Первая свая будущего причала для универсального десантного корабля "Владивосток" - головного корабля (типа "Мистраль") для ВМФ России была забита в бухте Улисс во Владивостоке. Ожидается, что возможность базирования головного корабля будет обеспечена уже к осени 2015 года, а полностью комплекс будет завершен к концу 2017-го
Новый подход
Дефицит современной инфраструктуры является бичом русского флота еще с дореволюционных времен. Слабость ремонтной базы Владивостока и Порт-Артура серьезно усугубила положение 1-й Тихоокеанской эскадры в годы Русско-японской войны. Те же проблемы с ремонтом сильно осложняли действия ВМФ на одном из самых ответственных участков – в Заполярье – в годы Второй мировой. Наконец, советский ракетно-ядерный флот так и не получил достойной его возможностей инфраструктуры во времена холодной войны. Дефицит доков, оборудованных причалов, возможностей берегового питания электричеством и т.д. приводили к тому, что многие корабли были вынуждены отстаиваться на рейдах, расходуя свой ресурс.
Обновление инфраструктуры базирования на Тихом океане началось еще на базе в Вилючинске, куда уже в этом году придет первый тихоокеанский ракетоносец проекта 955 – "Александр Невский".
Серьезно обновился Владивосток, где военно-морская база фактически "лицо" города: к саммиту АТЭС причалы были практически полностью перестроены, обновлены и другие элементы инфраструктуры – от складов до казарм.
Корабль "Владивосток", однако, будет базироваться в бухте Улисс, расположенной несколько дальше.
Новый подход к созданию инфраструктуры должен обеспечить:
1. Рост КОН (коэффициента оперативного напряжения) флота. Проще говоря, увеличение времени, которое корабль проводит в море.
2. Увеличение срока службы кораблей, значительное снижение износа.
3. Улучшение боевой подготовки экипажей кораблей, которые будут освобождены от хозяйственных работ на период нахождения в базе и смогут сосредоточиться на обучении и отдыхе.
4. Облегчение и ускорение подготовки флота к возможным боевым действиям.
Не только базы
Помимо основных баз (во Владивостоке и в Вилючинске) на Дальнем Востоке ремонтируются или создаются и второстепенные пункты базирования – в Приморье, на Сахалине, на Курильских островах.
Таким образом, Россия обеспечивает инфраструктурой возможный театр военных действий, на случай гипотетической войны, скажем, за южную часть Курильского архипелага. И здесь обновление баз позволит не только повысить эффективность действий Тихоокеанского флота, но и обеспечит возможность принять пополнение, скажем, с Северного флота по Севморпути.
Не менее важным, чем строительство новых причалов и доков, представляется возрождение вспомогательного флота. Он должен обеспечить для боевых кораблей возможность действия при условии большого удаления от родных баз и отсутствия баз зарубежных. Строительство новых кораблей снабжения, танкеров, транспортов уже идет, и можно надеяться, что к моменту появления в составе ТОФ новых боевых единиц флоту будет чем обеспечить их действия в далеких морях.
Первым пополнением для надводных сил ТОФ должен в 2015 году стать как раз "Владивосток". Однотипный "Севастополь" придет на Дальний Восток пару лет спустя. С содержанием авианесущих кораблей у России всегда дела обстояли хуже, чем с кораблестроением. Хочется верить, что эта не самая лучшая традиция на "Владивостоке" и "Севастополе" будет сломана.