Американский журнал «Aviation Week & Space Technology» в свежем номере от 9 декабря 2013 года заглавной темой сделал эксклюзивный материал, который раскрывает информацию о новом секретном малозаметном разведывательном беспилотнике США. Речь идет о большом беспилотнике Northtop Grumman RQ-180, который создается по одной из «черных» программ Пентагона. Сообщается, что беспилотный летательный аппарат RQ-180 представляет собой совершенно новое поколение БПЛА, которое, в отличие от известных достаточно тихоходных беспилотников Predator и Reaper, предназначено для ведения действий в «оспариваемом» или «недоступном» воздушном пространстве. То есть в состоянии действовать в условиях активного противодействия со стороны противника, который обладает развитой системой противовоздушной обороны и ВВС.
Появление беспилотника RQ-180 может пролить свет на истинные причины отказа американских военных от применения беспилотников RQ-4B Global Hawk Block 30, который относится к предыдущему поколению данных летательных аппаратов. В журнальной публикации сообщается о том, что компания Northtop Grumman смогла выиграть секретный контракт Пентагона на разработку RQ-180 по результатам тендера, в котором участвовали также Lockheed Martin и Boeing. Предположительно новая программа является совместной одновременно и для ЦРУ, и для ВВС США и проводится под руководством подразделения Rapid Capabilities Office американских ВВС. По аналогичной схеме ранее шли работы по созданию другого секретного и близкого по назначению БПЛА, хотя и обладавшего меньшими размерами, Lockheed Martin RQ-170 Sentinel («Часовой»). Проведенный анализ финансовой отчетности компании Northtop Grumman позволяет сделать выводы о том, что контракт на разработку RQ-180 был получен компанией еще в 2008 году, когда фирма указала необъясненное увеличение портфеля заказов сразу на 2 млрд. долларов в дивизионе Integrated Systems.
В опубликованной финотчетности корпорации Northrop Grumman за текущий год имеется информация о том, что неназванная программа некоего летательного аппарата вступила в стадию предсерийного выпуска (LRIP). Одновременно с этим доступные снимки из космоса демонстрируют новые ангары и укрытия для летательных аппаратов с размахом крыльев более 130 футов (около 40 метров), построенные на предприятии Northrop, расположенном в Палмдейле (Калифорния), а также в известном закрытом летно-исследовательском центре американских ВВС в Неваде — на базе Area 51 (Зона 51). Ранее в 2010 году Northtop Grumman отчитывалась о значительном расширении своих производственных мощностей в Калифорнии.
Авиационные эксперты подчеркивают, что ангары компании Нортроп в Палмдейле, а также на базе ВВС «Зона 51» могут содержать некий летательный аппарат с размахом крыльев более 40 метров, что делает его больше беспилотника RQ-170 Sentinel компании Lockheed Martin, который обладал размахом крыльев порядка 26 метров. Ранее США уже неоднократно использовали БЛА RQ-170 Sentinel, в частности, во время операции по уничтожения террориста Осамы Бен Ладена в мае 2011 года.
Также беспилотные летательные аппараты RQ-170 достаточно активно использовались в Афганистане в рамках операции «Несокрушимая свобода». Было подтверждено, что БПЛА работали также над Пакистаном и Ираном. При этом в декабре 2011 года иранская армия отчиталась о сбитом RQ-170, который пролетал над территорией страны. Позднее Пентагон признал потерю в данном регионе своего беспилотника, а сбитый аппарат был показан в эфире иранского телевидения. 13 декабря 2011 года в СМИ появилась информация о том, что США подали Ирану официальный запрос, для того чтобы вернуть свой беспилотник, но официальный Тегеран, естественно, не стал удовлетворять данную просьбу и потребовал от США извинений.
Главным назначением нового БЛА RQ-180 может стать осуществление комплексной воздушной разведки с применением комплекса современной аппаратуры, включающей в свой состав активные (с АФАР) и пассивные разведсистемы. Также имеется информация о том, что беспилотник можно будет использовать для ведения РЭБ. Согласно американской терминологии, данный беспилотный летательный аппарат характеризуется как система «проникающей» (penetrating) или «разрешительной» (permissive — в значении проникновения в «запрещенное» воздушное пространство) разведки (Intelligence, Surveillance and Reconnaissance — ISR). По решаемым задачам новый беспилотник сможет дополнить возможности военных БПЛА RQ-170 Sentinel и самолетов-разведчиков U-2 Dragon Lady. Сообщается, что БЛА будет совместно использоваться ВВС США и ЦРУ.
Издание Aviation Week & Space Technology отмечает, что Northrop Grumman приступила к проведению серии летных испытаний засекреченного разведывательного БЛА RQ-180. Данный аппарат создается с целью ведения разведки, наблюдения и рекогносцировки в зоне действия сильной ПВО противника. Принятие нового образца на вооружение планируется на 2015 год.
Данный летательный аппарат создан по видоизмененной схеме «летающего крыла», которую сам производитель обозначает как cranked-kite (дословно «согнутый змей»). Данная схема отличается наличием высокого центроплана со сглаженными формами и достаточно длинными утончающимися крыльями. Аналогичную схему компания Northrop Grumman уже применяла при проектировании палубного БЛА X-47B UCAS-D.
Сообщается, что в конструкции RQ-180 будут широко использоваться технологии обеспечения малозаметности во всех ракурсах аппарата. Такой подход потребовал осуществления большого комплекса работ в области аэродинамики, так как аэродинамические характеристики и принципы геометрического уменьшения радиолокационной заметности достаточно плохо совмещаются. Увеличение уровня малозаметности аппарата наряду с попыткой сохранить ламинарное обтекание потребовало создания новых композитных материалов.
В разработке новых композиционных материалов, по всей видимости, участвовала компания Scaled Composites, которая была приобретена Northrop Grumman в 2007 году. Данная фирма, в частности, специализируется на создании и выпуске планеров, выполненных из композитов с «вывернутыми» соединениями, которые на практике позволяют создавать прочные конструкции, имеющие гладкую поверхность. Данные технологии позволяют получать больший объем свободного места внутри фюзеляжа летательного аппарата благодаря сокращению количества элементов силовой конструкции.
По информации компании Northrop Grumman, проведенные аэродинамические расчеты продемонстрировали, что в процессе проектирования крыла и центроплана RQ-180 удалось достичь аэродинамической эффективности, «подобной планеру». При этом американские инженеры смогли добиться устойчивого поддержания высокой степени ламинарного обтекания на стреловидном крыле беспилотника. В процессе расчетов также были спроектированы более эффективные сопла и воздухозаборники двигателей, хорошо отвечающие требованиям по малозаметности аппарата.
Сообщается, что по уровню малозаметности новый беспилотник будет существенно превосходить все самолеты, которые имеются в данный момент в распоряжении американских ВВС, речь в первую очередь идет о новейших истребителях F-35 Lightning II и F-22 Raptor. Превосходство БЛА RQ-180 будет обеспечиваться высоким уровнем малозаметности аппарата во всех ракурсах, а не только во фронтальной проекции, как это происходит с современными американскими истребителями.
Улучшенная аэродинамика и применение технологий «Стелс» позволят беспилотнику оставаться незамеченным в воздушном пространстве вероятного противника, повысив при этом продолжительность и дальность полета по сравнению с предшественником — аппаратом RQ-170. Сообщается также о том, что конструкция БЛА RQ-180 предусматривает наличие защиты от высоко- и низкочастотных излучателей, что позволит избежать возможного перехвата контроля над беспилотником или выведения его из строя.
Согласно предположениям, новый секретный разведывательный беспилотник получит турбореактивные двигатели, обладающие средней степенью двухконтурности, аналогичные двигателям CF34, которыми уже оснащены палубные БЛА X-47B. При этом двигатели аппарата будут доработаны так, чтобы обеспечить ему устойчивый экономичный полет даже на существенной высоте. Также они должны будут вырабатывать энергию, которой хватило бы для функционирования всего расположенного на борту радиоэлектронного оборудования.
По своим размерам новый разведывательный беспилотник, скорее всего, будет сопоставим с БПЛА RQ-4 Global Hawk. При длине в 14,5 метра и размахе крыльев в 39,9 метра данный аппарат весит 14,6 тонны. Предполагается, что новый беспилотник RQ-180 будет в состоянии действовать на расстоянии в 2200 км от базы и находиться в небе в течение 24 часов. Не исключается, что он будет оснащен оборудованием для проведения дозаправки аппарата в воздухе.
По всей видимости, новый беспилотник является развитием проекта J-UCAS, над воплощением которого с начала 2000-х годов работают ВМС и ВВС США. Целью проекта J-UCAS было создание единой беспилотной платформы, которая удовлетворила бы и флот, и авиацию. В самом конце 2005 года данная программа подверглась разделению на две части — секретную военно-воздушную и флотскую UCAS-D. Возможно, RQ-180 и является детищем этой секретной программы. В настоящее время компания Northrop Grumman и ВВС США программу создания RQ-180 никак не комментируют.
Источники информации:
http://bmpd.livejournal.com/683391.html
http://lenta.ru/news/2013/12/09/rq180
http://www.popmech.ru/screen-day/2107-09-12-13
http://gearmix.ru/archives/7312
http://www.aviationweek.com