей МиГ-29 и МиГ-29УБ, а также один учебно-тренировочный самолет L-39. Ранее эти самолеты базировались на аэродроме Бельбек в Крыму и эксплуатировались 204-й бригадой тактической авиации ВВС Украины. После известных событий, в апреле была достигнута договоренность о возвращении украинской техники ее хозяевам в лице ВВС Украины. Передача самолетов продолжалась до начала июня, после чего была приостановлена на неопределенный срок.
«Бельбекские» истребители были в крайне плохом состоянии, из-за чего вывозились на территорию Украины при помощи автомобильного транспорта. После передачи самолетов украинские специалисты начали их ремонт и восстановление. В работах участвуют сотрудники Львовского авиаремонтного завода и специалисты военно-воздушных сил. 31 июля издание «Крила України» сообщило о завершении ремонта первого из самолетов, ранее базировавшихся в Крыму. Первым самолетом, прошедшим ремонт, стал истребитель МиГ-29 б/н «28 синий». В дальнейшем командование ВВС намерено восстановить хотя бы часть переданных самолетов 204-й бригады.
Первый из отремонтированных МиГ-29. Фото «Крила України»
Ремонт первого самолета МиГ-29 занял не более полутора-двух месяцев. Таким образом, в обозримом будущем действительно может быть восстановлена, как минимум, часть техники 204-й бригады тактической авиации. Нельзя исключать, что ремонт пройдет техника и других подразделений. При этом уже сейчас можно строить предположения о дальнейшей судьбе отремонтированных самолетов. По-видимому, истребитель «28 синий» уже в самое ближайшее время может отправиться на восток Украины для участия в «антитеррористической операции».
Таким образом, в настоящее время дальнейшая судьба ВВС Украины зависит исключительно от ремонтников, которые должны восстанавливать непригодную к эксплуатации технику. Как следствие, парк «антитеррористических» самолетов и вертолетов будет пополняться усилиями ремонтных заводов и вскоре сокращаться благодаря действиям ПВО ополченцев. Все это приводит к нехитрой формуле: война продолжается — продолжаются потери ВВС Украины.
По материалам сайтов:
http://aviation-safety.net/
http://twower.livejournal.com/
http://bmpd.livejournal.com/
http://ria.ru/