С момента крушения социалистического блока в Восточной Европе особенно бросается в глаза резко агрессивная политика прозападных режимов в отношении России. И при этом главную ставку НАТО делает на модернизацию боевой авиации тех стран Восточной Европы, которые входят в Альянс.
Опасная поступь Запада
После падения Варшавского договора и распада СССР Запад ликовал: во-первых, ушли в небытие мощные советские авиационные группировки, которые держали НАТО в КОЛОССАЛЬНОМ НАПРЯЖЕНИИ, во-вторых, Запад получил в своё распоряжение аэродромную сеть в Восточной Европе и Прибалтике, а это позволяет сократить подлётное время авиации НАТО для нанесения массированных ударов по России. Кроме того, тщательное изучение западными специалистами истребителей МиГ-23/МиГ-29, истребителей-бомбардировщиков Су-22, штурмовиков Су-25, вертолётов Ми-14/Ми-17/Ми-24, а также другого авиавооружения принесло Североатлантическому альянсу огромную выгоду. В настоящее время происходит частичная модернизация авиапарка стран так называемого «санитарного кордона» в ПЕРВООЧЕРЕДНОМ ПОРЯДКЕ хотя бы потому, что упомянутые государства находятся на переднем крае агрессивно-наступательной стратегии НАТО; развёртывание систем ПВО-ПРО имеет исключительное географическое и временное преимущество при атаке российских целей. Многие аэродромы в Восточной Европе и Прибалтике были модернизированы в кратчайшие сроки и ныне способны принимать тяжёлые транспортные самолёты и дальние бомбардировщики Североатлантического блока. В этих условиях главным ответным ходом России должно стать дальнейшее наращивание своего авиакулака на территории Белоруссии, задачей которого станет уничтожение объектов ЕвроПРО в случае их появления на территории Восточной Европы; российская авиагруппировка станет своеобразным противовесом американским авиабазам, которые появились в конце 2013-начале 2014 годов. Очевидно, что боевая авиация восточноевропейских стран без всесторонней помощи Запада в случае военного конфликта с Россией попросту прекратит своё существование. И в настоящее время восточноевропейским вассалам НАТО живётся не очень спокойно, желая жить под прикрытием США…
Новые игроки на рынке вооружений
Не без участия Запада на рынке модернизации боевой авиации Восточной Европы появился Израиль, имеющий, к тому же богатый опыт ведения войн. Ещё в 1990-е годы израильская фирма «Элбит» (Elbit Systems) модернизировала румынские истребители МиГ-21МФ/МиГ-21бис и МиГ-21УМ, соответственно, до версии «Lancer-A»/«Lancer-C» и «Lancer-B». По мнению израильских специалистов, МиГ-21 имеет сравнительно высокие лётно-технические характеристики; после проведения модернизации истребитель располагает новыми боевыми возможностями, не уступающими более дорогим современным западным истребителям. Также в 2005-2006 гг. фирма «Элбит» заключила контракт на восстановление лётной годности и модернизацию вертолётов ВВС Болгарии. В рамках контракта израильтяне в течение трёх лет модернизировали 12 ударных вертолётов Ми-24 и шесть военно-транспортных Ми-17, приведя их в соответствие со стандартами НАТО. Тем самым Израиль занял определённую нишу в Восточной Европе, причём в области высоких технологий. Рвение на рынке вооружений в Восточной Европе стала проявлять и Швеция. Вся необычность ситуации заключается в том, что Швеция, будучи нейтральной страной, продвигает программы НАТО, тем самым постепенно отходя от своего внеблокового статуса, что тоже очень показательно. Усилия шведского ВПК не пропали даром. Так, взяв курс на вступление в НАТО, правительство Чехии стало освобождаться от авиатехники советского производства. После череды реорганизаций и значительных сокращений, ВВС этой страны в 2002 году приняли решение закупить шведский истребитель JAS-39 «Грипен» для замены МиГ-21 и МиГ-29 (в августе 2005 года боевая авиация Чехии получила на 10 лет в наём 14 боевых машин этого типа – 12 одноместных JAS-39С и два двухместных JAS-39D). В дальнейшем официальная Прага продлила с шведской компанией «Saab» контракт на аренду поставленных истребителей. По условиям соглашения, лизинг боевых самолетов продлён до 2027 года. Чехия будет ежегодно выплачивать за использование истребителей 1,7 миллиарда чешских крон (86,3 миллиона долларов). Контракт вступит в силу в 2015 году. О том, что Чехия намерена продлить аренду шведских истребителей, ещё в середине июля 2013 года заявил министр обороны Властимил Пицек. Тогда он объявил, что новое соглашение будет расширено по сравнению с действующим контрактом, однако его подробности не раскрыл. Переговоры о продлении аренды боевых самолётов велись на протяжении двух лет. Кроме того, новым соглашением об аренде истребителей также предусмотрена их модернизация, а также подготовка 25 пилотов и 90 наземных техников. Удалось Швеции сдать в аренду свои истребители и Венгрии. Об использовании самолётов фирмы «Saab» венгерские военно-воздушные силы приняли решение ещё в 2001 году. В 2008 году 14 JAS-39 «Грипен» были поставлены ВВС Венгрии, которые впоследствии заменили МиГ-29. Новые истребители прибыли на авиабазу «Кечкемет». Поставка самолётов по лизингу началась в 2006 году и закончилась к 2008 году. В общей сложности ВВС Венгрии, как и Чехии, получили в своё распоряжение 12 одноместных JAS-39С и два двухместных JAS-39D. При этом правительство Венгрии решило продлить договор о лизинге истребителей до 2026 года.
