Известный российский адмирал Владимир Комоедов, послуживший в свое время в Арктике, приветствует новую идею министра обороны Сергея Шойгу. Вчера тот рассказал, что защищать активно строящуюся российскую инфраструктуру во льдах предстоит новому соединению патрульных ледоколов. Но в способностях отечественной судостроительной промышленности поддержать порыв министра г-н Комоедов сомневается.
Председатель думского комитета по обороне Владимир Комоедов до прихода в парламент всю жизнь отдал флоту. Ему удалось послужить практически на всех флотах. В том числе в 1997—1998 годах он был первым заместителем командующего Северным флотом. Идея министра обороны о создании соединения патрульных кораблей ледового класса, озвученная в среду на «селекторе», адмиралу Комоедову пришлась по душе. Патрульные ледоколы, по задумке Шойгу, понадобятся для охраны уже построенных объектов, перемещения грузов и поддержки судов при прохождении по арктическому пути.
Шойгу рассказал вчера, что в Арктике планируется восстановить аэродромы и причальные сооружения на архипелагах в акватории Северного Ледовитого океана — на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. Как доложили министру военные, на острове Котельном уже готова взлетная полоса и построено место стоянки авиатехники.
«Арктика совсем скоро превратится в активное судоходное направление, в самый короткий путь между Европой и Азией, — констатирует адмирал Комоедов. — В связи с этим там возможны посягательства, и защита со стороны флота судоходству не помешает». По данным Минрегионразвития, мощность Севморпути к 2020 году вырастет в семь раз.
«По мере выработки полезных ископаемых на континентальной части материка Россия вынуждена идти на освоение шельфа, — говорит военный эксперт ИМЭМО РАН Владимир Евсеев. — Речь идет о разработке нескольких крупных месторождений, в первую очередь природного газа». За влияние в Арктике соперничество развернется между основными приарктическими государствами.
Однако и Комоедов, и Евсеев признают, что ледокольные планы Шойгу не совсем готова выполнить российская промышленность. «Судостроители не справляются: мы постоянно слышим о задержках, недостроях, поломках, неудачах, — говорит главный думский оборонец. — Сейчас в Объединенной судостроительной корпорации сменилось руководство, хочется надеяться, что ему удастся решить имеющиеся проблемы».
Последний ледокол в СССР был построен в 1990 году. С 2007 года было построено всего три ледокола. Примечательно, что за день до заявления Шойгу ООО «Балтийский завод — судостроение» анонсировало начало строительства самого мощного атомного ледокола в мире — проекта 22220. Ледокол должен быть построен и передан «Атомфлоту» к декабрю 2017 года.
По словам первого замгендиректора «Росатома» Ивана Каменских, недавно были подписаны документы на строительство еще двух серийных ледоколов этого же проекта. Уже объявлен тендер по выбору исполнителя контракта, оба ледокола будут стоить более 80 млрд руб. и должны быть построены к 2019—2020 годам.
«Самый мощный ледокол в мире — это хорошо, и он в Арктике явно пригодится, — резюмирует адмирал Комоедов. — Он станет колоть огромные льдины, но их же еще убирать надо от фарватера: если трехметровые глыбы наколоть и оставить, никто ж сзади не пройдет. Поэтому Шойгу абсолютно прав, что предлагает создать ледовый класс, но тут возникает вопрос — найдутся ли у государства на это дополнительные средства».
В Минобороны пояснили РБК daily, что конкретных планов по развитию морской ледокольной группировки в Арктике пока нет. «Озвученные министром планы лишь предстоит детализировано изложить на бумаге и только затем при одобрении политическим руководством страны последовательно реализовывать», — отметил источник в военном ведомстве.
Рейтинг публикации:
|