29 мая на полигоне 3-го ЦНИИ Минобороны в Бронницах (Московская область) состоялся показ современных и перспективных образцов автомобильной техники отечественной разработки. Несколько организаций показали свои последние разработки. Большая часть машин, показанных в Бронницах, уже известна специалистам и любителям военной техники. Кроме того, на выставке был показан новый бронеавтомобиль «Ансырь», разработанный по заказу министерства внутренних дел.
Броневик «Ансырь» был разработан специалистами кафедры «Колесные машины» (СМ-10) МГТУ им. Н.Э. Баумана. Тендер на разработку перспективного бронеавтомобиля с шифром «Ансырь» (ансырь или анцырь – старинная единица массы, равняется 1,3 фунта или 128 золотникам) был объявлен весной 2011 года. Перспективная бронемашина предназначается для использования в различных подразделениях МВД и, возможно, вооруженных сил. Задачей этой машины является патрулирование, поддержка спецопераций, а также сопровождение и охрана колонн. При разработке этой машины учитывалась необходимость защиты экипажа и агрегатов машины от пуль стрелкового оружия и осколков взрывных устройств или снарядов. Кроме того, авторы проекта уделили большое внимание возможности пересечения водных преград вплавь.
[AD]При рассмотрении броневика «Ансырь» первым делом в глаза бросается его характерный внешний вид, заставляющий вспомнить о некоторых зарубежных машинах этого класса. Некоторые особенности конструкции «Ансыря» напоминают французский броневик Panhard VBL и турецкий Otocar Cobra. Примечательно, что несколько лет назад активно ходили слухи о возможности лицензионного производства французских машин VBL на российских предприятиях, которые, однако, так и не получили никакого подтверждения.
Броневик «Ансырь» имеет боевую массу на уровне 4 тонн и способен развивать на шоссе скорость до 125 км/ч. Утверждается, что для разгона до 100 км/ч ему требуется 25 секунд. Такие характеристики обеспечиваются при помощи двухосного полноприводного шасси и двигателя мощностью 180 л.с. Тип двигателя неизвестен. Броневик оснащен независимой подвеской колес. Тип амортизаторов неизвестен. Известно, что колеса броневика «Ансырь» должны иметь систему регулировки давления в шинах. Важной особенностью броневика является способность плавать. По имеющимся данным, новый броневик может находиться на воде не менее часа и двигаться при высоте волны до 30 см. Максимальная скорость на воде, достигаемая при помощи вращающихся колес, достигает 5 км/ч.
Бронированный корпус машины «Ансырь», по официальным данным, отвечает требованиям 5 класса защиты по отечественной классификации и способен выдержать попадание винтовочной пули калибра 7,62 мм без бронебойного сердечника. Корпус новой машины собран из нескольких прямолинейных панелей, сопряженных под различными углами. Компоновка корпуса стандартна для бронеавтомобилей легкого класса. В передней части корпуса размещается двигатель и часть агрегатов трансмиссии, а весь остальной объем корпуса отдан под обитаемое отделение. С целью охлаждения двигателя в капоте и бортах корпуса предусмотрены жалюзи. Для повышения уровня защиты сравнительно толстые лобовые стекла установлены под углом к вертикали.
В обитаемом объеме корпуса предусмотрены три места для экипажа: два в передней части и одно в кормовой. Для посадки и высадки экипаж должен использовать две двери в бортах корпуса и одну в корме. Члены экипажа, находящиеся на передних сиденьях, могут наблюдать за обстановкой через крупные лобовые стекла и остекление дверей. Стрелок располагает тремя сравнительно небольшими окнами в бортах и кормовой двери. Остекление дверей и бортовые окна оснащены бойницами для стрельбы из личного оружия.
В кормовой части крыши броневика «Ансырь», показанного в Бронницах, имеется башенка для установки оружия. К сожалению, башенка прототипа была закрыта брезентовым чехлом, из-под которого выступал только кронштейн для установки оружия. На фотографии бронеавтомобиля, опубликованной МГТУ им. Баумана в прошлом году, башня или боевой модуль вовсе отсутствовали. По данным организации-разработчика, броневик «Ансырь» может вооружаться крупнокалиберным пулеметом или автоматическим гранатометом.
В ноябре прошлого года опытный образец бронеавтомобиля «Ансырь» отправился на предварительные испытания. По-видимому, в ходе испытаний машина подтвердила расчетные характеристики. Точные сведения о дальнейших работах в рамках проекта отсутствуют. Вероятно, в настоящее время МГТУ им. Баумана и смежные организации занимаются испытаниями и доводкой машины.
Броневик «Ансырь», как следует из имеющихся данных, представляет определенный интерес. Это легкая бронемашина с хорошим уровнем защиты, способная решать различные задачи, возникающие перед подразделениями МВД. При этом некоторые сомнения может вызывать способность машины плавать, поскольку подразделениям министерства внутренних дел крайне редко приходится иметь место с водными преградами. Тем не менее, «Ансырь» не имеет никаких отдельных движителей для перемещения на воде, что не приводит к усложнению конструкции.
Использование в качестве вооружения крупнокалиберного пулемета или автоматического гранатомета может ощутимо повысить гибкость применения машины, поскольку появится возможность установить наиболее подходящее для текущих задач оружие. Также броневик «Ансырь», вероятно, может оснащаться различными башнями или боевыми модулями с оружием.
Дальнейшая судьба проекта «Ансырь» пока неизвестна. Возможно, новые сообщения о новом бронеавтомобиле для министерства внутренних дел появятся в скором будущем.
По материалам сайтов:
http://bmpd.livejournal.com/
http://bmstu.ru/
http://русская-сила.рф/