Источник перевод для MixedNews - josser
Thomas Fedyszyn, The National Interest, December 28, 2013
Состояние Военно-морского флота Российской Федерации (ВМФ РФ) – который в течение первого десятилетия XXI века отпал своего повышенного статуса почти равного американскому времён холодной войны до положения устаревшей небоевой силы – некоторое время было предметом насмешек военно-морских аналитиков. Деградация, которую вряд ли можно назвать постепенной, была успешно прекращена благодаря недавно оживлённому судостроительному бюджету, вступлению в строй ряда боевых кораблей и, что самое важное, повторному развёртыванию этого некогда гордого флота в Мировом океане.
Призыв Владимира Путина к модернизации всех вооружённых сил России нашёл особый отклик в Главном штабе ВМФ РФ. Несмотря на то, что российская кораблестроительная инфраструктура продолжает страдать изъянами и пороками (рассматривается ниже), имеется масса доказательств того, что Россия в очередной раз запускает агрессивную программу военно-морского судостроения. Хотя сообщение "РИА Новости" о том, что в 2013 году ВМФ РФ получит 36 военный корабль, является преувеличением, так как эта цифра включает многочисленные малые суда, все стрелки устремляются вверх, когда речь заходит о военно-морской модернизации России. Объявленная правительством сумма в размере 4 триллионов рублей ($132 млрд), выделяемых с настоящего времени и до 2020 года на новые боевые корабли и подлодки, образует примерно четверть российских закупок вооружений. Для общей картины, это в несколько раз больше, чем прежние судостроительные бюджеты и приблизительно половина аналогичного бюджета ВМС США. На протяжении последних двух десятилетий для российской децентрализованной системы устаревших верфей не было редкостью строить корабли и субмарины главным образом на экспорт. До своего ввода в строй одинокий российский "хранитель" мог находиться на стадии строительства в течение промежутка времени, намного превышающего десять лет. Сегодня Россия позакрывала многие менее крупные судостроительные заводы и объединила оставшиеся под централизованным контролем.
Те, в свою очередь, приступили к энергичным строительным программам. В стадии строительства находятся 5 фрегатов проекта 22350 (класса "Адмирал Горшков"), а ещё три планируются к постройке до 2018 года. Аналогично, по крайней мере, один корабль в год вплоть до 2016 года будет выпускаться в рамках реализуемого в Калининграде проекта 11356 (класс "Адмирал Григорович"). В строй вступило несколько разрекламированных за свои характеристики малозаметности корветов проекта 20380 (класс "Стерегущий"), а три других находятся на стадии строительства на двух разных верфях. Общее число представителей класса планируется довести до 18. Также близится к завершению большое количество корветов поменьше и ракетных сторожевых кораблей, предназначенных главным образом для Каспийской флотилии.
Подводные лодки, которые всегда были сильной стороной советского кораблестроения, продолжают занимать заметное место в нынешних планах России. ВМФ РФ эксплуатирует не только головного "Юрия Долгорукого", ходовые испытания на море проходят второй и третий представители нового проекта стратегических ракетоносцев 955 "Борей" – "Александр Невский" и "Владимир Мономах". Ударная АПЛ "Северодвинск" проекта 885 (класс "Ясень") проходит мореходные испытания, причём до 2020 года планируется построить 8 аналогичных субмарин. Несмотря на то, что проблемный проект дизельной подлодки 677 (класс "Лада") будет ограничен тремя единицами, Россия продолжает производить улучшенные ДПЛА проекта 636 (класс "Кило") для внутреннего потребления и на экспорт, вероятнее всего в Индию, Вьетнам и Алжир.
С покупкой Москвой у Франции двух многоцелевых 26000-тонных десантных кораблей класса "Мистраль" впервые в истории России модернизация российского военно-морского флота происходит с помощью партнёра НАТО.
В дополнение к такому режиму производства российские конструкторские бюро и военно-морские стратеги регулярно выступают с планами и идеями по качественному улучшению военно-морской доктрины России путём разработки футуристических классов эсминцев, малозаметных подлодок, военных ледоколов и авианосных флотов.
Не менее важно и то, что российский военно-морской флот снова виден в Мировом океане. Распад Советского Союза характеризовался практически мгновенным исчезновением российских военных кораблей. В последние 20 лет случаи развёртывания ВМФ РФ за пределами родных вод из-за их редкости считались событиями неординарными. Это уже в прошлом. Главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков теперь периодически даёт интервью, посвящённые "расширенному океанскому присутствию" российских военных кораблей. В течение октября 2013 года ВМФ РФ совершил 96 заходов в порты, что представляет собой 35-процентное увеличение по сравнению с предыдущим годом. За 2012 год время, проведённое в пути, – возможно, лучший показатель готовности флота – возросло на 15 процентов. Российский флот проводит учения с многочисленными странами во всех океанах мира, оттачивая при этом навыки ведения боевых действий и выставляя напоказ корабли для потенциальных импортёров. Наиболее заметна его экспансия в Средиземном море и Северном Ледовитом океане.
Во времена холодной войны рутинную вахту в Средиземном море у Советов ежедневно несло по 30-50 кораблей. Однако в 1990-2011 гг., как правило, считалось самим собой разумеющимся, что какого-либо российского военно-морского присутствия там не будет. Ситуация резко изменилась после объявления, сделанного в декабре 2012 года министром обороны Шойгу, о том, что Россия создаст на Средиземном море постоянное оперативное соединение численностью до 10 кораблей, собрав ресурсы со всех её флотов. Время функционирования этой группы совпало с обострением международной обстановки вокруг Сирии, а недавно его состав увеличился с прибытием в прошлом месяце российского "убийцы авианосцев" "Варяг" и линейного крейсера "Пётр Великий". Адмирал Чирков подтвердил информацию о том, что в поддержку интересов России российский флот будет действовать "прежде всего вблизи побережья Сирии".
Глобальные климатические изменения наряду с новыми открытиями в Арктике нефти, газа и других полезных ископаемых, привлекли к региону внимание российского флота. Его символические фотографии установки российского флага на океанском дне Северного полюса были ясным сигналом миру о его намерениях. Теперь, когда в последние несколько лет Северный морской путь (прилегающий к российской территории проход через Северный Ледовитый океан) стал открыт для коммерческих перевозок, флагман российского Северного флота "Пётр Великий" возглавил военно-морскую флотилию, совершившую переход по всему его маршруту. Москва также решила заново открыть брошенную военно-морскую базу на Новосибирских островах, а также, принимая во внимание ожидающееся прохождение рейсовых судов по Севморпути, создать на арктическом побережье сеть из 10 поисково-спасательных станций. Не останется в стороне и ВМФ РФ в лице подразделений морской пехоты, сил специального назначения, авиации, армии и войск береговой обороны, в чём можно видеть лишь милитаризацию региона. Крупнейший в мире ледокольный флот пополняется тремя атомными ледоколами.
Было бы преуменьшением сказать, что указанное расширение сталкивается с детскими болезнями. Самый бросающийся в глаза недостаток – продолжающиеся проблемы с "Булавой", твердотопливной ракетой подводного запуска, которая должна стать оружием подводных лодок класса "Борей". Без неё эти подлодки не могут выполнять свою основную задачу стратегического ядерного сдерживания. Кроме этого, из-за неготовности артиллерийской установки A190 для корветов "Стерегущий" задерживается поставка кораблей этого класса. Обычным делом остаются срывы графиков сдачи некоторых кораблей и субмарин из-за инженерных ошибок, представляющие собой примеры низкого уровня культуры производства вообще. Как ни странно, отставные российские адмиралы считают проблему системной, критикуя централизованную организацию судостроения России под началом Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) и сравнивая её с "тачающим сапоги пирожником". Во многом проблема вызвана оттоком из отрасли квалифицированных рабочих. Коррупция, повсеместная в российской экономике, тоже, как сообщается, является частью ведения бизнеса верфями. Причину недавнего пожара, вспыхнувшего во время ремонтных работ на атомной подводной лодке, адмирал Чирков отнёс к "плачевному состоянию судоремонтных предприятий на Дальнем Востоке". В целом, кораблестроительные заводы следует оценивать как уступающие своим западным двойникам.
Но даже при всех своих несовершенствах, российский флот представляет собой стремящуюся к господству силу, повышающую свою численность, подготовку и вездесущность. Он переживает понятные болезни роста, некоторые из которых можно считать зазорными из-за их масштабов. Принимая во внимание централизованный государственный контроль над её кораблестроительной промышленностью, маловероятно, что её производственный потенциал в этой области когда-нибудь будет отличаться гибкостью или креативностью. Тем не менее, флаг российского флота, Андреевский крест будет всё чаще появляться в гаванях и геостратегических точках мира, представляя собой зрелище, смутно напоминающее старые добрые дни холодной войны.
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 239
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 286
Рейтинг поста:
"... из-за инженерных ошибок, представляющие собой примеры низкого уровня культуры производства вообще."
Вот "наш ответ Чемберлену": http://gearmix.ru/archives/8127. Читайте.
Ну а про пожары на подводных лодках в ходе ремонтных работ, так США вообще "впереди планеты всей." Ссылку искать нет времени, так навскидку - в 2012 или в 2013 году, там один умник на судоремонтном заводе, из-за каких-то личных неурядец, поджег(а фактически сжег) атомную стратегическую подлодку. Лодку списали.
Ну и нельзя конечно не отметить и бравых капитанов и команду, как военных, так и гражданских. И надо-же, всё по пьяни. Один круизный лайнер утопил, другой новейшею подлодку на мель посадил, а по факту, просто в "берег въехал". Национальный праздник отмечали. Лодку в ремонт(до сих пор стоит), а кепа на "дембель", без выходного пособия.