Россия возглавила международную операцию по вывозу из Сирии химического оружия. В транспортировке отравляющих веществ участвуют российские военные и транспортные корабли, а также суда КНР, Норвегии и Дании. Межгосударственный штабной центр во главе с командиром российского соединения развернут на атомном крейсере "Петр Великий"
Вопрос уничтожения сирийского оружия массового поражения (ОМУ) из политической перешел в конкретную техническую плоскость. И это дает основания полагать, что недавние планы противников официального Дамаска решить внутрисийский конфликт силой и не в пользу законной власти так и останутся "благими намерениями".
Согласно достигнутым в сентябре прошлого года договоренностям между Москвой и Вашингтоном, все арсеналы химоружия и производственная база по его изготовлению должны быть ликвидированы к середине нынешнего года. Специально для этого в октябре Сирия стала членом Организации по запрещению химического орудия (ОЗХО). Самые опасные соединения будут уничтожены за пределами этой страны. В частности, на американском судне "Кейп Рэй" в Средиземном море и, возможно, в Германии.
Главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский отметил, что речь идет более чем о тысяче тонн веществ:
"Эти химические вещества сами по себе достаточно опасное оружие. Оборудование и боеприпасы были уже уничтожены на территории Сирии. Оставшееся будет вывезено и ликвидировано на специальных судах под контролем Военно-морского флота России и других стран. Это обеспечивает полную безопасность операции. Ее сроки, вероятно, будут превышены из-за того, что затянулось решение вопроса с местом их уничтожения. Но в течение нынешнего года проблема, скорее всего, будет окончательно решена".
Для финансирования работ по уничтожению отравляющих веществ в рамках ООН и ОЗХО созданы два целевых фонда, резервы которых в настоящее время превышают 10 миллиардов долларов. В конце декабря Россия предоставила Сирии 75 грузовиков и бронемашин для обеспечения безопасности вывоза химоружия, а также полевые кухни и палатки для контингента, который занимается транспортировкой и утилизацией.
Наконец, в январе под началом России по поручению президента страны Владимира Путина началась уникальная операция по транспортировке и конвоированию смертоносного груза к местам его уничтожения. В основном маршрут проложен по воде, и потому особая роль возложена на российское оперативное соединение ВМФ в Средиземноморье.
В него входят восемь боевых кораблей и судов обеспечения во главе с атомным ракетным крейсером "Петр Великий". Глава Минобороны России Сергей Шойгу на днях заявил, что первая партия отравляющих веществ на специальном датском судне к конечному пункту уже доставлена. Правда, по причинам секретности он не уточнил, к какому именно. Кстати, в ходе транспортировки было отлажено взаимодействие между российскими и китайскими моряками, которые впервые участвовали в столь сложной и ответственной, а главное – реальной военной операции. Ранее они налаживали рабочие контакты только в рамках совместных учений.
Политолог Сергей Демиденко обратил внимание на политические результаты нынешней операции. В частности, он считает, что уничтожение химоружия после завершения гражданского конфликта может ослабить режим Башара Асада, который лишится главной козырной карты. Впрочем, позитивный тренд все-таки перевешивает:
"Сирия избежала и избежит впредь обвинений в использовании ОМУ против мирного населения. США и их союзники лишаются возможности давить на нее, эксплуатируя эту тему. Турция, Саудовская Аравия и Европа также лишаются повода будировать вопрос военного вмешательства. Россия приобрела в имиджевом плане на международной арене. Она выступила с твердой позицией, в отличие от ситуации с Ливией, и эта позиция была принята международным сообществом, а предложенный Москвой план выполняется".
15 января стало известно, что представители ряда европейских спецслужб посещали Дамаск для обсуждения сотрудничества с сирийскими властями в сфере безопасности. И это тоже позитивный сигнал. Нынешние законные власти Сирии для западных стран перестают быть "страшилкой", с которой нужно бороться всеми возможными средствами, вплоть до ковровых бомбардировок.
Официальный Дамаск вновь становится полноправным субъектом межгосударственных отношений. Именно эту позицию Москва отстаивала на протяжении всего сирийского конфликта, одну из сторон которого до сих пор вопреки всем международным нормам щедро спонсируют иностранные противники Башара Асада.