Министерство обороны России объявило 2014-й год Годом Арктики. Таким образом продемонстрировано, что защита национальных интересов и создание военной инфраструктуры в регионе для российских вооруженных сил - задача номер один.
Защищать, действительно, есть что: в природных кладовых арктических широт содержится до 80 % запасов газа, 90 % никеля и кобальта. О нефти - разговор особый. По данным ООН, запасы "черного золота" в регионе составляют 90-100 млрд тонн. Это, собственно, и объясняет, почему Арктика стала зоной столкновения интересов мировых держав.
Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу дал распоряжение Генеральному штабу подготовить проект по оперативному развертыванию частей и подразделений Вооруженных сил за Северным полярным кругом. "Нам предстоит сложная работа, начиная от подготовки квалифицированных кадров и заканчивая формированием системы управления с применением самых современных технологий", - подчеркнул Шойгу.
Важные шаги в этом направлении уже сделаны. В частности, российские военные успешно выполнили работу по воссозданию заброшенного аэродрома "Темп" на острове Котельный архипелага "Новосибирские острова". В конце октября прошлого года на его взлетно-посадочную полосу приземлился первый самолет российской военно-транспортной авиации (Ан-2), одновременно заработала авиационная комендатура.
Аэропорт не эксплуатировался более двадцати лет и превратить его в современную воздушную гавань удалось в рекордно короткие сроки - всего за пару месяцев. Работа началась в сентябре прошлого года, когда корабли Северного флота России доставили на остров спецотряд, состоявший из 150 человек, а также 40 единиц различной техники, модули для жилого комплекса, топливо и продовольствие.
В операции был задействован весь атомный надводный флот России, во главе с тяжелым ракетным крейсером "Пётр Великий". Его экипаж выполнил десятки боевых заданий командования в районах Северной Атлантики и Арктики, а также осуществлял антипиратскую деятельность в Аденском заливе Аравийского моря. В ледовом походе приняли также участие четыре атомных ледокола Госкорпорации "Росатом" - "Вайгач", "Ямал", "Таймыр" и "50 лет Победы".
Сейчас на острове Котельный функционирует модульный жилой комплекс, где есть электричество, система фильтрации и очистки воды, горячее и холодное водоснабжение и пр. Авиасообщение между островом и Большой Землей планируется сделать круглогодичным, всепогодным. В ближайшее время воздушная гавань сможет принимать военно-транспортные самолеты, такие как тяжелый Ил-76.
При этом работы по реконструкции аэродрома на Новосибирских островах - только часть поставленных задач. На очереди - восстановление еще семи арктических аэродромов: "Тикси" в Якутии, "Нарьян-Мар" и "Амдерма" в Ненецком автономном округе, "Алыкель" недалеко от Норильска, "Анадырь" на Чукотке, "Нагурская" на архипелаге Земля Франца-Иосифа и "Рогачево" на Новой Земле.