Вооруженные силы Канады (Canadian Forces. – CF), позиционирующие себя одним из ближайших союзников ВС США, несмотря на относительно небольшую численность, вполне разделяют концепцию своего соседа о максимальном расширении использования информационного пространства для военных наступательных, оборонительных и пропагандистских действий. Появление в США общей концепции стратегических информационных операций предопределило вектор развития модернизации ВС Канады, в основу которой было положено Руководство по планированию обороны, содержавшее собственную концепцию включения информационных операций в оборонительные и наступательные доктрины. Актуализированная в 2007 году национальная концепция информационных операций Армии Канады (Info Ops) нашла отражение в Стратегии формирования канадских Вооруженных сил до 2020 года.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ PR-СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙИмпульсом к разработке собственной доктрины Info Ops для ВС Канады стало стремление к присутствию национальных воинских контингентов в кризисных районах мира для участия в миротворческих и контртеррористических операциях, проводимых в многонациональном формате под эгидой НАТО и Евросоюза. Это корреспондируется с новой стратегической концепцией обороны и безопасности членов Североатлантического договора, сформулированной в декларации Лиссабонского саммита и зафиксированной в пресс-релизе PR/CP 0155 (2010), определяющей эволюцию НАТО в сторону «повышения уровня эффективности в условиях изменяющегося мира, против новых угроз с новыми возможностями и новыми партнерами».
О чрезвычайно серьезном отношении стран – членов НАТО к разработке современных концепций информационных операций свидетельствует создание и успешное функционирование постоянно действующего «многонационального форума для специалистов в сфере стратегических коммуникаций, информационных операций и других связанных с ними возможностей», известного в кругах специалистов под названием The Multinational Information Operations Experiment – (MNIOE) и созданного «для выявления общих и различных подходов в концептуальном понимании информационных операций».
Задекларированной миссией этой структуры является «дальнейшее развитие концепции Info Ops. В состав международной рабочей группы MNIOE входит и Канада наряду с Австралией, Францией, Германией, Великобританией и США. В группе, деятельность которой координируется вооруженными силами Германии, постоянно присутствуют представители Австрии, Португалии, Финляндии, Новой Зеландии и Швеции. Инициатива создания MNIOE является попыткой углубленного исследования принципов, процедур, инструментов и методов проведения Info Ops, которые могут быть применены в условиях многонациональных операций. Уточняющим документом стала Белая книга «Инфо Ops в будущих операциях коалиции».
Среди основных стратегических целей информационного PR-сопровождения военно-политических действий стран – членов НАТО в миротворческих и антитеррористических операциях называются: формирование позитивного имиджа вооруженных сил НАТО в глазах национальной и мировой общественности и нейтрализация информационно-психологическими средствами стран, занимающих негативную позицию в отношении действий НАТО в зонах военных действий.
К целям оперативно-тактического уровня относятся: дискредитация противостоящих правительств и политических групп в глазах собственного народа и мирового общественного мнения; деморализация личного состава противоборствующих вооруженных сил, побуждение военнослужащих к дезертирству и неповиновению; позитивное позиционирование противостоящих властям сил – организаций, политических деятелей и СМИ; противодействие распространению слухов и дезинформации.
В разработанном в недрах НАТО документе Work Package 1: Overview of Info Ops documents были обобщены и проанализированы национальные концепты информационных операций Бельгии, Канады, Германии, Франции, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Швеции, Швейцарии, Великобритании, США, НАТО, ЕС с целью «выявления аспектов, которые имеют особое значение для операций альянса». В релизе, имеющем индекс RTO–TR–SAS–057, признается, что отсутствие необходимых материалов и языковые трудности не позволили натовским аналитикам в полной мере исследовать аналогичные документы Болгарии, Чешской Республики, Дании, Эстонии, Греции, Венгрии, Исландии, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Испании и Турции.
В составленной специалистами НАТО «Иерархии документов Вооруженных сил Канады в сфере информационных операций» приведены английская и французская версии документов, определяющих параметры политики и деятельности CF в этой области. В таблице к документам, имеющим непосредственное отношение к информационным операциям, примыкают документы, посвященные проблемам психологических операций (код сертифицированного документа B-GJ-005-313/FP-010), военно-гражданского сотрудничества (CIMIC) в условиях мира, чрезвычайных ситуаций, кризиса и войны, а также взаимодействия со службой связей с общественностью (код документа B-GJ-005-361/FP-000).
Доктринальные документы ВС Канады определяют информационные операции «как меры, принимаемые в поддержку политических и военных целей и влияющие на лиц, принимающих решения». Это определение созвучно формулировке Info Ops, содержащейся в концепции Европейского союза (Concept for EU PSYOPS in EU-led military operations) и документе НАТО MC 422/1, где под информационными операциями понимаются «меры, призванные влиять на принятие решений в поддержку политических и военных целей». Базовый документ НАТО JP 3-13 определяет информационные операции как «скоординированные действия, предпринятые с целью повлиять на информацию и информационные системы противника, защищая при этом собственные информацию и информационные системы».
В канадской доктрине информационных операций последние подразделяются на наступательные и оборонительные. Наступательные информационные операции предполагают проведение психологических операций, компьютерных сетевых атак, дезинформации. Оборонительные - нацелены на обеспечение защиты собственной информации и предоставление командованию и дружественным лицам «своевременного доступа к необходимой, актуальной и достоверной информации». При этом предполагается организация «полной защищенности процесса принятия решений от всех побочных эффектов, преднамеренного, непреднамеренного или случайного вмешательства».
СТРУКТУРА ПРОПАГАНДИСТСКОГО АППАРАТАДля практической реализации задач информационно-пропагандистского сопровождения военно-политических акций канадского правительства в структуре Вооруженных сил Канады было сформировано специальное подразделение, получившее известность в западных военных кругах как Группа информационных операций (Canadian Forces Information Operations Group – CFIOG). Оперативное руководство деятельностью группы осуществляется штаб-квартирой (Canadian Forces Information Operations Group Headquarters. – CFIOGHQ), дислоцированной в местечке Литрим, недалеко от Оттавы. Провозглашенная миссия CFIOG заключается в разработке, координации и осуществлении информационных операций для обеспечения благоприятных возможностей деятельности Министерства национальной обороны и канадских Вооруженных сил.
CFIOG действует в тесном взаимодействии с такими службами и подразделениями, как Центр средств электронной борьбы (Canadian Forces Electronic Warfare Centre. – CFEWC), Центр радиоэлектронной разведки (Canadian Forces Signals Intelligence Operations Centre – CFSOC), Центр сетевых операций (Canadian Forces Network Operation Centre. – CFNOC), Объединенный информационно-разведывательный координационный центр (JIIFC). Все перечисленные структуры нашли пристанище непосредственно на станции CFS в Литриме, которая со штатом в почти 500 военнослужащих и 29 человек гражданского персонала обеспечивает всю необходимую им техническую и логистическую поддержку. Девизом станции стали слова pacerm petere, что означает «исследования мира». При этом старейшая канадская станция сбора данных радиотехнической информации CFS Leitrim входит в глобальную систему «Эшелон» и используется для поиска очагов терроризма, контроля наркотрафика, а также для политической и дипломатической разведки.
Однако эффективность участия Группы информационных операций ВС Канады в составе коалиционных сил в миротворческих акциях и контртеррористических операциях последнего десятилетия оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, становится очевидным, что Канада не в полной мере включилась в сражения на информационных фронтах, но с другой – ее военнослужащие активно адаптируются к условиям и демонстрируют возрастающий потенциал возможностей. По мнению экспертов, действенность информационных операций CFIOG снижается из-за недостаточного материально-технического обеспечения и оснащения ее подразделений за рубежом.
ОПЕРАЦИЯ В КОСОВОПервым серьезным испытанием CFIOG в сфере Info Ops стало участие в операции Kinetic, проводившейся под руководством KFOR в Косово. В информационном брифинге МО Канады BG-99,035 сообщалось о направлении к месту проведения акции около 1470 военнослужащих. Сотрудники CFIOG сосредоточили свои усилия на пропаганде позитивной миссии коалиционных сил в Косово. Для этого использовались пресс-релизы, интервью, газетные и журнальные статьи, Интернет и электронная почта. Для реализации гуманитарных акций – реконструкций школ, детских садов, медицинских учреждений и для выполнения других проектов CF располагала фондом в 750 тыс. долл.
Канадцы принимали участие в прямых контактах с местными и международными СМИ. Общую ответственность за информационные каналы и психологические операции с использованием плакатов, звукоусиливающей аппаратуры, листовок, радио- и телевизионной рекламы несла британская команда KFOR. Это был первый PR-опыт работы по связям с общественностью Группы информационных операций канадских ВС.
Тем не менее при проведении операции Kinetic личному составу CFIOG в Косово пришлось действовать в сложной обстановке и с большим напряжением. Для контактов с прессой был выделен всего один офицер, занимавшийся исключительно канадскими вопросами. При этом ощущалась потребность в построении собственной системы проведения информационной политики для трансляции своих тем и информационного взаимодействия в рамках НАТО. К тому же в результате серьезной вирусной атаки на продолжительное время была выведена из строя система TITAN, обеспечивавшая безопасность канадских каналов коммуникаций в Косово. Открытые источники информации, остававшиеся у канадского контингента, сразу сделали их уязвимыми для дезинформации, а участвовавшие в операции войска остались без надежной и проверенной информации.
Справедливости ради следует отметить, что информационные операции альянса в Косово не всегда давали планируемый результат и виноваты в этом были отнюдь не канадцы. Так, несколько местных политических лидеров, специально отобранных для распространения позитивной информации о миссии альянса, не оправдали надежд. Позднее выяснилось, что большая часть населения давно отказала им в доверии. В итоге начальный этап информационной кампании, призванный подготовить местных жителей к приходу войск альянса, был полностью провален.
Отсутствие единой информационной стратегии стало основной трудностью для руководства НАТО. Командованию альянса так и не удалось внушить Белграду мысль о неизбежности наземной операции в случае отказа от принятия ультимативных требований. Из западных СМИ югославское руководство было осведомлено о неготовности руководства НАТО рисковать жизнями солдат альянса. По признанию одного из старших офицеров США, «более сильная и сфокусированная информационная операция могла бы наполовину сократить косовскую кампанию. Все необходимые детали присутствовали, но лишь немногими из них воспользовались точно и в нужное время».
Только в конце 2003 года CF приступили к подготовке в составе сухопутных сил резерва специалистов в области проведения мероприятий пропагандистского и психологического характера, проводимых в мирное и военное время для воздействия на мировоззрение, жизненные ценности, убеждения, эмоции иностранных враждебных, нейтральных или дружественных аудиторий с целью изменения их поведения в благоприятном направлении. Консолидировавшиеся в рамках Специального оперативного командования (USSOCOM) кадры пропагандистов находились под патронажем генерал-лейтенанта Рика Хиллера и рассматривались командованием в качестве важного компонента информационных операций.
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ PR-СТРУКТУРПоддерживая деятельность по наращиванию национального потенциала в области информационно-психологических операций, канадские военные эксперты понимали, что Канада «вряд ли когда-нибудь будет в состоянии планировать психологические операции на международном уровне». Военные обозреватели сходились во мнении, что «Канада может рассчитывать скорее на участие в реализации подобных операций своих союзников, таких как США». В то же время среди военных сохранялось и поддерживалось убеждение в способности Канады оказать значительное влияние на деятельность, которая стала одним из ключевых элементов многонациональных операций.
Однако руководство канадских ВС допускало возможность проведения самостоятельных информационно-психологических операций на тактическом уровне, то есть осуществления бригадной поддержки. Ставка на признание приоритета убеждения перед насилием означала осознание того факта, что поддержание мира требует нечто большего, чем пушки. Оружие не меняет убеждений. Концептуальные основы канадской доктрины B-GG-005-004/AF-033 не только декларировали необходимость информационных операций, но и нацеливали на постоянную готовность к совместной работе с другими странами, чтобы создать благоприятную среду для наших миротворцев.
Первое время офицеры канадских ВС приобретали навыки информационно-психологических операций за рубежом в армиях стран – членов НАТО. Сегодня обучение приемам информационно-психологического воздействия ведется непосредственно на территории Канады. «Мы осуществляем подготовку и проведение психологических операций при возникновении необходимости, а не как дань моде», – заявил в Монреале один из руководителей канадских PsyOps подполковник Ванессе Бруно, возглавлявший контрпропагандистскую деятельность Южного регионального командования в Кандагаре. В натовских кругах Ванессе Бруно слывет крупным теоретиком в области проведения информационно-психологических операций и стратегических коммуникаций. Он неоднократно выступал на различных специализированных конференциях, круглых столах, семинарах, включая военные учебные заведения США, Канады, Дании, НАТО (SHAPE). Автор нашумевшего выступления «Переосмысление информационной деятельности и стратегии борьбы с повстанческим движением в Афганистане» на лондонской конференции, посвященной информационным операциям, в качестве приглашенного докладчика Ванессе Бруно выступил с презентацией «Роль стратегических коммуникаций в современной войне», проходившей под председательством начальника штаба ВС Великобритании генерала Дэвида Ричардса.
Внешний лоск – это тоже средство убеждения в справедливости военной силы. Фото Вооруженных сил КанадыПервые 24 резервиста прошли шестинедельную подготовку в гражданских и военных заведениях в районе Монреаля. Для профессионального обучения будущих участников информационно-психологических операций привлекались лучшие специалисты в области PR, журналистики, рекламы, психологии и культурологии. По вопросам культуры взаимоотношений и нахождения взаимопонимания с целевыми аудиториями курсантов инструктировала профессор Йоркского университета в Торонто Эмили Боутервик. По словам одного из ведущих инструкторов канадских ВС майора Колина Робинсона, «изучаемые проблемы являются интересными и полезными для всех участников». Новые методы выявления эмоциональных реакций в целевой аудитории опираются «на традиционные методы пропаганды, которые до сих пор продолжают работать и которым по-прежнему трудно противостоять».
ОТ ТЕОРИИ – К ПРАКТИКЕОдно из ведущих мест по эффективности среди аналогичных структур в вооруженных силах крупнейших держав занимает знаменитая 15-я группа психологических операций Великобритании – 15 (UK) PsyOps. Командование ВС Канады и Великобритании договорились о проведении совместного курса занятий специалистов 15 (UK) PsyOps и CFIOG в Монреале. Две недели британские инструкторы занимались с канадцами. «Я рассматриваю как привилегию возможность учить этих очаровательных и сообразительных солдат», – заявил сотрудник 15 (UK) PsyOps Саймон Бергман о работе с канадскими коллегами.
Заместитель командира управления информационно-психологических операций канадских ВС майор Бенуа Мейнвилл указывает на важность разработки собственной системы подготовки кадров для PsyOps. По его мнению, «вооруженные силы Канады должны обладать собственным постоянным потенциалом». Поэтому отбор в группу информационно-психологических операций довольно строг. Кандидаты должны обладать коммуникативными навыками, высоким уровнем образованности, толерантным отношением к различным типам культур, а также, добавил Мейнвилл, «творческим духом».
Творчество приобретает решающее значение уже на этапе производства плакатов, листовок, газетных публикаций и даже радио- и телевизионных сообщений. Дизайн, стилистика, цвета, символы и образы имеют различные значения в различных культурах. Знание предполагаемого результата воздействия этих продуктов Info Ops на целевую аудиторию является ключевым фактором. Однако, предупреждает майор Мейнвилл, «когда CF выпускает листовки, содержащаяся в них информация должна быть всегда верна». Эту мысль дополнил лейтенант Филипп Зонгиамбали: «Если в вашем плакате содержатся какие-либо неточности, он не сработает».
В число кандидатов попадают высокообразованные люди, уже свободно владеющие несколькими языками. В период подготовки изучаются PR, психология, коммуникация, журналистика, политические науки, издательское дело и так далее. Курс обучения разделен на три модуля, охватывающих вопросы, связанные с анализом и определением целевой аудитории, отбором необходимой информации, изготовлением информационного продукта и его распространением. Практические занятия проводятся в условиях, максимально приближенных к боевым. «Для проверки их подготовки, – поясняет майор Мейнвилл, – мы создали две деревни, где они будут подвергаться испытанию в различных ситуациях, требующих от них использования всего приобретенного за время учебы опыта и навыков».
В двух смоделированных деревнях в районе обучения Фарнхам воссоздана вполне реальная обстановка небольшого населенного пункта, «жители» которого становятся объектом информационного воздействия. Около 40 гражданских лиц, включая мужчин, женщин и даже детей, вдохновенно и весьма реалистично исполняют роли местных жителей. Общение с ними вошедшей в село боевой группы происходит только с помощью 11 переводчиков. Стены домов покрыты специфическими рисунками граффити. «Население» первоначально враждебно встречает воинов. Солдаты беседуют с «жителями», распространяют листовки, предлагают сдать оружие. Контакт устанавливается постепенно. В канадском учебно-тренировочном центре CF (Canadian Manoeuvre Training Centre. – CMTC) уже приступили к отработке приемов взаимодействия с местной администрацией, для чего в CMTC имитируется деятельность органов местной власти страны, куда направляются сотрудники Группы информационных операций с миротворческой миссией.
Бывшего учителя средней школы сержанта Реджинальда Оубаса участие в информационно-психологических операциях привлекает тем, что «он просто любит общаться с людьми». По его мнению, «коммуникативные навыки чрезвычайно важны для переговоров». Опыт трех его командировок в Афганистан говорит о том, что всегда нужно контролировать ситуацию, поддерживая «сложный баланс – при проведении переговоров с жителями осуществлять сбор информации, обеспечивая при этом личную безопасность и безопасность группы». По выражению майора Мейнвилла, «психологический аспект конфликта имеет такое же значение, как и физический».
АФГАНСКИЙ ОПЫТВ период проведения контртеррористической операции в Афганистане командир Кабульской межнациональной бригады (KMNB) бригадный генерал канадских Вооруженных сил Питер Дж. Девлин понимал важность использования Info Ops для защиты «центра притяжения» миссии и указывал на необходимость международной и местной поддержки сил международной безопасности (ISAF). Девлин выступал с требованием информационной поддержки политики обеспечения безопасности и развития переходной администрации. Легендарный участник шести зарубежных миссий ВС Канады генерал-лейтенант П. Девлин в недавнем интервью иллюстрированному журналу Legion Magazine, подводя итоги пребывания канадского контингента в Афганистане, отметил «важность информационных операций в развитии военно-гражданских отношений».
В фазе активных боевых действий общая ответственность за проведение информационных операций была возложена на румынских офицеров. Недостаточное знание ими английского языка пагубным образом сказалось на качестве работы. Не читавшие по-английски румынские офицеры не могли использовать материалы, подготовленные для проведения информационно-психологических операций. Руководство же ISAF продолжало печатать эти материалы на английском языке и языке дари. Генералу Девлину пришлось убеждать ISAF в целесообразности распечатать индивидуальные солдатские памятки для военнослужащих KMNB и на других европейских языках. «Даже хорошо знающие английский язык люди должны получать информацию на своем родном языке».
Упущением руководства войск коалиции в Афганистане следует считать отсутствие регулярного армейского телевещания. Возможности телевидения не использовались ни для информационного и культурного информирования личного состава войск коалиции, ни для массированного пропагандистского воздействия на население страны. И это притом что в Кабуле и его окрестностях в собственности жителей находилось огромное количество телевизоров, а конкурентом выступал только один местный телеканал. Только впоследствии выяснится, что из-за низкого уровня грамотности населения телевидение для афганцев было основным способом получения информации. Развертывание системы вещания позволило бы телевидению стать ключевым средством информационного воздействия.
В штаб-квартире KMNB ощущалось определенное разочарование и некоторое раздражение стремлением штаба ISAF сосредоточить в своих руках разработку стратегических уровней информационных операций. При этом командованию KMNB отводилась роль реализации исключительно тактических задач. Это создавало диссонанс в деятельности двух организаций, так как каждая команда имела собственное видение потребностей и перспектив информационных операций. Деятельность канадской Группы информационных операций в Афганистане позволила военным экспертам сделать следующие рекомендации: брифинги должны подробно освещать все возможные варианты развития событий, включая альтернативные; сотрудники специальных служб, участвующие в формировании информации, должны использоваться при подготовке кадров; все военные и гражданские специалисты, прибывающие на театр военных действий, должны обладать знанием культурных, этнических, религиозных особенностей региона.
Относительно недавно США признали успехи Канады в разработке систем управления и контроля совместимости Info Ops, которые будут использоваться при проведении совместных операций. Начальник Группы информационных операций канадских ВС полковник Роберт Маззолин назвал канадскую программу «Многосторонних моделей совместимости» (MIP) выдающимся результатом в области разработки военных координационных сетей (NCW). «MIP, – с удовлетворением констатировал Маззолин, – предоставляет ключевые возможности взаимодействия, позволяя 26 участвующим в ней странам создать общий язык для обмена командной и контрольной информацией, также будет налажен обмен необходимой информацией при стратегическом планировании и координации действий».
Информационные операции CFIOG, по мнению командования ВС Канады, обладая способностью оказывать влияние на взгляды и представления людей, будут и в дальнейшем иметь решающее значение при создании безопасных условий в зонах действия боевых подразделений. Способность выстроить эффективные коммуникации с местным населением, войсками союзников и гражданами своей страны будет иметь решающее значение для обеспечения и поддержки проводимых военно-политических акций.