Рособоронэкспорт предлагает египетской армии закупить боевые вертолеты и комплексы ПВО. Ранее некоторые египетские СМИ сообщили о том, что Москва и Каир ведут переговоры о заключении соглашения на закупку Египтом российского оружия на сумму порядка четырех миллиардов долларов, сообщает РИА Новости.

Экспорт российских вертолетов за последние десять лет увеличился в десять раз. Только в этом году, по данным Рособоронэкспорта, объемы продаж вертолетной техники вырастут на 20 процентов, и это устойчивая тенденция последних лет. Если в 2001 году Россия поставила на экспорт всего 12 машин, то план на этот год - свыше 130 вертолетов. Существенно удалось расширить географию поставок, в том числе и на ближневосточный рынок, где у России имеются неплохие перспективы. Сегодня российские вертолеты летают уже более чем в 70 странах мира.

С чем связана такая популярность российских машин, рассказал "Голосу России" директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.


- Почему именно вертолеты становятся основой продаж? Есть конкретный спрос, или дело в том, что мы делаем их хорошо и у нас такие машин в избыточном количестве?

- Насколько я знаю, в Египет продаются не только вертолеты, но и системы противовоздушной обороны, противотанковые комплексы, самолеты МиГ-29. Российские вертолеты, особенно если речь идет о вертолетах семейства Ми-8 и Ми-17, - это "летающие автоматы Калашникова", надежная рабочая лошадка, легкая в обслуживании, заточенная под то, чтобы их могли освоить техники и пилоты из других стран.


Одна из причин, почему Пентагон закупал у нас для афганской армии вертолеты Ми-17, заключалась не в том, что они нас любили. Просто афганским техникам гораздо проще научиться водить вертолет Ми-17, чем, скажем, вертолет фирмы Сикорского. Это все было подчинено здравому смыслу. К тому же многие из этих машин поставлялись в эти страны еще в советские времена, поэтому с нашей техникой там хорошо знакомы и хотят покупать то, что знают - знают, как обслуживать и как управлять.

- За десять лет экспорт российских вертолетов увеличился в десять раз по всему миру. С чем это связано?

- Экспорт увеличился все-таки не в десять раз, я думаю, раз в 5-6. Россия сама ушла в значительной степени с мировых рынков в 1990-е годы по целому ряду причин. Сейчас Владимир Путин очень много внимания уделяет продвижению российской продукции военного назначения на внешние рынки.

- Как вы считаете, 130 вертолетов в год - это много или мало по сравнению с возможностями всего мирового рынка?

- Это не очень много. Россия в настоящий момент контролирует около 10 процентов вертолетного рынка. Но надо помнить, что помимо России существуют еще такие гранды, как "Еврокоптер" (Eurocopter), "Сикорский" (Sikorsky), "Агуста/Уэстленд" (AgustaWestland). Например, один вертолетов, на которых летает премьер Медведев, - не российский, а итальяно-британский AgustaWestland, собираемый здесь по лицензии в подмосковном городе Томилино. Конкуренция тяжелая.

Наши вертолеты просты в управлении, надежные, неприхотливые, но у этого есть обратная сторона. Скажем, наш вертолет Ми-17 не идеально адаптирован для того, чтобы быть машиной для перевозки одного из первых лиц государства, эта машина мощная, шумная. У нас достаточно шумные двигатели. Часто наши недостатки являются продолжением наших достоинств и наоборот.

- Какие именно типы машин пользуются самым большим спросом?

- Наш бестселлер - вертолет Ми-17, который уже поставляется в Египет, и, видимо, египтяне хотят докупить еще. Вторым по популярности является наш ударный вертолет Ми-35, так называемый "Крокодил", зарекомендовавший себя во множестве "горячих точек" мира. Кроме того, мы начинаем продвигать новые модели. На рынок нельзя все время выходить на советских заделах, пусть и модернизированных. Нужно выпускать модели, и компания "Вертолеты России" этим и занимается…


Полная версия комментария доступна в аудиоформате: