В конце ноября Китай не на шутку озадачил своих соседей и соперников удачным полетом дрона-невидимки собственной разработки. Примитивные БПЛА используют даже террористы, а производители аппаратов утверждают, что шестое поколение авиации будет беспилотным
Семнадцатиминутный полет первого китайского дрона-невидимки, построенного с использованием технологии "стелс", был осуществлен 21 ноября. А как сообщал на днях ресурс Asian Review, еще раньше, в сентябре, китайские дроны успешно преодолели японскую зону ПВО вокруг спорных островов Сэнкаку в Восточно-Китайском море. Вообще же, по данным некоторых экспертов, Китай уже занимает второе место в мире после США по количеству беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) военного назначения.
Реально оценивать именно китайский парк беспилотников очень сложно из-за крайней скудости любой информации об оборонном потенциале КНР. Но абсолютно точно известно, что по масштабам применения БПЛА лидируют США и Израиль, а по технологическому уровню их в данной области нагоняют страны ЕС. Со своей стороны, представители авиастроительных корпораций, в том числе и российских, прогнозируют в ближайшие годы сокращение до 40 % пилотируемых самолетов и вертолетов в ВВС ведущих мировых держав. Авиапроизводители основываются на расчетах своих аналитиков, утверждающих, что следующему, шестому, поколению авиации уготовано беспилотное будущее.
Тем не менее в экспертном сообществе нет единого видения перспектив развития дронов. Так, эксперт российского издания "Независимое военное обозрение" Владимир Щербаков уверен, что в течение как минимум пяти ближайших лет в военно-воздушных силах ведущих стран мира не произойдет радикального соотношения численности БПЛА и пилотируемых летательных аппаратов:
"Потому что еще не до конца отработаны различные вопросы применения беспилотников. Пока все-таки пилотируемый летательный аппарат в подавляющем большинстве случаев применения авиации остается, конечно, более эффективным, чем беспилотник. В долгосрочной перспективе, конечно, можно ожидать, что с постепенным развитием технологий создания как самих беспилотников, так и систем, применяемых на них, то есть систем управления, вооружения, связи и так далее, можно ожидать, что да, постепенно они будут вытеснять из различных ниш пилотируемые летательные аппараты".
В будущем, по словам Щербакова, дроны смогут завоевать превосходство в небе за счет того, что они станут значительно дешевле пилотируемых аппаратов, как в производстве, так и в эксплуатации. И, разумеется, благодаря главному своему достоинству – возможности не рисковать жизнями пилотов.
Это преимущество играет важную роль и сейчас. Например, во время войны во Вьетнаме (1965-1973 гг.) американские ВВС потеряли около пяти тысяч самолетов. В то же время беспилотники совершили почти три с половиной тысячи вылетов, а их потери составили всего 4 %. В ходе боевых действий в долине Бекаа в Ливане (1982 г.) дроны помогли израильским ВВС почти полностью уничтожить сирийскую систему ПВО и избежать потерь.
Однако беспилотные системы, как уже отметил выше Владимир Щербаков, имеют и ряд существенных недостатков технического и юридического характера. Сюда можно отнести отсутствие каких-либо национальных стандартов в системах управления дронами. Грубо говоря, если беспилотник действует на основе заложенной в него программы, его маршрут невозможно отменить или изменить. Контроль над дроном, управляемым дистанционно, противник может перехватить или ослабить, используя простые компьютерные программки. Подобные прецеденты уже случались с американскими БПЛА и в Ираке и в Афганистане.
Полностью автономный беспилотник, управляемый искусственным интеллектом, далеко не всегда способен объективно оценить обстановку и может принять ошибочное решение об атаке. Результатом таких ошибок стали сотни жертв среди мирных жителей в Ираке, Афганистане, Пакистане и Йемене. Впрочем, обрушить из поднебесья бомбы и ракеты на какую-нибудь гражданскую церемонию может и удаленный оператор дрона, что также наверняка бывало уже не раз в американской практике применения БПЛА.
По всей видимости, именно этот аспект в сфере использования БПЛА имел в виду Владимир Путин, коснувшийся на днях перспектив российских беспилотных программ. На совещании по вопросам развития отечественных ВВС президент России заявил, что беспилотники – это серьезные боевые комплексы, а не компьютерная игра. Исходя из этого, Россия намерена развивать программы БПЛА, но практика применения дронов российскими военными и спецслужбами будет иной, чем принятая на вооружение США и другими странами.
Кстати, в эпоху СССР советские разведывательные и ударные дроны уверенно летали в небе Европы в то время, когда страны в ее западной части еще только приступали к разработке своих беспилотных систем. Достаточно назвать такие реализованные советские проекты, как комплекс "Ястреб", Ту-141 "Стриж", Ту-141 "Рейс", программа ударных БПЛА "Коршун".
В период с 1972 по 1989 год в СССР было построено 950 военных дронов разного назначения. Апогеем советской беспилотной программы совершенно заслуженно признан космический челнок "Буран", совершивший в 1988 году в автоматическом режиме весь полет, включая посадку. К сожалению, распад Советского Союза, "лихие" 1990 годы ощутимо затормозили развитие российской беспилотной авиации.
Впрочем, совсем недавно в рамках Минобороны РФ стартовала новая программа обучения операторов беспилотных систем, а западные СМИ заговорили о секретных разработках в России сверхдальнего дрона. Развитие беспилотных комплексов неизбежно становится элементом современной гонки вооружений, замечает военный обозреватель информагентства "Росинформбюро" Анатолий Соколов:
"Беспилотный летательный аппарат – в настоящее время это как бы синтезатор современных технологий и аккумулятор всех достижений в области оптико-электронных систем, средств разведки, наблюдения, связи и так далее".
Остается добавить, что с 2003 по 2012 год в общемировом масштабе были сделаны закупки различных типов дронов на сумму свыше трех с половиной миллиардов долларов. Через 10 лет, прогнозирует Forecast International, мировой рынок БПЛА вырастет до 70 млрд долларов.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 204
Рейтинг поста:
...Во время войны во Вьетнаме (1965-1973) для воздушной разведки и наблюдения американскими ВВС и ВМС успешно применялись средневысотные БПЛА Firebee. Они могли запускаться с земли и с самолета-носителя. В ходе отдельных операций БПЛА стартовали с авианосцев. Ими было совершено около 3400 полетов над хорошо защищенной территорией северного Вьетнама. С ростом потерь американской авиации от наземных ЗРК резко возрос спрос на использование беспилотных самолетов для ведения фото- и радиотехнической разведки с большой высоты. Созданный компанией Teledyne Ryan высотный БПЛА радиотехнической разведки Model 147E передавал на наземный пункт информацию о вьетнамских ЗРК SA-2a (C75) в течение своего полета. Несмотря на то что в одном из вылетов он был сбит, оценка американскими военными результатов его применения была очень высокой, она соизмерялась с полной стоимостью программы разработки этого аппарата. Всего во вьетнамской войне американские БЛА совершили почти 3500 полетов, причем потери составили около 4%. Беспилотники применялись для фоторазведки, обнаружения радиоэлектронных средств и других объектов противника, ретрансляции сигналов, ведения РЭБ и постановки ложных целей для усложнения воздушной обстановки. Но полная программа использования беспилотных систем была окутана тайной настолько, что ее успех, который должен был стимулировать развитие БЛА после окончания войны, остался практически незамеченным руководством США...
Подробнее
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста: