Не так давно завершился очередной этап испытаний десантного вертолетоносного корабля-дока (ДВКД) «Владивосток» типа Mistral, построенного на французской верфи в городе Сен-Назер. Второй корабль этого же типа, «Севастополь», в настоящее время строится французским и российским предприятием. Пока сотрудники компании STX Europe занимаются сборкой различных конструкций, политики Европы и США пытаются разрешить спор, внезапно возникший вокруг кораблей для России. Официальный Вашингтон требует от Парижа прекратить сотрудничество с Россией в деле строительства двух десантных кораблей. Французское руководство, в свою очередь, пока не знает, что делать в сложившейся ситуации.
Носовая часть строящегося для ВМФ России ДВКД "Севастополь" в сухом доке верфи STX France в Сен-Назере (с) Leo Van Ginderen / defensenews.com
Несколько дней назад известный ресурс DefenseNews.com опубликовал материал France Might Withhold 2nd Mistral Ship From Russia («Франция может отказать России во втором корабле типа “Мистраль”») за авторством Пьера Трана. Автор этой статьи собрал мнения нескольких аналитиков и специалистов. Американские и французские эксперты рассказали о том, как они видят будущее российско-французского контракта на строительство двух ДВКД «Мистраль».
[AD]Автор публикации на портале DefenseNews.com отмечает, что руководство Франции в настоящее время рассматривает предложение об отказе в передаче России второго из заказанных кораблей. В связи с украинским кризисом США призывает своих союзников по НАТО отказаться от военного и военно-технического сотрудничества с Россией. В связи с этим официальный Париж вынужден изучать перспективы контракта на строительство двух десантных кораблей.
В статье приводятся высказывания Роббина Лэрда – аналитика консалтинговой компании ICSA, работающей в США и Франции. Лэрд полагает, что существующий российско-французский контракт затрагивает фундаментальные основы политики Франции и всей организации НАТО. Соединенные Штаты открыто призывают Францию отказаться от своих обязательств по существующему контракту, а Россия грозит последствиями финансового характера и потерей доверия со стороны потенциальных заказчиков. Таким образом, официальный Париж оказывается меж двух огней и вынужден искать выход из столь неловкой ситуации.
В соответствии с контрактом 2011 года французская верфь фирмы STX Europe должна построить для России два ДВКД типа Mistral общей стоимостью свыше 1 млрд евро. Еще два корабля этого типа могут быть заказаны позже. Р. Лэрд считает, что в случае с первым из кораблей серии, который уже построен и проходит испытания, Франция «попала в ловушку». Корабль «Владивосток» полностью оплачен и скоро будет готов к передаче заказчику, запланированной на октябрь.
В связи с этим нынешние споры могут идти только вокруг второго корабля, который находится на стадии строительства. Носовая и кормовая части корпуса этого «Мистраля» уже готовы. В июне корма корабля будет отправлена из Санкт-Петербурга во Францию, где пройдет стыковка всех агрегатов. Строительство ДВКД «Севастополь», как отмечает Р. Лэрд, пока не оплачено полностью. Благодаря этому у французского руководства остается время для раздумий и «место для маневра». Второй корабль для России планируется передать в следующем году.
Исполнительный директор французского Центра стратегических исследований и перспектив (Centre d’Etude et Prospective Stratégique) Лоик Трибо Ля Спиер рассказал автору публикации на DefenseNews.com, что он знает о неких действиях Парижа по поиску выхода из сложившейся ситуации. Среди прочего рассматривается вариант перепродажи корабля какой-либо третьей стране. Р. Лэрд подтверждает, что Франция пытается избавиться от имеющейся проблемы. По мнению американского аналитика, французское руководство может продемонстрировать свою позицию.
В настоящее время президент и министр иностранных дел Франции говорят о соблюдении условий контракта и продолжении всех запланированных работ. Это может рассматриваться в качестве основного плана действий. Тем не менее, может существовать и запасной план, который подразумевает отказ от передачи второго ДВКД типа «Мистраль». Лэрд отмечает, что ситуация с десантными кораблями является проблемой политического характера. С промышленной или финансовой точки зрения контракт на строительство двух кораблей и опцион на еще два не является жизненно важным для Франции. Однако неисполнение Францией своих обязательств будет иметь политические последствия и серьезно ударит по отношениям с Россией.
В случае если Франция решит не передавать «Севастополь» России, перед ее руководством будет поставлен новый вопрос: что делать с этим кораблем? Французское военное ведомство испытывает серьезные проблемы финансового характера, из-за чего новый десантный корабль гарантированно не сможет пополнить состав военно-морских сил Франции. Единственным выходом в таком случае останется продажа корабля кому-либо из союзников, например Соединенным Штатам. Насколько известно, Париж и Вашингтон пока не обсуждали возможность подобной сделки.