НАТО служить – не мёд пить
В погоне за перевооружением своих ВВС политическое руководство стран Восточной Европы ПОСТОЯННО РАСШАРКИВАЕТСЯ перед Западом, стремясь угодить их малейшим пожеланиям. И в то же время именно страны «санитарного кордона» лезут поперёк батьки в пекло, ухудшая и без того натянутые отношения с Россией. Уже по планам Запада идёт наращивание сил НАТО в Польше и Прибалтике: в марте нынешнего года США приняли решение расширить программу совместной подготовки военных пилотов на базе американского авиаподразделения в Польше и перебросили туда ещё 12 истребителей F-16 и 200 военнослужащих. Кроме того, Пентагон направил дополнительно семь боевых самолётов для патрулирования воздушного пространства стран Балтии. В свою очередь, 20 апреля нынешнего года Польша предложила США разместить на своей территории американские войска в связи с событиями на Украине. Об этом сообщил польский министр иностранных дел Радослав Сикорский в интервью газете «Вашингтон пост». Несмотря на экономические трудности, Восточная Европа надеется на поставки западной (пусть и подержанной) авиатехники; но при этом Запад вовсе не стремится делиться новыми технологиями. Правда, Польша стремится выйти из затруднительной ситуации своими силами: так, министерство обороны этой страны объявило о намерении продлить срок службы в составе ВВС истребители-бомбардировщики Су-22М4/Су-22УМ3К; об этих планах в середине февраля 2014 года заявил глава польского военного ведомства Томаш Семоняк. Ещё в августе 2012 года министерство обороны Польши планировало отказаться от программы модернизации Су-22 и списать все самолеты этого типа. Устаревшие «Сухие» планировалось заменить новыми ударными беспилотными летательными аппаратами. В частности, заместитель министра обороны Польши Вальдемар Скшипчак утверждал, что будут куплены 30 ударных беспилотников, однако экономический кризис внёс свои серьёзные коррективы. Как уже было сказано, ВВС Восточной Европы не представляют сколько-нибудь серьёзной угрозы для авиации России в связи с их малочисленностью; в то же время обещанные поставки западной авиатехники погоды не сделают. Главное для Запада – держать Восток Европы на коротком поводке, всё время настраивая его против России. Конечно, одними резкими антироссийскими выступлениями и провокациями восточноевропейские политиканы повышения обороноспособности своих государств не добьются. Зато страны «санитарного кордона» прочно привязаны к НАТО, ожидая к своей бурной радости очередных антироссийских демаршей и санкций.
Авиапарк военно-воздушных сил НАТО стран Восточной Европы (данные на март 2014 года)*
Страны** Истребители Штурмовики и истребители-бомбардировщики Учебно-тренировочные самолёты Вертолёты Болгария 27 14 20 41 Венгрия 14 _ 16 29 Польша 80 32 82 100 Румыния 49 _ 21 69 Словакия 12 (боеспособны только четыре МиГ-29)
_
8
38 Хорватия 12 _ 27 32 Чехия 14 25 30 69
Примечания: *Без учёта военно-транспортных самолётов. **В таблице не указаны ВВС Латвии, Литвы и Эстонии в связи с их малочисленностью.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+