В ближайшие годы на вооружение РВСН будут приняты три новых ракетных комплекса: легкий мобильный комплекс "Рубеж", тяжелый комплекс шахтного базирования "Сармат" и железнодорожная версия мобильного комплекса "Ярс". Новые ракеты должны повысить способности российских СЯС по преодолению рубежей противоракетной обороны – как имеющихся, так и перспективных
Неядерная угроза
Вплоть до недавнего времени ядерный потенциал был единственным средством гарантированного уничтожения военного и экономического потенциала сверхдержав. В силу этого равновесие ядерных потенциалов СССР, а затем России и США на долгое время гарантировало мир от повторения большой войны. Конфликты в районах прямого соприкосновения теперь решались дипломатически, а вооруженные столкновения стали уделом мировой периферии, где сателлиты сверхдержав сходились в локальных войнах.
Фото: ru.wikipedia.org
Вместе с тем в США всегда сохранялось стремление к слому этого баланса через достижение глобального военно-технического превосходства, исключающего получение неприемлемого ущерба. В годы холодной войны, однако, эта цель оставалась недостижимой.
Путь к достижению данной цели появился в 2000-х годах. На фоне продолжающегося сокращения стратегических ядерных потенциалов стала теоретически возможна комбинация системы противоракетной обороны с высокоточными неядерными ударными средствами (концепция быстрого глобального удара – PGS, Prompt Global Strike). В теории подобный обезоруживающий удар может лишить противника (читай, Россию) подавляющей части его ядерного потенциала, сделав оставшуюся часть легкой целью для ПРО.
Угроза данной концепции усугубляется тем, что в настоящее время отсутствуют документы, ограничивающие развитие систем ПРО и неядерных средств БГУ. Вместе с тем ни ПРО, ни тем более средства БГУ пока не достигли готовности к применению, особенно в гипотетическом конфликте против России. Искать средства противодействия, однако, нужно уже сейчас, и первоочередной мерой здесь становится укрепление стратегического ядерного потенциала.
Три плюс один
Исходя из имеющейся информации, можно сказать, что основу Стратегических ядерных сил России в следующие три десятилетия будут составлять три сухопутных и один морской комплекс. На суше ставка будет делаться на комплекс "Ярс" в шахтном, мобильном грунтовом и железнодорожном исполнениях, на облегченный и удешевленный по сравнению с "Ярсом" "Рубеж", пригодный к быстрому развертыванию в больших количествах, и, наконец, на тяжелый шахтный "Сармат". Основу морских сил ядерного сдерживания составит связка "Борей"/"Булава" - которую, несмотря на все трудности, ведут к рабочему состоянию.
© Коллаж: "Голос России"
Все три сухопутных комплекса имеют свою нишу. "Многоголовый" РС-24 "Ярс", развитие семейства "Тополь"/ "Тополь-М", становится эффективной заменой для устаревающих моноблочных "Тополей" производства 1985-1993 годов, которые начинают выводить из строя по физическому старению, а также для шахтных УР-100Н. Основу группировки должны составить именно мобильные "Ярсы", базирующиеся на автомобильной и железнодорожной платформах. Мобильность этих систем обеспечивает им куда более высокую степень защиты от внезапного удара высокоточным оружием.
Вместе с тем развитие системы воздушно-космической обороны РФ, включая систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН), позволяет сохранить в строю и шахтные комплексы, отличающиеся меньшим временем подготовки к пуску (по некоторым данным, менее двух минут, против 5-10 минут у мобильного комплекса) и намного большей боевой мощью. Так, самая мощная на сегодня советская/российская МБР – Р-36М2 "Воевода", известная на Западе как SS-18 Satan, несет 10 боевых блоков мощностью по 800 килотонн. Заменить эти ракеты, самые молодые из которых произведены в 1992 году, должен "Сармат" - новая жидкостная МБР, разрабатываемая в КБ Макеева.
Фото: AFP
Пока что российские стратегические ядерные силы по числу носителей находятся ниже рубежа в 700 развернутых и 800 суммарно развернутых и неразвернутых носителей, определенного договором СНВ-3, и постепенно сокращаются до обозначенного лимита зарядов в 1550 единиц (сейчас около 2000). Вместе с тем неконтролируемое развитие системы ПРО США и развертывание инфраструктуры БГУ может привести к тому, что России придется воспользоваться правом выхода из договора и начать развертывание своих СЯС за этими лимитами. Наличие отработанных на испытаниях и в производстве ракетных комплексов в этом случае будет важным козырем.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 86
Рейтинг поста: