15 октября на крупнейшем французском судостроительном предприятии STX France в Сен-Назере состоялась церемония официального спуска на воду (фактически всплытия в сухом строительном доке) построенного для ВМФ России десантного вертолетоносного корабля-дока (ДВКД) «Владивосток». Тем самым в рекордные по сравнению со стандартами и практикой отечественного судостроения сроки был пройден важнейший этап в реализации беспрецедентного контракта от 17 июня 2011 года на строительство для России двух кораблей типа Mistral.
Контракт на постройку для российского флота этих кораблей продолжает вызывать оживленные дискуссии и споры, что неудивительно. Начав осторожные разговоры о возможности импорта военной техники (это уже само по себе было сенсацией), Министерство обороны затем стремительно заключило весьма масштабный и политически резонансный контракт стоимостью 1,12 миллиарда евро на два крупных боевых корабля иностранной постройки, причем в государстве – члене НАТО. Последний раз большой боевой корабль заказывался для отечественного флота за границей в 1939 году, когда у Германии купили недостроенный тяжелый крейсер Lutzow. До этого в 1934-м был заказ в Италии лидера «Ташкент». По стоимости, политической и военной значимости контракт на корабли типа Mistral можно сравнить только с заказами на иностранных верфях боевых кораблей императорской Россией.
История проекта
Неожиданный интерес российского военного ведомства к иностранным универсальным десантным кораблям на тот момент тем более заинтриговал общественность, что до 2008 года Минобороны ничем не выдавало «экспедиционность» и потенциал проекции силы как один из приоритетов ВМФ. При этом переговоры по данному вопросу изначально велись с 2008-го именно с Францией и контролируемым французским государством судостроительным объединением DCNS. Так что, похоже, русские военные изначально ориентировались на закупку кораблей типа Mistral, а другие варианты всерьез не рассматривались.
В октябре 2010 года Минобороны России объявило формальный тендер на закупку универсальных десантных кораблей, победителем в котором предсказуемо стало DCNS. 17 июня 2011-го в Санкт-Петербурге состоялось подписание контракта между ФГУП (ныне ОАО) «Рособоронэкспорт» и французами на поставку двух кораблей типа Mistral. Таким образом, между первым публичным проявлением заинтересованности в покупке ДВКД и подписанием контракта прошло всего около трех лет – более чем скромный срок для подготовки сделки такого масштаба и сложности. Стоимость контракта – 1,12 миллиарда евро, при этом постройка собственно двух кораблей обойдется в 980 миллионов евро, а остальные затраты предполагают передачу технической документации и лицензий, обучение и т. д. Параметры соглашения предполагали приобретение Россией двух кораблей, которые строятся во Франции при головной роли DCNS верфью STX Marine France в Сен-Назере, и опцион еще на два корабля уже отечественного производства. Первый Mistral должен быть поставлен в течение трех лет после подписания, то есть в 2014 году, второй – в 2015-м. Законтрактованные корабли зачислены в списки ВМФ России в январе 2012 года как ДВКД «Владивосток» и «Севастополь».
Строительство «Владивостока» фактически начато в Сен-Назере в декабре 2011-го, первая секция корпуса выставлена в строительном доке верфи в сентябре 2012-го, а формальная закладка корабля произведена 1 февраля 2013 года. Корабли строятся во втором по величине в мире сухом доке длиной 885 метров частной верфи STX Marine France (бывшей Chantiers de l'Atlantique), с 2008-го контролируемой южнокорейской группой STX Shipbuilding.
Часть работ по изготовлению корпусных секций выполняет ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), стоимость ее доли – около 80 миллионов евро. Первоначально планировалось осуществлять российскую часть работ на входящем в состав ОСК ОАО «Адмиралтейские верфи», однако в итоге в декабре 2011 года контракт был передан на перешедшее под контроль ОСК ООО «Балтийский завод – Судостроение». Здесь из 24 ненасыщенных корпусных блоков строятся кормовые части обоих кораблей с доковой камерой, что составляет порядка 40 процентов от общей длины корпусов. Затем секции буксируют на верфь STX Marine France в Сен-Назер, где в сухом доке состыковывают со строящимися там частями корпусов обоих кораблей. Насыщение корпусов, достройка и испытания обоих кораблей производятся во Франции.
На Балтзаводе кормовая часть «Владивостока» заложена 1 сентября 2012 года, спущена 26 июня 2013-го и 23 июля прибуксирована в Сен-Назер. Там обе части корпуса состыковали. 15 октября корабль формально спущен на воду и через неделю поставлен к достроечной стенке. «Севастополь» заложен на STX Marine France 18 июня 2013 года, и сегодня его носовая часть находится в высокой степени готовности.
Ожидается, что в следующем году «Владивосток» переведут в Северную верфь в Санкт-Петербурге для дооснащения и вооружения. Его ввод в строй запланирован на 1 ноября 2014-го, а «Севастополя» – на год позднее. Предполагается, что оба корабля войдут в состав Тихоокеанского флота, и во Владивостоке для них готовится соответствующая базовая и ремонтная инфраструктура.
Темпы постройки французами обоих заказанных Россией кораблей выглядят фантастическими на фоне ставших привычными российских кораблестроительных долгостроев. Достаточно сказать, что впятеро меньший головной фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» проекта 22350 строится на той же Северной верфи восьмой год и до сих пор не передан на испытания. Конечно, в случае с ДВКД нужно делать поправку на уже отработанную серийность строительства. Тем не менее речь ведь идет о крупных авианесущих единицах водоизмещением более 21 тысячи тонн. Быстрота постройки «Владивостока» произвела впечатление даже на закоренелых скептиков и противников приобретения кораблей типа Mistral в России. Можно сколько угодно критиковать идею проекта, но ВМФ реально в сжатые сроки получает два больших и во многом уникальных по своим возможностям боевых корабля, которые станут крупнейшим пополнением надводных сил почти за четверть века.
Роль в составе российского флота
С самого начала назначение кораблей типа Mistral и их место в системе задач ВМФ России вызывали горячие дискуссии в СМИ и экспертном сообществе, тем более что командование не спешило делиться своим мнением.
Главной особенностью ДВКД (или универсальный десантный корабль – УДК) типа Mistral является их оптимизация для решения в значительной степени задач мирного времени и квазибоевых операций. Изначально они предназначались для обеспечения французского военного присутствия в удаленных районах мира. Во Франции их классифицируют как корабли проекции силы и управления (Ввtiments de Projection et de Commandement – BPC). «Мистрали» могут выполнять функции корабля управления, десантного, вертолетоносца, военного транспорта и госпитального судна. В последние годы опыт применения стоящих на вооружении Mistral, Tonnerre и Dixmude продемонстрировал их эффективность для решения таких задач, как управление экспедиционными силами, нанесение ударов вертолетами в ходе военной кампании в Ливии, оперативная переброска войск и техники в Сенегал для операции в Мали, гуманитарная эвакуация французских граждан из Ливана.
В то же время данные корабли, построенные во многом по коммерческим нормативам (и имеющие вследствие этого пониженную живучесть), могут столкнуться с проблемами в крупномасштабной войне на море. Особенно с учетом того, что ВМФ России имеет сейчас очевидно низкий потенциал, что, следовательно, делает невозможным использование кораблей типа Mistral в условиях господства противника на море. Поэтому по сути «Владивосток» и «Севастополь» неприменимы в конфронтации с США, НАТО и их союзниками (например Японией).
Таким образом, приобретение Россией ДКВД стало характерным свидетельством переориентации на решение преимущественно проблем мирного времени: поддержание нашего военного присутствия в различных районах Мирового океана, обеспечение безопасности сограждан и объектов за рубежом, борьба с пиратством, решение интервенционных, миротворческих и представительских задач. Судя по всему, особая роль отводится «Владивостоку» и «Севастополю» в качестве штабных кораблей управления военно-морскими группировками, которые во все возрастающих масштабах развертываются в Средиземном море и Индийском океане. Видимо, именно как корабли управления российские «Мистрали» будут использоваться наиболее интенсивно.
Безусловно, ввод в состав ВМФ двух таких кораблей резко увеличит возможности по развертыванию в удаленных водах, впервые придаст ему реальные экспедиционные возможности. Ведь таких крупных специализированных единиц не имел даже ВМФ СССР периода расцвета. Однако наибольшую ценность для отечественного флота будет представлять приобретение опыта эксплуатации современного крупного западного военного корабля, требующего внедрения новейших методов поддержания технической готовности, обслуживания, норм снабжения, обеспечения и ремонта, корабельной организации. В какой-то степени ДВКД могут стать революционными кораблями в техническом и эксплуатационном отношении. Возможно, уже одно это оправдает потраченные 1,12 миллиарда евро.
Проблемы с вертолетами
Тем не менее остается открытым вопрос, насколько российский флот готов к эксплуатации данных кораблей. Особо стоит отметить проблему комплектации вертолетами – главным их оружием.
Положение с вертолетной авиацией в ВМФ России складывается сложное, если не сказать критическое. Количество эксплуатируемых противолодочных Ка-27 и поисково-спасательных Ка-27ПС исчисляется буквально единицами, существует очевидный недостаток подготовленных летчиков. Пилотов не хватает даже для небольшого количества кораблей с вертолетами постоянного базирования, которое имеется в ВМФ сейчас. Между тем каждый корабль типа Mistral способен нести до 16 винтокрылых машин, комплект авиагрупп должен быть двойной, что потребует не менее 64 единиц на два ДВКД. Значит, их ввод в строй вызовет необходимость в разы увеличить летный состав корабельной вертолетной авиации России.
В диссонансе с темпами строительства кораблей находятся также разработка и производство самих вертолетов. Специально для ДВКД создается корабельная модификация нового боевого Ка-52, получившая обозначение Ка-52К «Касатка». Планируется закупка 32 «Касаток». Скорейшая реализация этой программы тем более важна, что сейчас морская авиация после передачи почти всех боевых частей берегового базирования в состав ВВС практически лишена ударных возможностей. Ка-52К в известной степени восстановит потенциал, но уже ясно, что серийные вертолеты поступят на «Владивосток» и «Севастополь» с опозданием и первые годы кораблям придется плавать без них. Поэтому актуальным представляется активизация усилий ВМФ по финансированию программы Ка-52К. Отметим также, что «Касатки» способны придать отечественным ДВКД такие возможности, каких нет даже у французских систершипов. В перспективе Ка-52К имеют и большой экспортный потенциал, тем более что в мире наблюдается спрос на вертолетонесущие корабли.
Еще сложнее ситуация с транспортными корабельными вертолетами. Фактически оба корабля на годы обречены быть без средств «вертикального охвата». В морской авиации ВМФ осталось лишь несколько транспортно-боевых Ка-29, причем эти машины не слишком удачны из-за небольшого объема транспортной кабины. Малый объем всегда был ахиллесовой пятой серии Ка-27/28/29/31/32. Для их замены в советское время разрабатывался новый корабельный многоцелевой Ка-40 с увеличенным фюзеляжем, а в 2000-х годах предлагался проект коммерческо-транспортного Ка-32-10 с похожими характеристиками. Возможно, после вступления кораблей типа Mistral в строй имеет смысл реанимировать оба проекта. Еще один кандидат среди перспективных машин – Ми-38 представляется великоватым для базирования на ДВКД, но также может быть рассмотрен.
Очевидно, что ситуация с вертолетами требует принятия комплекса мер. В любом случае в результате приобретения французских кораблей внимание руководства ВМФ к состоянию морской вертолетной авиации возросло. Крупные вертолетонесущие корабли в составе флота станут хорошим «ферментом» для резкой активизации разработок и закупок корабельных машин и неизбежно поспособствуют значительному (возможно, многократному) росту численности вертолетного парка морской авиации ВМФ России.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Меня сразу же, если честно, заинтересовал нос Корабля, выглядит, как обрубок, так и хочется что-нибудь добавить, типа трамплина, тем более опыт уже есть с индийцами. Вообще-то во всей этой цепочке не хватает одного звена - самолёта ВВиП или УВиП. И я не удивлюсь тому, если после того, как мы получим полностью весь контракт - у нас появится такой самолёт. А это уже другие тактические цели. Почему сначала 2, а 2 других - "может будем, а может и не будем"? Думаю уже сейчас инженеры трудятся о возможной модернизацией двух других, тем более строиться они уже будут у нас. Предполагаю, что споры какой авианосный флот нам иметь на верху не утихают,т.е. иметь один большой или несколько по-меньше. И для этого Мистрали очень хорошо подходят.
Мы можем только предполагать, но высшему руководству даже выгодно. негативное обсуждение Мистралей. По сути нам не нужны десантные корабли, нам нужны авианесущие корабли, видимо модернезационный ресурс у Мистралей оказался выше, чем у Испанцев, Корейцев и других. Поверьте, у нас осталось ещё много думающих людей.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 196
Рейтинг поста:
в этом смысле интересно было бы посмотреть реверс по отношению F-35, если бы вдруг его тоже стали закупать)
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 12
Рейтинг поста:
Получить за 2 года 4 крейсера + 4 вертолетоносца + 4 десантных корабля и всего за 1,2 млрд. Евро.
Сколько Индия заплатила за Авианосец - 2,4 млрд$/ А здесь 4 по цене в 2 раза дешевле.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 886
Рейтинг поста:
То есть предлагаете подождать пока корабли не передадут нам, а уже потом делать выводы? Ок. Только бы по-Вашему вышло.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 12
Рейтинг поста:
Представьте себе ситуацию на переговорах с предстваителями НАТО при покупке Мистралей.
Они: А что вы будете делать с ними?
Мы : Оснастим их следующими системами и сделаем десантный крейсер, способный захватывать любые плацдармы в любом уголке мира не считаясь с вариантами обороны противника. Нам будет все равно, кто там на берегу и какие силы он сконцентрировал, потому что четыре Мистраля в течение 30 минут очистят побережье несколькими залпами РСЗО после чегл 64 КА-52 доработают оставшиеся после Смерча технику и личный состав, при этом создав над плацдармом зонтик от авиации и тактических ракет.
Они: Ну тогда мы конечно их вам продадим и сделаем. Разве можно дать неосуществиться таким планам?.
Вы это себе так представляете?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 886
Рейтинг поста:
Если оснастят всем о чем мы с Вами писали - другое дело. Но пока речь идет только о замене французских систем аналогичными российскими, пара ЗРК малого радиуса, АК-630 и несколько Кордов 12,7 мм. Смех один.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 12
Рейтинг поста:
Для чего нужен мистраль? Задайте себе вопрос и попытайтесь его найти в описании вооружения, которое он несет на себе. Это десантный вертолетоносец. Если вы обратили внимание, то мы берем корпуса без начинки. Почему?
1. Стандарты разные.
2. Надежность и информационная безопасность обязывает
3. Отработка технологии модульного построения кораблей(сами сказали, мы строим по семь-десять лет, а они за 2 года).
4. Создание на базе "баржи" ударного комплекса.
Не удивлюсь, когда данный корабль осгостят системами С-300, Бук-2М, Кортик, "Смерчь" и т.д.
Для него этого будет достаточно.
Теперь про КА-52. Посмотрите их возможности. Эскадрилья из 12 машин может остановить наступление армии.
(http://topwar.ru/26002-vertolet-ka-52-sposoben-protivostoyat-nastupleniyu-celoy
-armii.html)для скептиков.
А их там 16 штук. Захват плацдарма дело нескольких минут. Все идут на ТОФ. Кто там у нас??? Вот и ответ на вопрос - зачем?
Кстати, для Мистралей КА-52 уже разработан и не удивлюсь, если даже уже собран и поставлен в ангары.
(http://www.sdelanounas.ru/blogs/7505/ Посмотрите на дату сообщения - два года назад.)
Далее РСЗО - это в одном залпе 62 гектара лунного ландшафта на расстоянии в 90 км.
(http://www.sdelanounas.ru/blogs/7384/ тоже не кот наплакал.Считается самым страшным оружием после атомной бомбы)
Так что то, что у нас на ТОФ появится Мистрали - это шаг к завоеванию и изменению стратегической обстановки в регионе, где господствуют все, кроме нас.
Считаю этот шаг разумным.
Так что автор - либераст и лох в данном вопросе.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 886
Рейтинг поста:
Не соглашусь с покупкой французских вертолетов. Мало того, что в отличие от Мистралей , мы их сами можем производить , так еще и с обслуживанием каждодневные геморрой.
Просто ради интереса: зачем нам 5 АУГ? Вы России друг или в гонку вооружений втянуть хотите. У нас всегда был свой козырный туз- ассиметричный ответ, надо просто подумать каков он будет на этот раз.
sk812,
Ну так вроде сдвинулось с мертвой точки. Хотя безумные 100 млн.долларов на проектирование опять навевают мысли о попилах и откатах.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 245
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 886
Рейтинг поста:
Но контракт заключили. Теперь надо было разобраться , что с этим добром делать. Тут же был озвучен вопрос плохой вооруженности кораблей, их несамостоятельности и , как следствие , невозможности использования без внушительного ордера "телохранителей".МО тогда пообещало вооружить Мистрали по российским стандартам.
С уходом Сердюкова началась травля Мистралей , и ГСМ не те, и обслуживать негде, и зимой замерзнут, и т.д. Опцион на 2корабля российской постройки заморозили.
После подписания контракта, со временем, я с Мистралями смирился и даже начал находить в их покупке плюсы. Но при одном условии : вооружены по российским стандартам. Я наивно полагал, что это значит с учетом советско-российской традиции военного кораблестроения, при которой даже авианосец напичкан различными системами в т.ч. ударными и , как следствие , именуется тяжелым авианесущим крейсером.
На самом деле все оказалось прозаичней- хилое ( по спектру и количеству) французское вооружение заменили на аналогичные российские системы. Т.е. российские стандарты формально соблюдены.Но опасения скептиков подтвердились- да, Россия быстро получит два больших надводных корабля, но они требую свиты, которой нет, а значит с их использованием возникают проблемы.Кто мешал внести корректировки и установить нормальное ПВО, разместить ПКР, противолодочные комплексы, а для расчистки плацдарма - РСЗО, в том числе больших калибров. Места там много, локальное усиление каркаса еще никому не вредило. Вместо хорошо вооруженого корабля с возможностью подготовить плацдарм, прикрыть зону высадки зонтиком ПВО, отбиться при доле везения от противника в море, получаем большую жирную невооруженную мишень.
А теперь главный вопрос : что помешало Рогозину продавить нормальное вооружение кораблей? Где воля и разум?
voldemor,
Не думаю, что все настолько плохо. Российское вооружение предполагает российскую БИУС, система связи -тоже будет российской. Насколько помню, мы должны получить корпуса, машины, управление кораблем, все кроме вооружения.
Хотя, имхо, новые европейские многодиапазонные РЛС не помешали бы- интересно было бы во внутренностях покопаться, да кто ж их даст.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 83
Рейтинг поста:
Сердюков,единственный министр обороны,который что-то реальное сделал для флота.Теперь очередь за С.К.Шойгу, и ответственным за оборонку Д.О.Рогозиным,нужны ущё два Мистраля и срочное начало строительства серии из 5-ти авианосцев.
Конечно ,вертолетоносцы надо было закупать с их родными,французскими вертолетами,а самим учиться строить свои.Как всегда,пожалели копейку,потеряли на сто рублей.
Теперь как фрегат "Горшков"-корабль построен,оружие в разработке. Интересно,что у нас появилось новенькое про "Ивана Грена"?,в четыре раза меньшего по водоизмещению(5000тонн) и уже строящегося 10-й год.(только не надо про изменения проектов!)РЕЗУЛЬТАТ ГДЕ?А недотепы хранцузы,за три года 42 000 тонн добавят флоту России.И когда это такое у нас было? Никогда! За содеянное под суд,а за "Мистрали",Вам,г-н министр Сердюков,спасибо!
А не пора бы начинать по-взрослому спрашивать с конкретных должностных лиц? да и "шарашки" для некоторых,как и "научные роты" не помешают.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
средства связи у НАТО? Как и ожидалось, в начале
боевых действий, все это новейшее оборудование сдохло,
то есть превратилось в металолом.
Та же участь ждет и Мистрали. В случае начала боевых
действий их ждет участь металолома. И даже если они будут работать, то станут глазами и ушами врага.
Бойтесь данайцев дары приносящих!