Сирия восстановила способность производства ракет большей и средней дальности – такими темпами, которыми характеризовался период, предшествовавший началу гражданской войны в марте 2011 года.
Израильский портал walla опубликовал материал о том, что правительству Башара Асада удалось восстановить производство ракет и вывести его на предвоенный уровень. Одновременно сообщается о значительном качественном скачке в ракетном производстве Сирии, и о том что новые, улучшенные сирийские ракеты будут представлять серьезную угрозу даже при использовании системы ПРО Arrow.
Материал walla в значительной части опирается на расследовании, опубликованном в известном оборонном обозрении Jane’s. Обозрение сообщает удивительные подробности о том, как Иран, Белоруссия и Северная Корея помогают Асаду сохранять и наращивать ракетный потенциал.
В центре схемы находится Сирийский Центр Научных Исследований (SSRC). Он отвечает за разработку и производство химического оружия и баллистических ракет. Несмотря на это ООН, Россия и Соединенные Штаты его деятельностью не интересуются, и против него не введены международные санкции. Jane’s отмечает, что несмотря на начавшийся процесс уничтожения химического арсенала Сирии, в распоряжении SSRC есть специалисты и ноу-хау, позволяющие возобновить производство и зарина, и VX в течение очень короткого периода времени с того момента, когда подобное решение будет принято.
Из доклада следует, что Сирия восстановила способность производства ракет большей и средней дальности – такими темпами, которыми характеризовался период, предшествовавший началу гражданской войны в марте 2011 года. Для этого есть две причины – режиму необходимы ракеты для войны с оппозицией и “Хизбалла” заинтересована в ракетах, произведенных в Сирии.
Jane’s публикует много неожиданной и интересной информации о фабриках по производству химического и конвенционального оружия, находящихся в структуре SSRC. Особый интерес представляют предприятия по производству ракетного оружия. Главным центром разработки и производства химического оружия является “Институт 3000″. Ряд входящих в его состав предприятий закрылся – производства в Думейр, Хан Абу. “Подразделение 450″ – основное производство “Института 3000″, расформировано.
По контрасту, “Институт 4000″, ответственный за производство ракет, работает и наращивает мощности. Некоторые фабрики были эвакуированы в районы, которые представляются режиму более безопасными. То же самое относится к “Отделению 340″ – институт разработки ракет, который был расположен в Алеппо. Эвакуированы также “Отделение 350″ т и “Отделение 702″, переведенные в район Масиаф, где уже находятся “Проект 794″ – модернизация СКАДов и “Проект 111″ – ПРО и ракеты земля-воздух. Большая часть производства СКАДов осталась в Джабаль Таксис – гористой местности между Хомсом и Хамой.
Согласно Jane’s, Сирия модернизирует свой ракетный проект. Новые ракеты, производимые на мощностях SSRC считаются более летальными – с точки зрения разрушительной силы заряда и причиняемого ущерба. В то же время, они менее точны и отличаются меньшим радиусом действия.
Один из наиболее интересных аспектов исследования описывает “Проект 702″, который фактически работает под Ираном. В рамках проекта производятся улучшенные ракеты Khaibar-1 с радиусом действия до 100 километров, диаметром 302 мм и ракеты Тишрин-600 (М-600). Журнал утверждает, что сирийцы сейчас пытаются заменить жидкое топливо в этих ракетах на твердотопливные системы.
SSRC использует разнообразные способы ради того, чтобы обойти санкции, наложенные на Сирию, и сохранить свои производственные способности. Среди прочего, он покупает необходимые материалы и составляющие через подставные фирмы, через посредников в Сирии, сирийцев и иностранцев за пределами Сирии. Центр переводит деньги людям, купившим для него необходимые комплектующие в других странах, включая компьютеры и электронные части. Если эти усилия сталкиваются с трудностями, Сирия обращается к своим союзникам, обладающим большим опытом в решении подобного рода проблем. Кроме Ирана и Северной Кореи, Сирия работает с государственной оборонной компанией в Белоруссии. В настоящее время идут переговоры между компанией Белвнешпромсервис с дочерней компанией SSRC о создании совместного производства более точных СКАДов D и М-600. Белорусская компания отказалась комментировать данную информацию.
Одновременно, SSRC активно работает с Северной Кореей над совместным проектом по улучшению возможностей ракет SCUD D. Речь идет о совместном “Проекте 99″. С корейской стороны участвует государственная корпорация TANGUN. Корейские специалисты уже работают на производстве в Джибель Таксис. Помимо прочего, они пытаются создать такие компоненты ракеты, которые затруднят расчет ее траектории после входа в атмосферу – для предотвращения использования противоракетных систем в случае нанесения удара по Израилю.