Очередное «достижение» предыдущего управляющего звена Минобороны поставлено под сомнение нынешним управляющим звеном. И не просто поставлено под сомнение, но и подготовлено, если можно так выразиться, к демонтажу. Глава оборонного ведомства Сергей Шойгу заявляет, что считает необходимым провести масштабную реорганизацию в подведомственном ОАО «Оборонсервис» - компании, прославленной Анатолием Сердюковым и его «женским батальоном», а также частично упразднить аутсорсинг в армии.
Если кто-то из наших читателей вдруг запамятовал, то систему аутсорсинга в Вооружённых силах РФ продвигало именно предыдущее руководство министерства обороны, считая, что негоже российскому солдату выполнять работу по хозяйственной части, заниматься ремонтом военной техники. Вдруг оказалось, что процессы стирки, помывки полов, уборки снега, глажения формы, ремонта военных автомобилей, бронетехники, средств связи отнимают у бойца слишком много времени, которое он должен целиком и полностью посвящать различным видам боевой, тактической и физической подготовки. Всю «грязную» работу за бойца поручили выполнять «гражданским специалистам», которые не только солдату кашу сварят, наведут образцовый порядок в казарме, но и любую военную технику за военнослужащего отремонтируют.
Одной из главных причин введения аутсорсинга в армии помимо причины «высвобождения времени для непосредственной военной подготовки» значилось ещё и вот что: нивелирование коррупционных и мошеннических схем, при которых командиры воинских частей использовали бесплатный солдатский труд в своих собственных целях.
[AD] Правда, как выяснилось, использование солдатского труда в несвойственных сферах деятельности и после введения системы аутсорсинга в армии никуда не исчезло. И доказал это сам господин Сердюков, по поручению которого началось масштабное обустройства небезызвестной базы отдыха «Житное», принадлежавшей родственнику тогдашнего министра господину Пузикову. К озеленению базы отдыха и строительству дороги, по данным следствия, были привлечены солдаты-срочники одной из частей ВВС РФ. Однако тяжким грехом суд это деяние господина Сердюкова не посчитал – разве что халатность…, а потому «герой аутсорсинга» был, как известно многим нашим читателя, в итоге амнистирован.
Как выясняется теперь (а выясняет это уже нынешнее руководство Минобороны), введение аутсорсинга в армии не только не привело к снижению масштабов коррупции, но даже наоборот – непрозрачность договорённостей по найму гражданских лиц способствовала появлению «серых» схем и нанесению финансового ущерба главному военному ведомству. Одна из популярных «серых» схем после введения системы аутсорсинга – это заключение договора с аффилированной фирмой – фирмой, оформленной на одного из родственников заинтересованного лица.
Сергей Шойгу заявляет, что коррупционная составляющая лишь повысилась, о чём свидетельствует возбуждение 25 уголовных и более тысячи гражданских дел. И эти дела, по словам министра, военное ведомство выиграло.
Министра обороны РФ цитирует
ИТАР-ТАСС:
Детальный анализ более чем четырёхлетней деятельности холдинга свидетельствует о том, что требуется частично отказаться от аутсорсинга и возвратить ряд функций органам военного управления.
Упоминание некого «холдинга» - это упоминание того самого «Оборонсервиса», который, как заявляют в управлении Минобороны, имеет многомиллиардные долги, причём даже долги по заработной плате. По данным министерства обороны, задолженность по зарплате в «Оборонсервисе» сегодня составляет почти полтора миллиарда рублей. Общая сумма долга приближается к 100 миллиардам рублей.
В этой связи руководством министерства принято решение о реорганизации «Оборонсервиса» с уменьшением числа его «дочек» примерно в два раза. На этот шаг Минобороны идёт для выстраивании более эффективной системы контроля как за работой самого «Оборонсервиса», так и всех тех субхолдингов, с которыми эта компания работает. Общая экономия от такой реорганизации по словам замминистра обороны Дмитрия Булгакова, может составить до 70 миллиардов рублей. Может, конечно, и не составить, но будем надеяться, что всё-таки составит и вдобавок приведёт к серьёзной эффективности работы.
Возвращаясь к системе аутсорсинга, а точнее к вопросу её частичной отмены (какая именно часть аутсорсинга будет отменена, пока не ясно), можно сказать, что из разговоров с военнослужащими становилось ясно: подавляющее большинство тех из них, с кем удалось за это время пообщаться, относятся к необходимости использовать гражданских специалистов в ряде сфер армейской деятельности, мягко говоря, без особого одобрения. И соответственно эти же люди высказываются за отмену аутсорсинга в армии по ряду направлений.
Особые нарекания касались ремонта военной техники, ведь это на территории воинской части осуществлять ремонт того же военного «Урала» за солдата или сержанта будет «гражданский специалист», а как быть, если с эксплуатацией техники возникнут проблемы в ходе масштабных учений или, не дай бог, реальных боевых действий. Перспектива «вызванивать» автомеханика, находясь в тысяче километров от места дислокации, да ещё и выполняя задачу по срочной переброске личного состава, военной техники или боеприпасов в назначенный пункт вряд ли стыкуется с повышением мобильности и боеспособности как отдельного воинского подразделения, так и Вооружённых сил в целом.
Как говорят в руководстве Минобороны, многочисленные военные учения последнего времени продемонстрировали то, что гражданские «аутсорсеры» просто не могли вовремя поспевать за войсками, что достаточно часто приводило к полной утрате взаимодействия. (Не могли или не хотели?..) К чему в свою очередь приводила такая утрата, становится понятно, если учесть, что солдата в последнее время учили: гражданский придёт – гражданский отремонтирует (ну, по крайней мере, так следует из самого принципа аутсорсинга, который внедрялся не без помощи Анатолия Сердюкова).
Получается, что аутсорсинг де-факто «расслаблял» тыловые структуры (и не только тыловые) в мирное время и, как следствие, ставил под сомнение эффективность хозяйственной деятельности воинских подразделений в гипотетически возможных условиях военного времени. Если то или иное воинское подразделение по определению не собирается решать задачи на театре военных действий, то здесь аутсорсинговая работа ещё может быть оправдана, но в иных случаях 100%-аутсорсинг – вариант явно не для отечественной армии. Обдуманные коррективы вполне могут пойти на пользу.