Насколько успешно российские корабелы решают задачи по поддержанию боеготовности флота, когда в состав ВМФ вернется подлодка "Екатеринбург" и какие подлодки придут на ремонт в Северодвинск с Тихого океана, корреспонденту РИА Новости Анне Юдиной рассказал генеральный директор Центра судоремонта "Звездочка" Владимир Никитин.
Ведущие оборонные верфи и ВМФ России наравне с созданием подводных ракетоносцев четвертого поколения уделяют не меньшее внимание ремонту и модернизации надводных кораблей и подлодок третьего поколения. Поддерживается группировка "Дельфинов" — АПЛ проекта 667БДРМ, начат ремонт атомоходов проекта 971. Насколько успешно российские корабелы решают задачи по поддержанию боеготовности флота, когда в состав ВМФ вернется подлодка "Екатеринбург" и какие подлодки придут на ремонт в Северодвинск с Тихого океана, корреспонденту РИА Новости Анне Юдиной рассказал генеральный директор Центра судоремонта "Звездочка" Владимир Никитин.
— Владимир Семенович, наверное, уже можно подвести определенные итоги деятельности предприятия за этот год?
— Мы вступаем в юбилейный год — в 2014-м предприятие отметит свое 60-летие. За последние годы резко увеличилось число кораблей, на которых ведутся ремонтные и модернизационные работы. Десять лет назад мы занимались в основном только "Дельфинами" — стратегическими ракетоносцами проекта 667БДРМ. Сегодня, если говорить о подлодках, это уже пять различных проектов — и атомные, и дизель-электрические. В результате корабли, построенные 15-20 лет назад, не только сохраняют боевую готовность, но и зачастую улучшают свои характеристики.
В 2012 году мы передали флоту две подлодки — "Новомосковск" и "Верхотурье" (проект 667БДРМ), в этом году — дизель-электрическую подлодку "Синдуракшак" (877ЭКМ) для Индии и "Калугу" — корабль того же проекта для ВМФ России. До конца года флоту будет передана АПЛ "Смоленск" (проект 949А "Антей"). В середине ноября пришел очередной, уже третий для "Звездочки", крейсер этого проекта — "Орел". Ему предстоит ремонт по техническому состоянию и продление сроков службы.
В 2014 году мы должны завершить ремонт АПЛ "Екатеринбург", закончить строительство и передать флоту морской транспорт вооружения "Академик Ковалев". Это что касается военной составляющей. В гражданском судостроении наша программа на ближайшие годы не столь объемная. Год назад мы передали Газпрому буровую установку "Арктическая", завершили изготовление объектов стартовой инфраструктуры ракетно-космического комплекса "Ангара". В уходящем году завершили строительство среднего морозильного траулера "Койда-2".
"Койда-2". Центр судоремонта "Звездочка" Уже несколько лет подряд загрузка предприятия увеличивается. Эта тенденция сохранится и в среднесрочной перспективе. Темпы роста гособоронзаказа, который сегодня составляет более 80% наших заказов, будут нарастать.
— Строительство серии "Академиков" будет продолжено?
— Безусловно. Головной заказ проекта 20180 — спасательное буксирное судно "Звездочка" — зарекомендовал себя как надежная и технически современная морская техника. Наш Военно-морской флот испытывает потребность в технике, способной обеспечивать спасательные, буксировочные и подводные работы. Год назад на одной стапельной линии с "Академиком Ковалевым" мы начали строить третий заказ на базе проекта 20180 — морское транспортное судно "Академик Александров". В юбилейном для завода году будет заложено четвертое судно этой серии. Имени у него пока нет, но мы предполагаем, что командование ВМФ продолжит традицию увековечивать имена наших выдающихся ученых-корабелов в названиях кораблей.
По нашим оценкам, эти суда обладают высоким экспортным потенциалом. С нашими индийскими партнерами мы уже вели речь о том, что им необходимы подобные спасатели для обеспечения своего флота. На базе проекта 20180 возможно строительство экспортного варианта таких судов.
— АПЛ "Екатеринбург", на которой 29 декабря 2011 года в доке СРЗ-82 произошел пожар, планировалось сдать в 2014 году. Не сдвигается ли этот срок?
— Графики по ремонту "Екатеринбурга" мы выдерживаем. Как я уже говорил, этот корабль должен быть сдан в следующем году. Сложности и нестандартные задачи есть, но они не носят критического характера, и в тесном взаимодействии с проектантами — "Рубином" и "Малахитом" — разрешаются в рабочем порядке. Изначально мы планировали выполнить ремонт корабля в доке без постановки в крытый эллинг. "Антеи", к примеру, во время ремонта мы в цех не ставим. Но работать с элементами гидроакустического комплекса, поврежденными во время пожара, конечно, значительно комфортнее в теплом и технически оснащенном цехе, а не под открытым небом. Поэтому мы нашли возможность поставить "Екатеринбург" в эллинг, где до следующего лета и будут вестись ремонтные работы.
— Гидроакустический комплекс (ГАК) "Екатеринбурга" будет заменен?
— Полной замены ГАК не будет. Комплекс будет восстановлен за счет имеющихся в наличии запасных частей и оборудования. "Океанприбор" нашел приемники и излучатели, которые позволили укомплектовать системы, так что нового комплекса мы не заказываем. Первоначальные оценки ущерба от пожара на корабле, озвученные в СМИ, оказались чрезвычайно завышенными. Сегодня, говоря о стоимости ремонта "Екатеринбурга", надо понимать, что основной объем затрат составляют плановые ремонтные работы, аналогичные тем, что были выполнены год назад на головном "Дельфине" — РПКСН "Верхотурье". Из-за пожара "Екатеринбург" вышел из строя, но это произошло всего за полгода до его плановой постановки на "Звездочку" для восстановления технической готовности и продления срока службы.
Нужно отметить, что у подлодок серии 667БДРМ идет второй цикл ремонта и флот не планирует выводить эти корабли из эксплуатации. В США, например, подлодки эксплуатируются свыше 40 лет. Нами достигнут рубеж в 35 лет, и эти сроки будут увеличиваться.
— Все лодки проекта 971, так называемые "Барсы", они же "Щуки-Б", тоже вы будете ремонтировать? — Первый наш "Барс" — АПЛ "Леопард" — уже год находится в эллинге. Завершен демонтаж оборудования, оно передано частично производителям, частично в цеха "Звездочки" для ремонта и последующих испытаний. СПМБМ "Малахит" завершает разработку проекта среднего ремонта и модернизации. Кораблей этого проекта было построено полтора десятка единиц. Судить о том, какое количество из них пройдет через наш стапель, я пока не могу. Это перспектива лет на десять вперед, и многое может меняться.
Но о том, что модернизация этих субмарин составит значительную часть нашей загрузки на ближайшие годы, говорить уже можно. Даже с Тихоокеанского флота некоторые из "Щук-Б" придут к нам. Мы уже заключаем с голландской транспортной компанией контракт на транспортировку двух таких кораблей с Дальнего Востока по Северному морскому пути (АПЛ "Братск" и "Самара" — ред.). Это будет летом следующего года. В следующем же году для модернизации будет принят и "Волк" с Северного флота.
— Сколько лет уйдет на модернизацию каждой субмарины?
— "Барсы" много и интенсивно эксплуатировались, не проходя предписанных регламентом заводских ремонтов. Предстоит замена кабелей, радиоэлектронного вооружения, модернизация комплекса вооружений, других систем корабля. Со "Звездочки" "Барсы" будут уходить современными боевыми единицами. Плановые сроки модернизации составляют около трех лет. Но отставание по "Леопарду" есть. Это связано с поздней поставкой конструкторской документации. Мы испытываем и серьезные затруднения в работе с отдельными поставщиками оборудования. Готовность их к ремонту этих кораблей оказалась невысокой, и наш график постоянно смещается вслед за сроками поставок комплектующих.
Подлодка "Леопард". Центр судоремонта "Звездочка" Есть оборудование, которое сегодня попросту снято с производства. Контрагентам требуется время для его возобновления, восстановления технологий, реанимации участков, подготовки персонала. Есть предприятия, которые не входят в крупные корпорации, поэтому инструменты воздействия на них отсутствуют. Добиваться соблюдения сроков административными методами очень трудно, судебными — очень долго. С другой стороны, понятно, что поставщики оборудования перегружены при создании группировок стратегических и многоцелевых лодок, которые строит сегодня "Севмаш".
Конечно, головной корабль из серии 971 будем ремонтировать достаточно продолжительное время. Надо будет выстраивать всю кооперацию, (а это более сотни предприятий), разрабатывать технологии, изготавливать оснастку, оснащать стендовое хозяйство. Сроки ремонта следующих лодок будут сокращаться.
— Весной мы писали о том, что две атомные подводные лодки "Карп" и "Кострома" с титановым корпусом пройдут на "Звездочке" ремонт и модернизацию, чтобы в 2017 году вернуться в состав флота. Начались ли на них работы? — Контракт на модернизацию этих лодок заключен, в настоящее время мы начинаем демонтажные работы по базовым документам, но пока нет основного массива документации. Сегодня даже объем работ мы себе не очень ясно представляем. Корпуса у "Барракуд" в прекрасном состоянии. Но их срок службы составляет более 25 лет и радиоэлектронное вооружение, кабели придется, без сомнения, менять. С титановыми лодками пока работает наш филиал "Нерпа". В Снежногорске выполняется восстановление технической готовности АПЛ "Псков" проекта 945А.
— Есть ли у Индии претензии к российским корабелам, ремонтировавшим дизель-электрическую подлодку "Синдуракшак", на которой произошел взрыв? Выработаны ли у "Звездочки" дальнейшие планы работы с индийской стороной? — Мы будем обращать особое внимание на продление сроков службы индийских "Варшавянок" (проект 877ЭКМ — ред.). Также обсуждаем вопросы их второго заводского ремонта. В результате этой комплексной работы лодки будут иметь новый срок службы 10 лет после ремонта.
Мы ожидаем, что индийская сторона не позднее лета 2015 года поставит на ремонт и модернизацию с продлением срока службы одну или даже две подводные лодки проекта 877ЭКМ. Но для этого Министерство обороны Индии должно принять окончательное решение. Такие переговоры ведутся. Если говорить о трагедии на "Синдуракшак", то это несчастье ни в коей мере не изменило отношение индийской стороны к "Звездочке".
Мы продолжаем работу в Индии, обеспечивая техническое сопровождение при ремонте подлодок на их верфях. Сегодня более ста специалистов "Звездочки" находятся там, обеспечивают эти работы.
— Смогут ли индийские верфи обеспечивать должное качество и скорость ремонта лодок?
— На "Звездочке" создана очень мощная стендовая база для ремонта и испытания корабельного оборудования. Сформирована эффективная система диагностики и контроля. Отработаны технологии ремонта. И в первую очередь есть кадры — квалифицированные специалисты с огромным опытом работы. В Индии эти ключевые факторы находятся в стадии формирования, что является причиной более длительного ремонта подлодок, чем в России.
Безусловно, наши партнеры хотели бы все лодки ремонтировать у себя, потому что любая страна заинтересована в развитии собственной ремонтной базы. Но мы понимаем, что сегодня определенные виды работ индийские верфи могут выполнять только под нашим техническим руководством. Поэтому работы по ремонту индийских подводных лодок будут вестись одновременно и в России, и на индийских верфях. Как распределятся эти работы, решит командование ВМС Индии, руководствуясь своим пониманием ситуации и учитывая наши предложения.
— Как обстоит дело с ремонтом дизель-электрических лодок в интересах ВМФ?
— Мы успешно отремонтировали "Калугу". Корабль уже выполнил задачи первой после ремонта боевой службы, и флот дает высокую оценку технического состояния этой подлодки. Фактически это был первый средний ремонт в истории российских кораблей проекта 877. Летом 2014 года мы планируем спустить на воду вторую подобную субмарину — "Владикавказ", которая сейчас проходит заводской ремонт. Мы ожидаем, что и третья лодка — "Магнитогорск"- будет поставлена к нам. Сроки постановки "Магнитогорска" в ремонт уточним позднее. В перспективе "Звездочка" готова отремонтировать и выполнить модернизацию всех российских субмарин этого проекта.
— Есть ли разница в техническом состоянии российских и индийских подлодок?
— На индийских лодках коррозионные разрушения, а следовательно, и объем ремонтных работ значительно выше. Эксплуатация на Севере в условиях холодного климата меньше разрушает технику, чем плавания в тропиках. С другой стороны, наши подлодки имеют более длительные сроки эксплуатации до постановки в ремонт. Поэтому свои особенности и отличия в ремонтах наших и индийских лодок есть. Но в целом с российскими кораблями работать привычнее.
Индийские корабли требуют бóльших объемов корпусных работ, на них меняется 100 процентов кабельных трасс. В построенные Россией для Индии лодки интегрируется много иностранного оборудования. На "Синдуракшак", в частности, стояло 12 зарубежных систем — индийского, британского, канадского, немецкого производства. Задача проектанта — все это интегрировать в чертеже, а "Звездочка" должна была обеспечить сопряжение этих систем с российским оборудованием. Это, конечно, усложняло работу.
— Перейдем от подводного флота к надводному. Когда Северный флот получит обновленный ракетный крейсер "Маршал Устинов"?
— Впервые предприятие в заводских условиях ремонтирует надводный корабль первого ранга. До этого корабли таких размеров просто проходили ремонт по техническому состоянию, работы касались отдельных систем и выполнялись по месту базирования. На "Устинове" мы столкнулись с тем, что объемы ремонта, которые реально потребовались по результатам дефектации, значительно превысили первоначально заявленные. С учетом значительного увеличения объемов работ мы планируем вернуть "Устинова" в состав флота в 2015 году.
Основной объем работ сейчас сосредоточен на замене кабелей. Когда корабль ставился в док, масштабных работ в этой части не предполагалось. Однако после детальной диагностики выяснилось, что большую часть кабельных трасс надо менять. Эта замена потребует времени. Часть газовых турбин мы меняем на новые, другие ремонтирует ОАО "Пролетарский завод". Также выполняется восстановление ракетного комплекса. После этого корабль получит новый срок службы.
Флот и завод готовились к ремонту всех крейсеров этого проекта. Ожидаем, что следом за "Устиновым" с Черноморского флота в Северодвинск придет "Москва", а с Тихоокеанского — "Варяг". Корабли будут сменять друг друга. Сдадим один корабль, возьмем следующий.
— Какая судьба ждет атомный ракетный крейсер "Киров"?
— Корабль пришел на "Звездочку" в 1997 году — как тогда предполагалось, в ремонт. Денег на эти работы в те времена не нашлось, и крейсер до сих пор стоит здесь в холодном отстое с заглушенными реакторами. Корабль выведен из боевого состава ВМФ. С 1980 года из его реакторов не выгружалось ядерное топливо. Сроки докования крейсера и ремонта корпуса давным-давно прошли, поэтому сегодня содержать его на плаву у набережной не только затратно, но и небезопасно.
Маршал Устинов В ближайшей перспективе "Киров" модернизировать не планируется, по крайней мере перед нами такую задачу не ставят. Поэтому необходимо выгрузить отработавшее ядерное топливо, перевести крейсер в безопасное состояние, убрать из акватории и освободить причальное место, которого заводу при сегодняшней загрузке не хватает.
— Единственный авианосец России "Адмирал Кузнецов" ремонтируется на мурманском 35-м судоремонтном заводе, который является филиалом "Звездочки". Как идет эта работа?
— Работы на "Адмирале Кузнецове" имеют свою очень непростую специфику. Авианосец эксплуатируется уже более двадцати лет. Его техническое состояние требует проведения не только полноценного среднего ремонта с заменой многих единиц оборудования, но и модернизации отдельных систем. Однако есть и другая сторона вопроса. Вывод в ремонт единственного авианосного корабля из состава флота на три-четыре года означает фактическую заморозку боевой подготовки палубной авиации, утрату опыта летчиков и экипажа, снижение военно-политического влияния России. Поддержание этого корабля в боеготовом состоянии — одна из первоочередных задач для нас.
Ремонт энергоустановки, турбомеханизмов, комплексов вооружения, систем автоматики, электрооборудования, корпусных конструкций — все это требует организации сложной производственной кооперации. Десятки предприятий участвуют в поставках оборудования. Все работы на "Кузнецове" выполняются в условиях постоянной боевой готовности корабля. В любой момент он должен быть готов выйти в море для выполнения задач боевой службы. Работы на "Кузнецове" чрезвычайно трудоемкие. Корабль уникальный, приходится и подходы к его ремонту подбирать особые.
Актуальность вопроса о среднем ремонте авианосца по-прежнему остается весьма острой. Сроки службы многих систем, комплексов и механизмов корабля истекли и требуют ремонта или замены.
— Кстати, сколько у "Звездочки" филиалов, помимо 35-го завода и "Нерпы" в Мурманской области, и в каком они состоянии?
— В 2007 году к "Звездочке" были присоединены судоремонтные заводы ВМФ и Минпромторга. Сегодня структура филиалов выглядит следующим образом: судоремонтный завод "Красная кузница" в Архангельске; СРЗ "Нерпа" и СРЗ-35 в Мурманской области; Астраханский судоремонтный завод и 5-й СРЗ в Темрюке; в Москве НПО "Винт" и, кроме того, его основная производственная база в Калужской области — опытный завод "Вега". Оборудование в цехах филиалов зачастую было настолько старым, что годилось только в металлолом. Тем не менее ситуация в филиалах стабилизирована, реализуются программы их технического перевооружения.
— Поддерживаете ли вы идею создания музея на базе первой советской атомной подводной лодки "Ленинский комсомол" (К-3), занимающей сегодня стапель на судоремонтном заводе "Нерпа"?
— Создание музея потребует более 400 миллионов рублей. По моему мнению, первая отечественная атомная подводная лодка достойна того, чтобы сохранить ее. Правда, сейчас она занимает стапельное место, на котором должны ремонтироваться боевые корабли. Это серьезно ограничивает производственные возможности "Нерпы".
До того как будет принято решение о создании музея, "К-3" можно хранить на воде, а не на стапеле. Но для того, чтобы подготовить корабль к этому, дополнительно требуется около 50 миллионов рублей. Между тем реакторный отсек из лодки уже вырезан и отправлен на хранение, а вместо него вставлен отсек другого корабля, в котором нет радиоактивного оборудования. Это уже большой первый шаг для того, чтобы сделать из "К-3" музей-памятник. Источник: sdelanounas.ru.
Рейтинг публикации:
|