Ровно год назад, 6 ноября 2012 года, в 11:00 утра Анатолий Сердюков вошел в кабинет президента Владимира Путина министром обороны, а спустя 15 минут вышел безработным. Он руководил военным ведомством почти шесть лет и почти пять из них пытался радикально реформировать вооруженные силы. Господина Сердюкова сменил Сергей Шойгу. Он, хотя и обещал кардинально не менять взятого ранее курса, за год показал, что на многое смотрит иначе, чем предшественник. «Ъ» выяснял, что в армии Анатолия Сердюкова не устраивает Сергея Шойгу.
Реформа на заказ
Анатолий Сердюков, выходец из налоговых органов, прежде далекий от военного дела, был назначен министром обороны в феврале 2007 года. Объясняя свой выбор, Владимир Путин тогда говорил, что «в условиях, связанных с расходованием огромных бюджетных средств, нужен человек с опытом работы в экономической сфере». Но дело было еще и в необходимости кардинально изменить вооруженные силы — человеку, от армии далекому, сделать это было гораздо проще. Ставка на это руководства страны обеспечила господина Сердюкова защитой, долгое время спасавшей его от непрестанных атак со всех сторон.
Своих противников министр обороны плодил в стратегических количествах. Резкое недовольство в армии вызвал курс на усиление гражданского начала в Министерстве обороны: вместе с господином Сердюковым в ведомство пришли его подчиненные из Федеральной налоговой службы. Гражданские лица в руководстве ведомства появлялись и во время министра Сергея Иванова (первого гражданского министра обороны) — военные финансы курировала Любовь Куделина, ставшая в 2001 году первой женщиной в высшем военном руководстве. Однако при господине Сердюкове призыв гражданских в руководство стал куда более массовым. А главное, что бывшие налоговики и не скрывали своего скепсиса по отношению к военным и тому, чем они занимаются. Военные были уверены, что это идет от самого министра.
С приходом в ведомство Анатолия Сердюкова и до момента его увольнения изменения в командном составе происходили постоянно. За почти шесть лет в военно-морском флоте и в военно-воздушных силах сменилось по два главкома, в сухопутных войсках и в ракетных войсках стратегического назначения — по три командующих. За все время своего пребывания на посту у министра сменилось девять заместителей, трое из которых — Любовь Куделина, Вера Чистова и Михаил Мокрецов — в свое время курировали военные финансы. В округах и Генеральном штабе была введена практика ротаций. Офицеры по истечении двух лет службы в одном месте переезжали на новое место, где должны были набираться военного опыта: всех несогласных с этой идеей министр увольнял.
Радикальных структурных перемен в первый год работы господина Сердюкова не было. Работу над военной реформой курировал тогдашний начальник Генштаба Юрий Балуевский, однако сроки обозначались крайне осторожно. Но в июле 2008 года господина Балуевского сменил генерал Николай Макаров. А уже в августе произошла пятидневная война с Грузией.
Хотя сопротивление противника было подавлено достаточно быстро, выводы из военной кампании были сделаны неоднозначные. Успех операции был предопределен в основном за счет превосходящих российских сил, однако под сомнение попала сама возможность использования имевшихся на тот момент дивизий и полков в локальных операциях, целью которых было не ведение фронтальной войны, а переход к активным маневренным действиям. По воспоминанию высокопоставленного источника «Ъ» в Генштабе, в вооруженных силах практически не было воинской части, способной в короткие сроки приступить к выполнению боевых задач. Проведя анализ грузинской кампании, военные доложили об этом президенту Дмитрию Медведеву. Спустя несколько дней он выпустил закрытую директиву о начале осуществления радикальной реформы. Открыто об этом Анатолий Сердюков объявил 14 октября 2008 года по окончании заседания коллегии Минобороны.
Было решено сократить офицерский корпус с 355 тыс. до 150 тыс. человек (впоследствии цифра была пересмотрена в сторону увеличения — до 220 тыс.). Само количество военнослужащих установилось в районе 1 млн, но все соединения и воинские части были переведены в категорию постоянной готовности. Институт прапорщиков и мичманов — 140 тыс. человек — был ликвидирован. Вместо шести военных округов на территории РФ создали четыре оперативно-стратегических командования, вместо громоздкой организационной системы с корпусами, дивизиями и полками предпочли более прямую и компактную — бригадную.
Все непрофильные для военнослужащих функции (уборка территорий, банно-прачечные услуги, отопление котельных и т. д.) были отданы на аутсорсинг холдингу «Оборонсервис». Солдатам оставалось заниматься исключительно боевой подготовкой.
Особое внимание министр уделял избавлению от непрофильных активов. С ноября 2008 года Минобороны было наделено полномочиями по реализации военного имущества с правом продажи недвижимости с торгов. В 2011 году ведомство провело 43 аукциона, заработав 4,7 млрд руб.
Анатолий Сердюков конфликтовал с Минфином, требуя дополнительного финансирования для обеспечения жильем военнослужащих. В 2008 году, когда в жилье нуждались 122 тыс. военных, бюджет РФ выделил министерству на жилищные цели 31,8 млрд руб., а в 2011 году при бюджетном финансировании в 94,5 млрд руб. число бесквартирных военнослужащих увеличилось до 167,7 тыс. человек. Ошибка заключалась в том, что жилье для военных строилось и покупалось в регионах, в которых в нем не было нужды. Чтобы покончить с очередью военнослужащих, он запросил у Минфина сумму в 366 млрд руб., но финансовое ведомство ответило отказом. По признанию источника «Ъ» в военном ведомстве, «с Силуановым договариваться сначала было куда проще, чем с Кудриным, но говорить нет он научился достаточно быстро».
Но главным театром боевых аппаратных действий для Анатолия Сердюкова стали взаимоотношения с военно-промышленным комплексом. За год до его прихода была утверждена госпрограмма вооружений до 2015 года общим объемом 4,98 трлн руб. Предполагалось, что основной этап переоснащения начнется уже к 2011-2012 годам, однако по результатам войны с Грузией темпы модернизации было решено ускорить. Программа не была выполнена практически по всем показателям. В частности и потому, что предприятия оборонной промышленности не смогли справиться с крупными заказами. В 2011 году Дмитрий Медведев подписывает новую госпрограмму вооружений до 2020 года общим объемом 20 трлн руб. С учетом прошлого опыта господин Сердюков стал строить принципиально новые отношения между заказчиком и исполнителем: еще с советских времен предприятия привыкли завышать цены на свою продукцию, включая туда различные нецелевые расходы. Начиная с 2011 года министр развернул настоящие «ценовые войны» в рамках гособоронзаказа, пытаясь заставить оборонщиков принять свои условия, а в случае отказа грозился закупать вооружения за рубежом. Давить на предприятия промышленности он продолжал постоянно, несмотря на звучавшие призывы Владимира Путина и Дмитрия Медведева не допускать срыва гособоронзаказа. Считалось, что таким образом он устанавливает правила игры на годы вперед.
Министерская пересменка
Отставку Анатолия Сердюкова Владимир Путин объяснил необходимостью сохранить объективность расследований, связанных с деятельностью министерства и в частности холдинга «Оборонсервис». Но увольнение не спасло господина Сердюкова от вопросов следственных органов. Основным доводом в пользу экс-главы МЧС Сергея Шойгу, пять месяцев отработавшего губернатором Московской области, по словам источника «Ъ» в Белом доме, стали два фактора: более чем 20-летний опыт руководства силовой структурой и умение выстраивать отношения с окружающими. В пользу господина Шойгу говорили и высокие социологические рейтинги, чем Анатолий Сердюков похвастаться не мог никогда.
Кандидатура Сергея Шойгу, впрочем, была не единственной. По утверждению источников «Ъ», 5 ноября в администрации президента были также готовы представления на главу госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова и занимавшего тогда пост главы Федерального космического агентства (Роскосмос) Владимира Поповкина. «Чемезов сумел убедить президента в нецелесообразности своего назначения,— вспоминает источник “Ъ” в Кремле.— До Поповкина банально не сумели дозвониться: он улетал в Благовещенск с инспекцией объекта, а его борт спецсвязью оборудован не был». Так или иначе, но именно спешно вызванный к президенту губернатор должен был взять на себя решение вопросов, возникающих в связи с сердюковской реформой армии.
Военный спасатель
На следующий день после назначения Сергея Шойгу министром Владимир Путин подписал распоряжение о его восстановлении на воинской службе в звании генерала армии. Прервав заведенную при Сергее Иванове практику «распогонивания», президент фактически дал сигнал офицерскому корпусу о смене или хотя бы о корректировке курса.
И действительно, с первых дней работы Сергей Шойгу стал демонстративно ревизовать непопулярные решения предшественника. Он восстановил управление боевой подготовки, ликвидированное в ходе реформы в 2009 году, увеличил количество сотрудников военной приемки до 25 тыс. человек, возродил медицинские, создал спортивные и научные роты, призвал вернуться к работе в ведомстве уволенных при предшественнике офицеров. В руководящем составе ведомства стало куда больше военных, а так называемый в кулуарах женский батальон — советницы, помощницы и главы управлений — был в короткие сроки разогнан. Не обошлось без эмчеэсовского призыва в Минобороны. Вместе с господином Шойгу пришли и выходцы из МЧС: Руслан Цаликов и Юрий Садовенко стали его замами, а первый замглавы МЧС Александр Волосов занял пост главы «Спецстроя» (дочерней компании Минобороны).
Заместители министра получили большую свободу действий: каждый из них курирует свое собственное направление и несет за него персональную ответственность. Появились две новые должности — замминистра по военной науке, отвечающий за инновационную деятельность, и первый замминистра, курирующий боевую подготовку. При Анатолии Сердюкове все направления хоть и были раскиданы по заместителям, но, как правило, все равно замыкались непосредственно на главу Минобороны. В январе 2013 Сергей Шойгу выпустил директиву, которой вернул высшему генералитету право присваивать подчиненным воинские звания, назначать на должности и увольнять с них, а также по своему усмотрению определять круг их обязанностей. Анатолий Сердюков эти бумаги визировал сам.
Сказать, что Сергей Шойгу отменяет все, что нарешал бывший министр, нельзя. Но на многие вещи он явно смотрит по-другому, в частности и в вопросах о структуре вооруженных сил. Например, сведение всей авиации всего в восемь укрупненных авиабаз (вместо прежних многочисленных авиадивизий и авиаполков) он назвал ошибкой: «Может, это и правильно с экономической точки зрения, но никак не с военной». Причина, по которой Анатолий Сердюков ратовал за создание новой системы, понятна: из 356 аэродромов реально действующими были лишь четверть, а средства на содержание каждого выделялись практически одинаковые.
На особом контроле у господина Шойгу находится ситуация вокруг «Оборонсервиса». Он создавался для освобождения армии от несвойственных ей функций. И Сергей Шойгу продолжил и дальше освобождаться от них: например, нужда в самом существовании крупных субхолдингов «Оборонсервиса» («Авиаремонт», «Спецремонт» и «Ремвооружение») отпала вовсе после того, как военные от ремонта техники отказались, доверив эти функции предприятиям оборонного комплекса и передав им заодно и свои ремонтные заводы. Субхолдинг «Агропром», специализировавшийся на поставках сельхозпродукции, также было решено ликвидировать, передав его владения в федеральную собственность. По словам высокопоставленного источника «Ъ» в ведомстве, в течение 2014 года окончательно определится судьба всех активов «Оборонсервиса», после чего встанет вопрос об устранении структуры в целом. Принципиально в ином ключе видит господин Шойгу принцип избавления от неиспользуемых военных объектов: в отличие от Анатолия Сердюкова, он не хочет это направление коммерциализировать. Более того, он предложил часть полномочий по управлению активами Минобороны доверить Росимуществу, но резко против этого высказался тогдашний глава Минэкономики Андрей Белоусов. «Его можно было понять: такое наследство вряд ли кому-то нужно»,— говорит военный чиновник. При министре Шойгу в ведомстве впервые появилась концепция управления недвижимыми активами — документ, регламентирующий порядок использования недвижимого имущества.
Во главе министерства по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу не считал зазорным покупать зарубежную спецтехнику. Но в военном ведомстве он при поддержке своего заместителя Юрия Борисова делает ставку на отечественную продукцию. Самая показательная история: отказ от закупки итальянских бронеавтомобилей Iveco-LMV65 в количестве 1775 единиц (именно столько собирался купить Анатолий Сердюков). Военные взяли только законтрактованные 358 машин. Кроме того, новый министр принял решение вернуться к закупкам боевых машин десанта БМД-4М, которые так просил купить командующий ВДВ Владимир Шаманов и которые так не хотел брать Анатолий Сердюков. При экс-министре военные утверждали, что машина не отвечала предъявленным требованиям, в частности по бронезащите, однако господин Шойгу просьбу генерала Шаманова все же удовлетворил.
Однако постепенно «ресурс исправлений» у Сергея Шойгу заканчивается. Он будет вынужден сконцентрироваться на вещах, которые в прежнее состояние возвращать уже не имеет смысла. В первую очередь ему будет необходимо завершить процесс создания новых полноценных войсковых группировок на всех стратегических направлениях, продолжая поддерживать части и соединения в состоянии постоянной готовности. В 2013-2014 годах необходимо доукомплектовать вооруженные силы рядовым и сержантским составом до 100%. К 2017 году в российской армии должно оказаться не менее 425 тыс. контрактников. Поддерживая в войсках уровень боевой подготовки, ему параллельно придется следить за выполнением не только ныне действующей госпрограммы вооружений, но и следующей — она начнется уже в 2016 году. И если существующие проблемы выполнения первой он может поставить в вину Анатолию Сердюкову, то за вторую нести ответственность будет уже он сам.
К тому же политический ресурс, которым на данный момент располагает министр, тоже не бесконечен. Но при этом во время итоговой коллегии в феврале этого года Владимир Путин прямо заявил: «Не все принятые решения по реформированию вооруженных сил себя оправдали. Совершенствовать армию надо не по шаблонам, но и без постоянных шараханий, без бесконечных ревизий ранее принятых решений». Президент особо подчеркнул, что «общая стратегическая логика обновления вооруженных сил остается неизменной».
Источники «Ъ», близкие к Кремлю, отмечают хорошие отношения Сергея Шойгу с нынешним главой президентской администрации Сергеем Ивановым. Во всяком случае они лучше, чем с Анатолием Сердюковым, которого, по их словам, господин Иванов просто «тихо ненавидел». А о его отношениях с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым можно судить по совместной рыбалке в Туве в июле этого года — появление члена кабинета министров в неформальной компании премьера и президента происходит не так часто. Впрочем, и у Анатолия Сердюкова до поры до времени отношения с руководством страны считались превосходными.
Иван Ъ-Сафронов