Военно-морской флот Китайской Республики — шестой по величине в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Почетное шестое место не слишком котируется в нашем мире, тем не менее, это неплохой результат для маленького острова у берегов Китая.
Вооруженные силы Китайской республики уже давно не являются гарантом её безопасности — в 2013 году товарооборот между материковым Китаем и Тайванем превысил 100 млрд. долл. Война и силовая аннексия мятежного острова невыгодна правящим элитам обоих государств. Тем не менее, промышленный гигант мирового масштаба, чьи размеры меньше размеров Московской области, продолжает наращивать мускулы и является одним из наиболее милитаризированных государств в мире.
Тайвань — остров, следовательно, морские коммуникации имеют для него абсолютное значение. Несмотря на отсутствие каких-либо реальных угроз и мощную поддержку со стороны ВМС США, обитатели острова продолжают неспешно совершенствовать свой собственный флот: постепенно обновляется корабельный состав, в интересах ВМС закупается новая авиатехника и системы морского оружия. Практической пользы с этого никакой: в случае гипотетического конфликта с Китаем ВВС и ВМС НОАК расправятся с тайваньскими жестянками за пару часов. Тайвань не способен тягаться по военной мощи с материковым Китаем. Тогда для чего Тайваню понадобились игры в войну?
Во-первых, это престиж. Во-вторых, Тайвань банально может себе это позволить.
От других «потешных» региональных флотов, представляющих собой сборище однотипного хлама, списанного из состава ВМС США и флотов европейских государств, ВМС Тайваня выгодно отличается компромиссом между старыми проверенными конструкциями и сверхсовременным оборудованием. В составе ВМС Китайской Республики имеется ряд совершенно уникальных кораблей, каждый из которых достоин причала военно-морского музея или экспозиции выставки современного искусства. Не побоюсь утверждать — таких кораблей больше ни у кого в мире нет!
Эскадренные миноносцы УРО типа Kee Lung — 4 единицы
«Куруш», «Дарюш», «Надир» и «Ануширван» строились на американских верфях по заказу ВМС Ирана, однако произошло недоразумение — иранская революция 1979 г. и изгнание шаха поставили крест на дальнейшем военно-техническом сотрудничестве двух государств. Все четыре эсминца, находившиеся к тому времени в высокой степени готовности, было решено достроить за собственный счет и ввести в состав ВМС США. Так родилась уникальная серия «Кидд» — четыре эскадренных миноносца с ракетным оружием, в чьей конструкции было объединено лучшее от эсминцев «Спрюэнс» и атомных ракетных крейсеров типа «Вирджиния». Сами моряки в шутку называли свои корабли «Аятолла».
Развитые противолодочные способности «Спрюэнса» удачно дополнялись мощнейшей системой ПВО: «Кидд» оснащался двумя балочными ПУ Mk.26 для запуска противолодочных ракет и зенитных ракет средней/большой дальности. Ударное вооружение — ПКР «Гарпун». Пара универсальных пушек калибра 127 мм, ангар, рассчитанный на два противолодочных вертолета, комплект малогабаритных торпед, автоматические зенитки «Фаланкс»…
USS Kidd (DDG-993)
Корабли оснащались автоматизированной системой поиска и локализации неисправностей: автоматически закрывающиеся двери и люки, запуск водяных помп и систем пожаротушения. Эсминцы имели модульную конструкцию, упрощавшую ремонт и ликвидацию последствия боевых повреждений путем быстрой замены поврежденных блоков. Применялись особые меры по снижению акустических полей: амортизация и шумовиброизоляция оборудования, система Prarie, подающая воздух через отверстия входящих кромок лопастей и вокруг ступиц гребных винтов, а также система Masker, подающая пузырьки воздуха к днищу корабля.
Гидроакустическая станция SQS-53 в бульбовом обтекателе была отделена от остальных отсеков корабля звукоизолирующим коффердамом, препятствующим появлению помех при работе ГАС.
Дальность плавания составляла 6000 миль на экономической скорости 20 уз. (эсминец мог пересечь Атлантику по диагонали), газотурбинная силовая установка из четырех турбин LM2500 была способна выйти из «холодного» состояния в режим максимальной мощности всего за 15 минут. Скорость полного хода превышала 32 узла.
Выдающиеся размеры: длина эсминца составляла 172 метра, полное водоизмещение «Кидда» достигало почти 10 000 тонн! (Для сравнения — полное в/и ракетного крейсера «Москва» 11380 тонн, «Кидд» мог вполне претендовать на крейсерское звание). Самый крупный и совершенный в мире эсминец на момент своего появления стал сильнейшим кораблем в своем классе.
«Кидды» прослужили 20 лет под звездно-полосатым флагом, пока не попали под глобальное сокращение флота 1990-х годов. Янки закрасили пятна ржавчины на их бортах, провели апгрейд электроники — и выставили на мировой рынок вооружений. В 2005 году уникальные боевые единицы оказались на военно-морской базе Су-Ао на о. Тайвань.
Эсминцы "Ки Лун" (1801) и "Су Ао" (1802) ВМС Китайской Республики
Для друзей и союзников всегда действует особое предложение. Китайской Республике удалось приобрести крейсеры-эсминцы по смехотворной цене — 732 млн. долл. за все четыре корабля, включая их капремонт, обучение экипажа и боекомплект из 148 зенитных ракет SM-2MR Блок IIIA* и 32 противокорабельных ракет «Гарпун».
*RIM-66L, он же Standard-2 Medium Range Block IIIA — последняя модификация семейства SM-2MR с увеличенной дальностью пуска до 170 км. Среди особенностей этих ЗУР называют двухрежимную ГСН — наведение в полуактивном режиме с использованием внешней подсветки цели с помощью корабельных радаров, либо активное наведение с помощью собственного тепловизора (ИК-диапазон) — используемое для поражения целей с малой ЭПР.Впоследствии китайские моряки приобрели дополнительную партию из 100 зенитных ракет — чтобы довести боекомплект кораблей до расчетного значения. Американские ПКР «Гарпун» были заменены на сверхзвуковые ракеты собственного производства «Сюнфэн-III» («Храбрый ветер-III»), способные развивать маршевую скорость, вдвое превышающую скорость звука, и поражать морские цели на дальности 150 км. Несмотря на свой почтенный возраст и необычную судьбу, эсминцы типа «Ки Лун» по-прежнему сохраняют внушительный боевой потенциал и могут представлять угрозу для потенциальных противников Тайваня.
Фрегаты с управляемым ракетным оружием типа Kang Ding — шесть единиц
В 1996 году французские военно-морские кутюрье выкатили на всеобщее обозрение фрегат «Лафайет». Первый подобный корабль в своем классе, «Лафайет» произвел фурор — впервые на боевом корабле были реализованы столь выдающиеся меры по снижению заметности. Стелс-надстройка от «борта до борта», завал бортов «во внутрь», прямые чистые линии, минимум радиоконтрастных деталей — даже брашпиль и якорная цепь были убраны под палубу во избежание негативного влияния на заметность фрегата.
Маломощные высокоэффективные дизели и система эжекции выхлопных газов (смешивания с холодным воздухом) помогли до минимума уменьшить тепловую сигнатуру корабля. Для снижения акустических полей применили специальные меры, в том числе связку Prarie-Masker, принцип работы которой был изложен чуть выше.
Приложенные усилия по снижению заметности дали закономерный результат: 3600-тонный фрегат выглядит на радарах как 1200-тонный корабль — дальность обнаружения «Лафайета» уменьшена в несколько раз по сравнению с другими кораблями аналогичных размеров.
Боевые возможности фрегата оказались не настолько высоки, как это ожидалось: полный ход «всего лишь» 25 узлов, легкие ракеты и ЗРК малой дальности, упор на противолодочные задачи. Тем не менее, фантастический облик, оптимальные размеры и модульная конструкция, позволяющая удовлетворить любое желание заказчика, сделали «Лафайет» популярным на мировом рынке. Красивые, высокотехнологичные стелс-фрегаты покупали богачи — Саудовская Аравия, Сингапур… Решил приобрести серию кораблей и состоятельный Тайвань.
Китайцы выбрали для себя специальную комплектацию:
— зенитный комплекс «Кроталь» был заменен на ЗРК самообороны американского производства RIM-72C «Си Чэперел». Система ПВО малой дальности на основе авиационных ракет AIM-9 «Сайдуиндер» — четыре направляющих, дальность эффективной стрельбы 6000 м, высота поражаемых целей 15-3000 м. Среди недостатков указывают слабую помехоустойчивость ГСН ракеты и возможность стрельбы только «вдогон» (в противном случае ИК-головка с большой вероятностью не сможет обнаружить цель). Среди положительных качеств — простота в обслуживании, миниатюрные размеры и стоимость;
— французские противокорабельные ракеты «Экзосет» уступили место ПКР «Сюнфэн II» собственного производства. Дозвуковая скорость (0,85М), макс. дальность пуска 160 км. Среди особенностей ракеты — инфракрасная ГСН, что позволяет использовать боеприпас для атаки наземных и надводных целей;
— французская 100-мм морская пушка была заменена на итальянскую Oto Melara калибра 76 мм (85 выстр./мин, дальность стрельбы 15 км). Дополнительно на борту фрегата были установлены два шведских 40-мм «Бофорса» и американская автоматическая зенитка с радарным наведением «Фаланкс»;
— штатный вертолет «Еврокоптер Пантер» был заменен на американскую машину Сикорский SH-70 «Си Хоук».
Понимая ущербность ЗРК «Си Чэпэрэл», чье применение сделало корабль уязвимым при атаках с воздуха, ВМС Тайваня планируют замену устаревшей системы на современный комплекс ПВО «Тин Чен II» («Небесный меч — II»). Созданный на базе авиационной ракеты собственного производства, новый комплекс позволит поражать воздушные цели на дальности в несколько десятков километров.
За исключением этого досадного недостатка, который обещают исправить к 2017 году, фрегаты типа «Кан Дин» — крепкие современные корабли, обладающие хорошими патрульными качествами и солидным для своих размеров потенциалом для нанесения ударов по наземным и надводным целям, а также прикрытия соединений кораблей от атак из-под воды.
Подводные лодки типа Hai Shih — 2 единицы
Третий раритет ВМС Тайваня — подлодки типа «Хай Ши». Бывшие американские субмарины USS Cutlass и USS Tusk (крейсерские лодки типов «Балао» и «Тенч») — обе были заложены в 1943-44 гг. и спущены на воду в 1945 году! Несмотря на свой предельный возраст, обе субмарины до сих пор числятся действующими боевыми единицами и периодически выходят в море в качестве учебных классов для подготовки китайских подводников. По некоторым данным, сейчас имеют ограничение по глубине погружения.
Конечно, наличие на вооружении такого «хлама» не делает чести ВМС Тайваня, с другой стороны — зачем выбрасывать то, что исправно работает? Если для списания этих учебных подлодок нет никаких объективных причин, а их замена будет сопряжена с дополнительными, подчас не самыми необходимыми расходами.
Причина удивительного долголетия лодок «Хай Ши» — модернизация, проведенная по программе GUPPY. Строго говоря, то, что сейчас используют тайванские моряки, имеет мало отношения к тем USS Cutlass и USS Tusk, что бороздили моря в 1940-х годах. От прежних лодок остался лишь прочный корпус, все остальное подверглось глобальным изменениям.
USS Cutlass (SS-478). Выглядит слишком необычно для подлодки времен Второй мировой войны
Проект Greater Underwater Propulsion Power Program (GUPPY) был принят в 1950-х годах под влиянием идей немецкого «Электробота». Исследуя трофейную лодку, американские конструкторы осознали простую истину: стоит пожертвовать всем — артиллерией, боезапасом, автономностью, комфортностью отсеков, скоростью в надводном положении — ради подводных характеристик подводной лодки. Все свободное место заняли аккумуляторные батареи. Их количество увеличилось в два раза. Была снята артиллерия и ограждение рубки, от самой рубки остался лишь узкий обтекаемый «парус» — все ради снижения сопротивления при движении под водой.
Макс. скорость в подводном положении возросла до невероятных 17-18 уз., дальность плавания увеличилась до нескольких сотен миль. Оснащенные современными гидролокаторами и радарами, лодки военных лет обрели вторую жизнь — модернизированные по проекту GUPPY, они превратилась в грозных подводных противников и использовались на американском флоте вплоть до начала 1970-х годов!
Похожая лодка («Санта Фе», бывш. USS Catfish) активно использовалась ВМС Аргентины в ходе Фолклендского конфликта, 1982 г. Старая лодка погибла, тем не менее, выполнила свою миссию, доставив группу десанта.
Так что слишком рано снимать со счетов старые тайванские субмарины — они все еще способны показать свои крепкие клыки. Любопытно, что обе лодки передавались Тайваню в виде учебных единиц: без боекомплекта и с заваренным торпедными аппаратами — однако, хитрые китайцы восстановили лодки, оснастив их современными итальянскими торпедами. Заботливое отношение к технике творит чудеса — вот уже 40 лет «Хай Ши» и «Хай Пао» исправно служат под сине-красным флагом Китайской Республики.
В целом, подводная компонента — слабое место ВМС Тайваня. Помимо двух учебно-боевых субмарин времен Второй мировой, в составе флота числятся всего две действующие подлодки типа «Чи Лун», построенные на голландских верфях в конце 1980-х годов. Столь пренебрежительное отношение к подводному флоту лишний раз доказывает, что Тайвань не собирается ни с кем воевать всерьез — все его грозные наводные корабли служат лишь для выполнения представительских миссий, демонстрации силы и участия в международных учениях для поддержания престижа своей страны.
ПослесловиеКроме вышеперечисленных боевых единиц, ВМС Тайваня включают в себя 16 многоцелевых фрегатов (8 построенных по лицензии длиннокорпусных «Оливер Х. Перри» и 8 «Ноксов» из состава ВМС США), десантный вертолетоносец-док типа «Анкордж», два танкодесантных корабля типа «Ньюпорт», 10 тральщиков и 40+ ракетных и патрульных катеров. На вооружении авиации ВМС находятся противолодочные вертолеты «Си Хоук» и легкие патрульные вертолеты «Хьюз 500MD» — всего около трех десятков единиц. Противолодочные и поисково-спасательные самолеты S-2T «Турбо Треккер» (26 в строю, из них летает половина) постепенно заменяются на P-3C «Орион»: первый из 12 заказанных самолетов прибыл на Тайвань в ноябре 2013 года.
ДЭПЛ типа "Чи Лун"
Эскадренный миноносец УРО Tso Ying (1803)