Исламабад обладает сильнейшими войсками в исламском мире; в союзе с китайцами и саудитами он представляет потенциальную угрозу РоссииПакистан как государство возник в 1947 году в процессе предоставления независимости Британской Индии и сразу оказался в состоянии войны с Индией. С тех пор между этими странами были еще две «большие» войны и серия более мелких конфликтов. Стороны до сих пор имеют друг к другу значительные территориальные претензии, в первую очередь — в Кашмире (на севере обеих стран). Этим противостоянием определяется военное строительство в Пакистане на протяжении всей его истории. В частности, именно для сдерживания Индии было создано пакистанское ядерное оружие и средства его доставки.
На протяжении уже полувека Исламабад является стратегическим союзником одновременно Пекина и Вашингтона. Именно Китай и США, а также Франция стали основными поставщиками боевой техники в Пакистан. Данная ситуация сохраняется до сего времени, однако постепенно Исламабад склоняется в сторону Пекина. По китайским проектам и лицензиям в стране производятся танки «Аль-Халид» и истребители JF-17, строятся боевые катера. Активным участником китайско-пакистанского военного сотрудничества является Украина, поставляющая для совместной техники различные комплектующие, в частности — двигатели.
Пакистан оказывает очень большое влияние на ситуацию в соседнем Афганистане, в значительной степени контролируя движение «Талибан».
Сухопутные войска Пакистана организационно делятся на девять армейских корпусов (1-й, 2-й, 4-й, 5-й, 10-й, 11-й, 12-й, 30-й, 31-й), два командования и группу ССО. В составе корпусов — 18 пехотных, по две бронетанковые, механизированные и артиллерийские дивизии, десять бронетанковых, одна механизированная, по шесть пехотных и артиллерийских, одна противотанковая, две ПВО бригады. Командование ПВО включает две дивизии ПВО, Командование стратегических сил — две ракетные дивизии. Группа ССО включает две бригады (семь батальонов).
Именно в сухопутных войсках (в Командовании стратегических сил) находится весь ракетно-ядерный арсенал Пакистана. Его состав известен лишь весьма приблизительно. На вооружении имеется до 25 ракет «Гхори» (дальность полета — 1300 километров, масса БЧ — 700–1000 килограмм), до 85 «Газнави» (она же «Хатф-3»; 290–400 километров, 700 килограмм), до десяти «Шахин-1» (750 километров, 700 килограмм), 105 «Хатф-1» (70–100 километров, БЧ — 500 килограмм). Все ракеты способны нести как ядерные, так и обычные БЧ, количество ядерных БЧ составляет 140–160. Разрабатывается ряд новых ракет, как баллистических, так и крылатых.
Пленные пакистанские офицеры во время второй индо-пакистанской войны. Фото: PUNJAB PRESS / AFP / East News
Наиболее современными танками являются 320 украинских Т-80УД и 600 «Аль-Халид», которые строятся в Пакистане по китайской лицензии и представляют собой экспортную версию танка Туре 96. Кроме того, имеются 500 относительно новых китайских танков Туре 85II, 450 более старых Туре 79 и 400 Туре 69, 600 совсем старых Туре 59 и 600 модернизированных в самом Пакистане «Аль-Заррар», а также 50 легких танков Туре 63. На хранении находятся наиболее устаревшие танки — 54 советских Т-54/55, 300 американских М48А5.
На вооружении состоят 1600 американских БТР М113 и 400 созданных на их основе в самом Пакистане БТР «Талха», 90 старых английских бронеавтомобилей «Феррет», 1260 турецких бронеавтомобилей «Акреп» и 10 «Кобра», 140 египетских БТР «Фахд», 169 советских БТР-70, 80 китайских БТР Туре 63, 46 немецких UR-416, шесть чешских ОТ-64.
В войсках имеется 50 старых американских САУ М7 (105 мм), 665 несколько более новых М109А2/4/5, 213 китайских колесных САУ SH-1 (155 мм), 260 американских М110А2 (203 мм). На вооружении состоит около 3,7 тысячи буксируемых орудий, 2350 минометов. Все РСЗО — китайского производства. Это 52 «Азар» (Туре 83, собранные в самом Пакистане) и 72 KRL-122 (122 мм), 100 новейших А-100, скопированных с российского «Смерча» (300 мм).
На вооружении находится 3,5 тысячи старых немецких ПТРК «Кобра», 8,2 тысячи американских «Тоу» (в том числе 24 самоходных М901), 1,9 тысячи советских «Рефлекс» (куплены в Белоруссии и на Украине), а также 200 китайских противотанковых орудий Туре 56 (85 мм).
Войсковая ПВО имеет на вооружении 2650 местных ПЗРК «Анза» и 200 китайских HN-5А (оба скопированы с советской «Стрелы-2»), 350 американских «Стингер», 230 французских «Мистраль», 930 шведских RBS-70, а также около одной тысячи зенитных орудий.
Истребитель F-7PG. Фото: Zohra Bensemra / Reuters
В армейской авиации имеется 43 легких самолета, 53 американских боевых вертолета АН-1 «Кобра», около 400 многоцелевых и транспортных вертолетов.
ВВС Пакистана организационно делятся на пять Командований — Стратегическое, Северное, Центральное, Южное, ПВО.
Наиболее современными боевыми самолетами являются 72 американских истребителя F-16 (30 А, 24 В, 12 С, 6 D) и 49 китайских JF-17, которые производятся в Пакистане по китайской лицензии. Имеется также более 300 старых истребителей — 127 китайских J-7Р (китайский вариант советского МиГ-21) и 18 учебно-боевых JJ-7, до 89 французских «Мираж-5» и до 93 «Мираж-3», а также до 13 разведчиков «Мираж-3RР». 40 китайских штурмовиков Q-5 выведены из состава ВВС, но пока находятся на хранении.
Имеется восемь самолетов ДРЛО (по четыре китайских ZDK-03 и шведских Сааб-2000), два американских самолета электронной разведки «Фалкон-20F», четыре советских заправщика Ил-78 (куплены на Украине), 40 транспортных и 280 учебных самолетов, 20 вертолетов.
Наземная ПВО имеет на вооружении до 12 батарей (по 6 ПУ) китайского ЗРК HQ-2 (копия советского С-75), 144 французских ЗРК малой дальности «Кроталь».
ВМС Пакистана имеют в своем составе пять французских подлодок типа «Агоста» (две более старых «Агоста-70» «Хашмат», три новейших «Агоста-90Б» «Халид») и три итальянских диверсионных СМПЛ «Космос» MG110.
Основу надводного флота составляют 11 фрегатов — «Аламгир» (американский типа «Оливер Перри»), четыре типа «Зульфикар» (китайские пр. 053Н3), шесть типа «Тарик» (английские типа «Амазон»).
Из девяти ракетных катеров два новейших типа «Азмат» построены в Китае, три типа «Джалалат» и два типа «Джуррат» — в самом Пакистане по китайским проектам, два типа MRTP-33 — в Турции.
Испытания баллистической ракеты «Газнави». Фото: Inter Services Public Relations / AP
Имеется восемь сторожевых катеров, три тральщика, четыре десантных катера на воздушной подушке (английские типа «Грифон»).
Морская авиация имеет в своем составе пять французских противолодочных самолетов «Атлантик» и семь американских Р-3С, семь голландских патрульных самолетов F-27, шесть транспортных самолетов, 18 противолодочных вертолетов (шесть американских «Си Кинг», 12 американских Z-9С; еще три английских «Линкс» на хранении), шесть французских многоцелевых вертолетов SA319В.
Хотя через территорию Пакистана проходит основная часть натовского транзита в Афганистан, иностранных войск на территории страны нет.
В целом, с учетом наличия ядерного оружия и средств его доставки, а также достаточно высокого уровня боевой и морально-психологической подготовки личного состава, ВС Пакистана можно считать сильнейшими в исламском мире. Тем не менее они существенно уступают по своему потенциалу ВС Индии. Сдерживать эту страну от разгрома Пакистана помогают его собственный ядерный арсенал и тесный союз с Китаем.
Существует не очень большая, но и не пренебрежимо малая вероятность прихода к власти в Пакистане исламских радикалов, которые в этом случае получат доступ к ракетно-ядерному арсеналу страны, что создаст угрозу для всего человечества.
С Россией Пакистан не граничит и вообще находится довольно далеко от нее, тем не менее это наш давний, проверенный и испытанный враг, как минимум со времен нашей афганской войны. Самая очевидная угроза со стороны Пакистана сегодня — поддержка им афганских талибов, которые после ухода натовцев из Афганистана могут создать нам большие проблемы в Центральной Азии (в худшем варианте — и на нашей собственной территории). Угроза почти столь же очевидная — вышеупомянутая вероятность прихода к власти в Пакистане исламских радикалов. Пакистанские ракеты до России пока не долетают, но новые ракеты с китайской помощью разрабатываются очень активно.
Исламисты из движения «Талибан» в северной части Пакистана. Фото: Veronique de Viguerie / Getty Images / Fotobank.ru
Следующее их поколение уже будет доставать до Сибири и Урала. При этом надо понимать, что в отличие от нынешних иранских властей, суннитские радикалы, получи они доступ к ядерным ракетам, вполне способны пойти на шаги откровенно самоубийственного характера. Суицидальный терроризм — чисто суннитское порождение, а если в массовом порядке самоподрывами занимаются отдельные индивидуумы, никто не сказал, что на это не может пойти целое государство.
Впрочем, даже нынешний Пакистан, в котором радикалы к власти еще не пришли, уже почти не скрывает готовности продать Саудовской Аравии ядерные заряды для имеющихся у Эр-Рияда китайских ракет «Дунфэн-3», уже сейчас способных достать до юга России. При этом в Саудовской Аравии радикалы (ваххабиты), по сути, находятся у власти уже сейчас. Правда, королевская семья слишком любит роскошь и не хочет ею жертвовать, но есть в этой стране настоящие «отморозки», причем очень высокопоставленные…
Необходимо отметить еще один момент, который у нас видеть не принято. Со времен нашей афганской войны из тогдашней антисоветской коалиции сложилась неформальная ось (поистине ось зла) Пекин — Исламабад — Эр-Рияд. Причем Пакистан является в ней важнейшим связующим звеном как географическим, так и политическим. В частности, ядерное оружие Пакистан создал в основном на китайских технологиях и почти исключительно на саудовские деньги. Несколько десятилетий эта ось была не очень заметна. Но чем дальше, тем более она станет очевидной.