Другим покупателем корабля, по мнению Лэрда, может стать Бразилия. В начале прошлого десятилетия Франция продала бразильскому флоту свой авианосец Foch, который теперь служит под именем San Paulo. Десантный вертолетоносный корабль-док типа Mistral тоже может быть интересен Бразилии, поскольку позволит ее военному флоту решать ряд новых задач. Однако продажа «Мистраля» Бразилии пока является лишь предположением Р. Лэрда.
Интерес представляют слова аналитика фирмы Teal Group Джоэла Джонсона. Франция в настоящее время имеет имидж надежного партнера, который тщательно соблюдает все условия договоров с заказчиками. Однако Джонсон предостерег французское руководство от необдуманных действий. Он полагает, что отказ от выполнения обязательств по существующему договору нанесет ущерб существующему имиджу Франции. В качестве примера ухудшения отношений с потенциальными заказчиками аналитик привел США и некоторые страны Латинской Америки. После ряда скандалов последние стараются не сотрудничать с американскими производителями военной техники и вооружений.
Автор статьи France Might Withhold 2nd Mistral Ship From Russia упоминает доклад немецкого аналитического центра SWP. По мнению сотрудников этой организации, выходом из сложившейся ситуации может стать покупка строящегося корабля Европой. К примеру, ВМС Германии заинтересованы в получении десантных кораблей подобного класса. Однако ни одна из европейских стран в настоящее время не может позволить себе столь крупные траты.
Пока французские политики ищут выход, а аналитики пытаются предугадать их решение, судостроительная компания STX Europe продолжает выполнять свои контрактные обязательства. В начале июня во Франции начнется обучение российских экипажей, которые будут служить на новых кораблях. Около 400 человек военно-морского флота России сперва пройдут технический инструктаж, за который отвечает компания DCI, а после будут учиться управлять кораблями типа Mistral и их системами на практике.
Публикация интернет-издания DefenseNews.com представляет большой интерес, поскольку в ней приводятся мнения нескольких зарубежных специалистов, следящих за событиями вокруг контракта на строительство кораблей. Из их высказываний следует, что за рубежом прекрасно понимают всю сложность положения, в котором находится официальный Париж. С одной стороны на президента Ф. Олланда и его команду давят коллеги из Вашингтона, требующие применить санкции в отношении России, с другой – Москва, напоминающая о неприятных последствиях подобных санкций.
Понимают это и во Франции. Если верить зарубежным специалистам, то Париж сейчас активно изучает ситуацию и пытается найти выход из нее. Что именно собираются предпринять руководители Пятой республики – пока большой вопрос. Самым простым решением проблемы с экономической и производственной точки зрения оказывается продолжение работ, которое, однако, может привести к ухудшению отношений с союзниками. Сохранение добрых отношений с ними приведет к серьезному разрыву с Россией и потере репутации в глазах третьих стран. Нетрудно понять, что перед Парижем сейчас стоит крайне сложный выбор.
Интересен тот факт, что передачу первого десантного корабля типа «Мистраль», построенного для России, зарубежные эксперты считают почти свершившимся фактом, а все свои предположения строят только в отношении второго. Следует напомнить, что руководство Франции не так давно заявило о своих планах на первый корабль «Владивосток». Пока все работы продолжатся в соответствии с утвержденным графиком, а окончательное решение о судьбе корабля будет принято только осенью, перед запланированной датой передачи заказчику.
Похоже, именно к первому кораблю относятся нынешние обсуждения в кулуарах французского правительства. До запланированной передачи «Владивостока» осталось примерно 5-6 месяцев, поэтому следует анализировать возможности и риски. При этом именно решение по первому кораблю, несмотря на высказывания зарубежных аналитиков, может сказаться на дальнейших событиях вокруг контракта и на будущем сотрудничестве России и Франции.
Если Франция все же решит не отдавать, как минимум, один из построенных кораблей, эксперты предлагают продать его третьей стороне. Это предложение позволяет избавиться от ненужного корабля, не тратясь на его утилизацию. Однако авторы этого предложения, учитывая ограниченные финансовые возможности Минобороны Франции, забывают про военные бюджеты третьих стран. Далеко не все развитые, а тем более развивающиеся государства, могут позволить себе десантный корабль стоимостью более 500 млн евро. Кроме того, на переговоры и подготовку к подписанию контракта о продаже понадобится некоторое время.
Как видим, зарубежные специалисты видят сложность ситуации, в которую попала Франция. При этом сложна и неоднозначна как сама ситуация, так и все возможные выходы из нее.
По материалам:
http://defensenews.com/article/20140523/DEFREG01/305230022/France-Might-Withhold-2nd-Mistral-Ship-From-Russia
http://bmpd.livejournal.com/
http://defence-blog.com/
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 542
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 2321
Рейтинг поста: