Два американских стратегических бомбардировщика B-2 Spirit переброшены на авиабазу Королевских ВВС Fairford в Англии для «кратковременного развертывания» в трех часах лета от России, сообщает The Washington Times.
Сразу же появилась статья «Признаки того, что США планируют ядерную атаку против России» (OpEdNews.com). В которой привязывалась переброска этих самолетов к возможной эскалации противостояния России и США вплоть до начала ядерного конфликта. Стоит ли нам всерьез опасаться этого жеста со стороны Америки и действительно ли два В-2 являются предвестниками ядерного апокалипсиса?
Для начала рассмотрим применение данного самолета в классическом ядерном конфликте, как планировалось это применение, и какие изменения произошли с течением времени.
До распада Советского Союза В-2 планировались для поражения стационарных объектов с заранее известными координатами расположения. Однако с появлением и развертыванием ПГТРК «Тополь» в 1985 году в программу В-2 было предложено внести коррективы. Так, предполагалось использовать этот бомбардировщик в качестве «Дровосека «Тополей».
Краткая суть замысла. На орбите предполагалось развернуть группировку спутников типа КН-11 и КН-12 с возможностью обнаружения малоразмерных объектов в режиме времени, близком к реальному. Данная группировка спутников использовалась бы для разведки в интересах действовавших над территорией России В-2, осуществляя поиск целей и передачу координат в режиме реального времени. И последующее уничтожение «Тополей» гарантировало бы относительную безопасность Америки в случае ядерного конфликта.
Однако при реализации проекта и с дальнейшим течением времени возникли следующие проблемы. Так, еще в 1980 году аналитическая оценка перспектив развития советской ПВО показала возможность уверенного обнаружения и поражения самолетов с ЭПР проекта АТВ средствами ЗРК и истребителями-перехватчиками типа МиГ-31. Собственно, поэтому для В-2 обеспечили возможность совершения длительных маловысотных «бросков». Окончание «холодной войны» внесло коррективы в реализацию данного сценария применения В-2. Так, количество самих В-2 существенно меньше, чем планировалось изначально. Поэтому удар по «Тополям» теряет смысл, так как уничтожение какого то количества «Тополей» неизбежно вспугнет остальные. Таким образом, односторонний ядерный удар исключается даже при условии поражения стационарных ракет и других составляющих российской ядерной триады.
Кроме того, орбитальная группировка спутников КН-11 составляет всего два спутника. Такое количество спутников позволяет обработать лишь 1/60 территории, где развернуты МБР «Тополь» согласно договору СНВ-1. Эскалация противостояния естественным образом расширит районы базирования наших ракет.
Применение В-2 в Югославии показало проблемы с идентификацией целей. Время обработки информации о целях и реагировании на нее со стороны В-2 также было очень велико. Пока В-2 выходил в заданный район, цели в виде колонн с техникой успевали покинуть его. Часто происходила ошибочная идентификация. Таким образом, в случае ядерного конфликта В-2 будет применяться для уничтожения стационарных объектов; решать другие задачи он не сможет ввиду слабого технического обеспечения космической группировки спутников и ввиду малого количества самих самолетов.
Однако ожидать, что В-2 сможет свободно летать в зонах, насыщенных ПВО, полагаясь на свою невидимость, нет никаких оснований. Что, собственно, и подтверждается боевым применением В-2. Каждые вылеты В-2 обеспечивались поддержкой самолетами ДРЛО Е-3, Е-8, ЕА-6В и F-15, что противоречит концепции применения самолетов stealth.
Рассматривалось применение В-2 в качестве ударного самолета. Так, в 2000-х годах рассматривалось применение В-2 для уничтожения танковых группировок противника. Предполагалось, что В-2 сможет за вылет уничтожить до 350 танков противника при помощи УПАБ класса SDB. Такое применение на переднем крае очень опасно для бомбардировщика ввиду высокой вероятности стать добычей либо фронтовых истребителей, либо быть сбитым ЗРК. Стоимость же потерянного В-2 будет превышать стоимость всей уничтоженной танковой армады. Даже если там будут самые новейшие образцы Т-90.
Также возможно совместное применение В-2 с В-1В в качестве лидера для последних. «Спирит» будет прорубать «просеку» в ПВО для последних при помощи ракет АМG-88. «Лансеры» же будут поражать основные цели неядерными боеприпасами. Применение вместо «Лансеров» ветеранов В-52 чревато для последних крупными неприятностями ввиду отсутствия многорежимности. Совместное применение В-2 и F-22 затруднено малым радиусом действия последних. Использование же самолетов-заправщиков для F-22 будет хорошим маркером для ПВО, свидетельством присутствия «невидимок». Использование большого количества самолетов сопровождения и обеспечения в ходе боевых операций свидетельствует о том, что В-2 и в дальнейшем будет использоваться как классический бомбардировщик. Отказ же ВВС США от закупок дополнительного количества В-2 по сниженной цене также свидетельствует о том, что ВВС США в конечном итоге получили в свое распоряжение не совсем то, на что рассчитывали. Кроме того, рассматривание в качестве основных противников комплексы С-300ПМУ2 и С-400 при проектировании замены В-2 дают нам возможность предположить, что заданная планка С-300 нынешним поколением «невидимок» так и не преодолена.
Таким образом, качественно-количественная группировка В-2 никоим образом не является свидетельством подготовки ядерного удара по России. Реальным же свидетельством подготовки ударов В-2 будет именно наращивание группировки самолетов обеспечения и прикрытия. Если они и будут применяться, то только по «югославскому» сценарию в пределах юго-востока Украины. Однако даже такой вариант сопряжен с чрезмерным риском. Таким образом мы имеем дело с обычной «недружественной» демонстрацией силы со стороны США.
Источник
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1530
Рейтинг поста: